Top.Mail.Ru
архив

Crazy Horse по-русски

19.09.201600:00

В Европе и США шоу давно пользуются популярностью. Пожалуй, самые известные представители этого жанра – шоу эротические, Crazy Horse и Moulin Rouge. Это не театр, хотя в каждом шоу есть история и полноценная режиссура, это не стриптиз, хотя актеры на сцене раздеваются. Это отдельный подвид эстрадного искусства, который постепенно завоевывает и российские площадки.

«Жанр эротики весьма разнообразен, в середине второго десятилетия XXI в. он, конечно, уже не тот, что в начале нулевых, – рассказывает владелец и генеральный продюсер event-холдинга «Князевъ» Сергей Князев. – Тогда в России эротические шоу ставились в специализированных стрип-клубах и иногда появлялись в программах дискотек обычных клубов. Совсем иное дело теперь. Сейчас в столице и любом крупном российском городе масса танцевальных коллективов и театральных студий, предлагающих разнообразную палитру постановок с эротическим содержанием».

Дьявольски привлекательные ангелы

Первый в России театр современной эротики «Империя ангелов» появился в 2009 г. Его основательница Александра Рыкова – профессиональная танцовщица, выпускница школы Игоря Моисеева и хореографического училища. «Некоторое время я работала в Театре оперетты, но меня всегда привлекала клубная культура, – рассказывает Александра Рыкова. – Вместе с несколькими девочками мы поставили небольшое шоу и стали выступать с ним по клубам. Нас заметили и пригласили с гастролями в Израиль. Но приглашающая сторона попросила сделать спектакль. Мы, молодые и энергичные, решили, что справимся. За три месяца, вложив то, что смогли накопить, мы сделали наш первый спектакль. Он обошелся в 700 000 руб. Число участников труппы пришлось увеличить до восьми человек. Тур по Израилю был успешным, наш спектакль шел в залах на 400–1000 человек, гонорары вполне устраивали».

В Израиле команда Александры Рыковой заработала всего 510 000 руб. Но для спектакля был выбран формат, который Александра стала успешно тиражировать в дальнейшем: танцевальные номера с хорошими костюмами и хореографией складывались в легкую историю со смыслом. 

По возвращении в Москву Александра Рыкова стала сотрудничать с Театром Дуровой, играя свой спектакль 2–3 раза в месяц. Кроме того, команду Рыковой стали приглашать на корпоративы. Через небольшое время инвестиции окупились.

«Есть две категории корпоративных заказчиков, наиболее часто приглашающие в программы праздников артистов эротического жанра: строители и банкиры, – отмечает Сергей Князев. – Также довольно часто просят нас вставить в сценарий эффектный эротический номер коллективы, в которых преобладают женщины или мужчины. Например, для компаний, где 90% сотрудников – женщины, мужчины-руководители заказывают к 8 Марта номера популярного в стране «Тарзан шоу». А вот для компаний, где почти все работники мужчины, заказывают ко Дню защитника Отечества или к новогоднему корпоративу номер «Девушка в бокале». Довольно востребованы на корпоративах восточной тематики исполнительницы танца живота, а на ультратехнологичных вечеринках со множеством световых и лазерных спецэффектов востребованы танцоры и танцовщицы в костюмах, украшенных светодиодами и дюралайтом, как например «Эротик-лайт-шоу». Гонорары различных эротических коллективов в Москве колеблются в пределах 30 000 – 100 000 руб. за шоу продолжительностью 10–20 минут».

Хорошая танцовщица оказалась еще и хорошим бизнесменом. Почувствовав спрос, Александра задумала сделать второй спектакль, решив превратить почти случайный успех в успешное предприятие.

Хорошо забытое старое

Когда-то в дореволюционной России прекрасно существовали разнообразные кабаре, варьете и прочие заведения, где шоу уживалось с рестораном. Следующей площадкой для театра Александры Рыковой стал отель «Корстон».

«С «Корстоном» мы работаем на бартерной основе, – поясняет Александра. – По сути, мы обеспечиваем развлекательную программу, которая поднимает статус отеля (для гостей «Корстона» предусмотрена скидка) и привлекаем в отель новых посетителей, которые уже идут прицельно на наши спектакли. Так как рассадка у нас за столиками, отель зарабатывает на заказах в ресторане».

Несмотря на то, что зал в «Корстоне», по меркам шоу, небольшой – всего 200 мест, – в среднем месячный оборот эротического театра достигает 1 млн руб. Летом он падает до 500 000–600 000 руб., а в декабре поднимается до 2 млн руб.

По словам Александры Рыковой, в России эротический театр все еще путают со стриптизом. Хотя в прошлом сезоне труппа Рыковой выступала на сцене Большого театра – несколько сцен с элементами эротики включили в балет «Риголетто». Эксперимент Большого наделал много шума, но в целом отзывы были хорошие.

«Наша аудитория – это уже достаточно взрослые люди, которые умеют ценить красивое: и красивый танец, и красоту человеческого тела, – размышляет Александра Рыкова. – На наши спектакли часто приходят семейные пары, чтобы добавить в отношения романтизма и чувственности».

