Top.Mail.Ru
архив

Длинные деньги на коротких волнах

Столичные радиокомпании, стремясь расширить свой бизнес, покупают или создают с нуля региональные станции. Подобным образом действуют «Русская Медиа-Группа» («Русское радио», «Монте-Карло», «Динамит-FM»), «Европа Плюс» и «Авторадио» (входит в медиа-холдинг «Интерроса»). Чем так привлекательны регионы – понять сложно, ведь рекламный рынок там еще меньше, чем в Москве, где рекламодатели идут на радио с большим трудом.

Обычно отношения между московскими радиостанциями и их региональными партнерами строились по следующей схеме: за абонентскую плату филиал получает право на ретрансляцию сигнала, передаваемого головной станцией через спутник. Размер абонентской платы колеблется в пределах $150 – $1500 в месяц, в зависимости от города и успешности материнской станции. У «Русского радио», к примеру, около 600 филиалов. Сколько из них компания скупила (частично или целиком), неизвестно – информация не раскрывается.

По мнению Александра Варина, президента «Авторадио. Народная марка», причин для покупки станции за пределами Москвы может быть две. «Во-первых, работа на перспективу – в надежде на то, что со временем доходность в регионах вырастет. Во-вторых, наличие собственных региональных филиалов повышает капитализацию московской компании. Это может оказаться очень важным для привлечения иностранного инвестора или при выходе на международные финансовые рынки», – говорит Варин. Он же отмечает, что с точки зрения текущей доходности приобретать радиостанции в провинции нецелесообразно: «На воронежском рынке наш проект «Русские песни» является ведущим, но при этом весь объем рынка – $220 000 в год, и делят его между собой восемь станций». На создание станции с нуля, как это сделало в Воронеже то же «Авторадио», требуется $50 000 – $70 000 (покупка оборудования), не считая рекламной поддержки.

Некоторые компании принципиально не вкладывают денег в регионы. Например, «Наше радио» работает с другими городами только на договорной основе. «Покупка региональной станции представляется мне нецелесообразной, – говорит Алексей Седов, директор по региональному развитию «Нашего радио». – Прибыль в этом случае будет крайне мала, и к тому же ее очень трудно контролировать, даже если вы владеете контрольным пакетом. Владеть же долей менее 50% вообще бессмысленно».

Насколько перспективны вложения в региональные станции, станет понятно уже в 2003 году. По мнению участников рынка, в связи с очередным повышением цен на телевидении, которое произойдет весной, часть рекламы перетечет в радиоэфир. А потом какая-нибудь из российских радиокомпаний, возможно, действительно задумается о продаже акций сторонним инвесторам.

Еще по теме