Top.Mail.Ru
финансы

Что происходит на российском рынке бесконтактных платежей

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

До недавнего времени Россия была одним из мировых лидеров по росту популярности бесконтактных платежей. Однако прекращение работы в РФ платежных систем Visa и MasterCard, а также усиливающийся санкционный режим внесли в наши потребительские привычки и сценарии покупок существенные коррективы. Можно ли сейчас, заходя в магазин, обойтись одним смартфоном или наличие физической пластиковой карты и наличных уже стало обязательным — рассказывает Денис Молчан, генеральный директор исследовательской компании BusinesStat.

Как показывают наши исследования рынка финтеха, до марта 2022 года большинство пользователей в России отдавали предпочтение платежным сервисам Google Pay, Apple Pay и Samsung Рay. Отечественные аналоги — Яндекс Рay, MIR Рay, Sber Рay и другие — занимали не больше 20% рынка, поскольку не могли похвастаться универсальностью, удобством и простотой. После частичной либо полной приостановки работы зарубежных сервисов бесконтактных платежей огромная доля рынка осталась вакантной. И пока серьезных заявок на то, чтобы ее занять, ни от кого, кроме Системы быстрых платежей (СБП), не поступило.

До сих пор СБП ассоциировалась скорее с возможностью перевода денег по номеру телефона. Но уже несколько месяцев основной рекламный упор система делает на возможность бесконтактной оплаты товара или услуги со своего смартфона. Для этого у продавца и покупателя должна работать функция генерирования и чтения QR-кодов.

Эта технология давно и прочно вошла в жизнь китайцев. В Поднебесной ее используют почти в 99% случаев не только для безналичной оплаты, но даже для заказа блюда в ресторане. В Европе и США этот способ не прижился, там отдают предпочтение бесконтактной оплате через NFC (по этому принципу работают сервисы Google Pay, Apple Pay, Samsung Рay и их аналоги в России).

Полюбят ли россияне QR-коды так, как их любят китайцы, — пока вопрос открытый. Лучше всего такой способ оплаты сейчас работает при онлайн-покупках: вместо того чтобы вбивать реквизиты карты, можно просто навести камеру телефона на QR-код — экономия времени получается существенная. В то же время оплачивать чашку кофе через СБП уже заметно менее удобно по сравнению с привычным прикладыванием к POS-терминалу смартфона с включенным NFC. СБП и ее участники предлагают разные лайфхаки для того, чтобы минимизировать время оплаты, например, вынос виджета оплаты по QR-коду из банковского приложения на главный экран смартфона, но свести сам процесс транзакции к одному касанию все равно не получается.

В силу специфики своей работы мне приходится часто путешествовать по России, в том числе бывать в Сибири, а также на Урале. Если в крупных городах, прежде всего обеих столицах (Москве и Санкт-Петербурге), проникновение СБП уже очень заметно, в более отдаленных регионах возможность оплаты по QR-коду пока остается совершенной экзотикой.

Меня в таких ситуациях очень выручал старый добрый Samsung Pay, прекрасно работающий с привязанными к нему картами «Мир». Мало кто знает, но, в отличие от большинства (не всех) альтернативных сервисов бесконтактных платежей, Samsung Pay для проведения транзакции не требует обязательного интернет-соединения. А в российской глубинке случаи, когда соединение POS-терминала неустойчиво, сбоит и т. д., все-таки не редкость. Учитывая также распространенность южнокорейских телефонов в РФ, все описанное выше создает дополнительные преимущества для роста доли Samsung Pay на рынке бесконтактных платежей. К тому же, к счастью для обычных потребителей, патентный спор, который чуть не закончился ограничением работы сервиса в России, пока разрешен в пользу Samsung.

В мае ЦБ сообщил о запуске новой формы оплаты в рамках Системы быстрых платежей. Как можно понять со слов первого зампреда ЦБ Ольги Скоробогатовой, речь идет о том, чтобы «поженить» между собой технологии СБП с NFC. Для этого продавцу необходимо иметь специальное оборудование с NFC-антенной, а покупателю — закачать на телефон мобильное приложение «СБПэй». Для пользователя такой сценарий будет максимально напоминать привычное прикладывание к терминалу оплаты смартфона. Но окончательно делать выводы об удобстве такой технологии рано из-за ничтожного количества точек продаж, оборудованных специальными устройствами.

Как представляется, чтобы занять доминирующие позиции на рынке, идеальный сервис бесконтактной оплаты должен решить несколько проблем.

  • Первая — свести к минимуму количество действий, необходимых для осуществления транзакции. Минимальное требование — сценарий оплаты должен быть проще и быстрее, чем прикладывание к терминалу пластиковой карты и введение ПИН-кода.

  • Во-вторых, сервис должен быть одинаково доступен и удобен на всех смартфонах, вне зависимости от используемой операционной системы.

  • В-третьих, сервис должен работать с картами всех банков-эмитентов. Попытки создания продуктов только в рамках собственной платежной инфраструктуры — вроде того же Sber Рay — по определению не могут выйти из своей ниши, пусть она и достаточно емкая.