Эротический театр «Империя ангелов» гастролирует и по России, и по зарубежью. «Правда, до Лас-Вегаса мы еще не доросли, – признается Александра Рыкова. – По тем меркам, мы пока еще очень маленькое шоу».

Математика кулис

В процессе работы Александра Рыкова выяснила для себя некоторые правила: декораций должно быть минимум – их слишком дорого перевозить. А вот на костюмах экономить не следует. «Следующий спектакль будет стоить не дешевле 3–3,5 млн руб., – говорит она. – У нас в труппе 12 танцовщиков, костюмы в среднем стоят от 20 000 руб., но это дешевые костюмы, мы такие не используем. Услуги постановщиков стоят тоже от 20 000 руб., если хочется чего-то действительно интересного, нужно рассчитывать на большие затраты. И я значительное внимание всегда уделяю свету. Плюс, конечно, затраты на репетиционные базы и зарплаты персоналу. Можно делать и эконом-вариант, но сейчас билеты на наши спектакли стоят 2500–4000 руб., а если сэкономить на вложениях, то и стоимость билетов упадет – вместе с маржинальностью бизнеса».

Маржинальность шоу зависит от вложений. «Чем больше вложения, тем дольше шоу будет продаваться, – поясняет режиссер массовых мероприятий и создательница шоу «Луна 22» Юлия Козеева. – Но реинвестирование должно быть постоянным. Рынок шоу все время требует чего-то нового. Реальный срок жизни номера без каких-либо дополнительных вложений – 2–3 года. Сначала идет первая волна заказов, затем наступает пик популярности, потом на спаде номер заказывают те, кто по каким-то причинам раньше не разглядел его на рынке. Средняя рентабельность шоу – около 10%».

Разные зрелища

Надо отметить, что рынок шоу в России не ограничивается эротическим жанром. 

Так, например, шоу «Луна 22» сразу задумывалось как бизнес-проект для корпоративов и массовых мероприятий. «Сначала были проведены исследования рынка, – рассказывает Юлия Козеева. – По их итогам мы выбрали несколько тем для номеров. На данный момент это отдельные номера, которые хорошо вписываются практически в любое мероприятие. Следующий этап развития – это создание полноценного шоу с единой концепцией длительностью около часа». Обороты «Луны 22» Юлия Козеева не раскрывает, но отмечает, что инвестиции только в костюмы и реквизит составили 300 000 руб., и две трети вложений окупилось за первые два месяца работы.

Стоимость выступлений «Луны 22» начинается от 40 000 руб. за блок из трех номеров. Сейчас у шоу более 15 номеров. «Наши основные заказчики – режиссеры и организаторы разных по тематике массовых мероприятий, – рассказывает Юлия Козеева. – Но у нас есть номера и для частных мероприятий, например, для свадеб».

Кстати, некоторое время назад свое шоу попытался сделать бренд Rexona (при участии Unilever). Тогда в рамках рекламной кампании бренд проводил голосование за проект мечты. Одно из призовых мест заняла московский хореограф Анастасия Юрасова, она создала для Rexona танцевальное шоу «Цена желания». Несмотря на полный зал Театра эстрады (стоимость билетов достигала 1000 рублей), тиражировать проект ни Анастасия, ни Unilever не стали. «У Rexona по правилам конкурса я выиграла только премьеру – только один спектакль, – комментирует Анастасия Юрасова. – Чтобы дальше это шоу двигалось, нужен спонсор». 

По словам создателей шоу, спонсоры готовы вкладываться в крупные проекты, где предполагается значительное медийное покрытие. Так, например, радио «Серебряный дождь» выступило генеральным информационным спонсором шоу Жан-Мишеля Жарра в честь 850-летия Москвы. Компания «Баскин Роббинс» спонсировала шоу мировых легенд танца в Кремлевском дворце.

Коня на скаку остановит

Чтобы понять, как дальше масштабировать свой бизнес, Александра Рыкова поступила в школу «Сколково». «Проект Александры идеально отыгрывает одну из самых продающих тем, тему секса, – комментирует тренер Александры Рыковой в «Сколково», стартап-хирург Вячеслав Семенчук. – Важно понимать, что в нашем обществе в связи с ментальностью тема секса довольно закрытая и вызывает у многих отторжение. Именно поэтому не слишком распространены секс-шопы, стрип-клубы. Людям очень сложно переступить этот порог. Александра же создала уникальный продукт, с одной стороны, продающий тему секса, а с другой – упакованный в безопасную для масс-маркета театральную обертку, которая позволяет большинству людей преодолеть психологический барьер и прийти на представление. Александра прекрасно понимает свое масштабирование, увеличивает свою экспертность за счет выступления на сцене Большого театра и на зарубежных площадках и, как я считаю, уже сейчас может побороться с международными конкурентами».

В планах Александры Рыковой дорасти до уровня шоу Crazy Horse и цирка «Дю Солей». 

«Дю Солей» тоже работает как набор качественных, зрелищных номеров, собранных в определенную историю, – размышляет она. – Это и высокий уровень исполнителей, и высокий уровень режиссуры. Не вижу причин, по которым мы не сможем достичь этих высот».

Еще по теме