Top.Mail.Ru
архив

Деление простейших

Находясь в неустанных поисках полезных занятий, правительство решило снова подумать о ходе административной реформы. Развить и углубить ее не только в центре, но и в регионах. Это сейчас в принципе один из наиболее модных идеологических посылов: о чем бы ни шла речь, принято говорить, что это (то, другое, третье) должно идти заданным темпом не только в центре, но и в регионах. Касается императив практически всего, за исключением, быть может, вопросов, связанных с деятельностью администрации президента, и, пожалуй, отопления и водоснабжения.

Так вот про углубление административной реформы. Это вроде как папа ушел из семьи, а детям, чтобы их не травмировать, говорят, что он в дальней и ответственной командировке – когда вырастете, тогда узнаете в какой. Можно, конечно, рассуждать, как работает новое разделение, когда одни занимаются правоустанавливающими функциями, другие контрольными и надзорными, а третьи оказывают (или навязывают) услуги. И правильно ли выстроено взаимодействие между министерствами, федеральными службами и агентствами. А можно занудно вернуться к началу, когда в самом фундаменте системы не было заложено главного – жестко фиксированного перечня функций и секторов действия государства. Это ведь замечательно было придумано с самого начала, когда самим министерствам и ведомствам было предложено установить перечень функций и зон ответственности. Одновременно надо было поручить строителям разработать нормы расхода материалов, а поварам – нормативы уварки при приготовлении блюд. Таким образом, административная реформа удалась с самого начала. Видимо, хорошо подготовленный старт и дал возможность увидеть результат задолго до окончания установленных полных и промежуточных сроков. Для полной гарантии того, что с намеченного пути реформа не свернет, один из ее главных идеологов Дмитрий Козак был переброшен на новый прорыв – в Южный федеральный округ.

Однако, если обратиться к вышеприведенной аналогии (папа в командировке), семья живет так, словно ничего и не произошло. И правительство продолжает расширять и углублять процесс, о котором ничего, кроме семантических текстовых составляющих, не удается выяснить: в смысле материального подтверждения.

Теперь, говорят, правительственные эксперты предлагают сформировать специальную дирекцию по административной реформе и, кроме того, в каждом министерстве и ведомстве создать рабочую группу по этому же направлению. Что, безусловно, породит еще немалое количество приятных должностей с приятным же, будем надеяться, окладом и возможностью стандартной конвертации административной возможности в кэш-деривативную форму. Плюс вся эта великая идея может быть перенесена и на региональный уровень. Разумеется, по способности к расширенному воспроизводству бюрократия уступает в природе только нескольким видам насекомых и кое-каким морским простейшим. Проблема, однако, в другом. Любая популяция, расширяясь, неизбежно пытается захватить новые ареалы обитания и поддержания биологического баланса на новом уровне. Увеличение бюрократической массы неизбежно потребует не только финансовых, но и контрольно-функциональных вливаний. А этих самых контрольно-распорядительных функций, сколь бы патологически много их ни было у государственных органов, в свободном виде не существует. Поэтому предлагаемое углубление административной реформы неизбежно приведет к появлению новых контрольно-распорядительных функций и соответственно к неизбежному сужению области свободных действий для производственных и социальных институтов. И если кто-то сегодня считает, что он может что-то решать самостоятельно, то для подобных иллюзий остается не так уж много времени. Государственный «дирижизм», увеличивая бюрократическую массу, превращает практику расширения контрольно-распорядительных функций государства на всех уровнях в процесс естественно-биологический. Что-то вроде теории происхождения видов.

 

Еще по теме

архив
Социальный заказ
«Россияне должны работать дольше, если хотят получить от государства пенсии», - так решил инициатор пенсионной реформы Михаил Зурабов, ныне возглавляющий Министерство по здравоохранению. По замыслу чиновника женщины будут выходить на пенсию с 60 лет вместо нынешних 55, а мужчины, соответственно, с 63 лет вместо 60. Увеличивая пенсионный возраст, власти тем самым пытаются оттянуть сроки выплат средств пожилым людям на более поздний срок. Дело в том, что уже в 2005 году в связи со снижением единого соцналога дефицит Пенсионного фонда России составит почти 160 млрд рублей, причем со временем эта цифра будет только расти. Однако инициатива Зурабова, от которой, кстати, уже успел откреститься вице-премьер Александр Жуков, вряд ли окажет существенное влияние на де-факто провалившуюся пенсионную реформу.
Социальный заказ