Для вернувшихся зарубежных компаний предложили ввести новые правила работы
Помощник российского президента Максим Орешкин заявил, что, если Запад решит восстановить экономическое сотрудничество с РФ, то Россия будет смотреть на это «с большим вопросом». В Госдуме считают такую позицию рациональной и предлагают ввести новые правила работы компаний при их возвращении. Однако экономисты напоминают, что пока наблюдается только очередь из желающих уйти, а «возвращенцев» не видно.
«Даже если Запад в какой-то момент захочет опять экономически сотрудничать, нужно будет смотреть с большим вопросом, потому что цену такого сотрудничества мы уже знаем», — сказал Орешкин.
Он добавил, что нишу ушедших иностранных компаний и брендов уже заняли отечественные. В пример политик привел западный бренд водки (наименование он не уточнил), который решил вернуться в Россию. «Вопрос: стоит ли нам их пускать обратно, потому что, потеряв место, они освободили место российскому бизнесу, который сейчас начинает набирать обороты», — подчеркнул он.
Вероятно, речь идет про шведскую компанию Absolut, выпускающую одноименную водку. Она действительно в начале апреля заявила о возобновлении поставок в РФ. Однако спустя всего неделю передумала. Это произошло на фоне резкой критики в соцсетях и со стороны шведских политиков, которых возмутила новость о поставках в Россию.
Перемены на местном рынке, который минимизировал объемы торговли с Европой и нарастил их же с Китаем, Индией и Турцией, носят долгосрочный позитивный характер, так как теперь российская внешняя торговля ориентируется на рынки, где рост экономик выше, у которых есть перспектива, напомнил чиновник. Европейский рынок он, наоборот, назвал «умирающей частью глобальной экономики».
Решение есть: «необходима форма акционерного разделения рисков»
«Последний опыт взаимодействия с западными партнерами действительно наталкивает на необходимость пересмотра концепций договоренностей», — заявил «Компании» первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко.
Таким образом, при возврате ряда зарубежных компаний нужно будет серьезно пересмотреть условия, сообщил парламентарий. «Возможно, где-то необходима форма акционерного разделения рисков. Чтобы в случае, если кому-то в Европе покажется, что снова нужно атаковать нашу экономику, эти предприятия продолжили бесперебойно работать», — предположил он.
Кравченко напомнил, что, в партнерских отношениях один из важнейших факторов — стабильность. При этом в последний год многие компании пренебрегли этой составляющей, отметил он. По словам политика, многие западные предприниматели подвергались давлению со стороны своих правительств из-за работы на территории РФ. Другие же ушли, изменили условия, «подвели покупателей и поставщиков по собственной инициативе».
Такого же мнения придерживается председатель комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов. В беседе с «Компанией» он отметил, что для России возобновление экономического сотрудничества с европейскими странами несет риски из-за их политической зависимости от США.
«Такое сотрудничество в любой момент может быть разорвано, могут быть заморожены средства на счетах», — заявил парламентарий.
Политическое давление на бизнес не только влияет на показатели экономического сотрудничества, но и приводит к росту безработицы, попыткам вооруженного вмешательства, продолжает депутат. Он подчеркнул, что Россия и другие страны готовы нести дополнительные издержки в логистике, чтобы обеспечить «действительно свободные торговые отношения, пока Запад подрывает глобализацию и традиции международных экономических связей».
Гаврилов также перечислил условия, при которых Европа может снова стать экономически привлекательной для России. Для этого западным странам, по его мнению, необходимо начать практиковать свободные экономические отношения, освободиться от политического давления Вашингтона, отменить санкции и компенсировать РФ потери.
Желающих вернуться нет
Независимость российской экономики от Запада иллюзорна, сказал в беседе с «Компанией» предприниматель и экономист Дмитрий Потапенко.
«Как сказал Орешкин, мы действительно независимы от Запада. Политикам только осталось отказаться от итальянских костюмов, Microsoft, решений на базе программных продуктов Cisco Systems, которые используют госплатформы, и пересесть с Audi и Mercedes», — заявил он.
В предложении серьезно пересмотреть условия возврата зарубежных компаний эксперт видит одну проблему: 2000 компаний стоит в очереди на выход с российского рынка. «Прежде чем рассматривать, как они будут возвращаться, нужно вернуться в реальность: никто не стоит в очереди на возвращение в Россию. Но пока иностранные бренды уходят, правительство забирает у них собственность и собирает дополнительные взносы за выход с рынка», — отметил Потапенко.
Кроме того, бизнесмен напомнил, что компании, которые официально ушли из России с опционом обратного выкупа, по сути остались в стране, управляются они теми же сотрудниками.