Top.Mail.Ru
архив

Добрая Coca-Cola

Российские производители соков спешат продаться. «Лебедянский» вот-вот проведет IPO, «Троя-Ультра» ищет иностранного инвестора, а сделка американской Coca-Cola и питерского «Мултона» находится в завершающей стадии. Продав компанию целиком, нынешние владельцы – частные лица Дмитрий Троицкий, Дмитрий Коржев и Юрий Пилипенко – могут заработать $600 – 700 млн (для сравнения, капитализация «Лебедянского», исходя из заявленных параметров его IPO, $710 – 785 млн).

Обе стороны информацию о готовящейся продаже не подтверждают, но и не опровергают. В «Мултоне» от комментариев воздерживаются, а в официальном заявлении американской корпорации говорится, что «на настоящий момент ни компания Coca-Cola, ни компания «Coca-Cola HBC Евразия» не могут подтвердить ближайшие планы ни по новым запускам в соковом сегменте в России, ни по принятию решения об инвестициях в приобретение местного сокового производства». Впрочем, на рынке сомнений в том, что покупка состоится, нет. Чиновники ФАС, куда Coca-Cola уже обращалась за разрешением на сделку, не видят поводов для отказа. Да и все шаги «Мултона» за последние два года можно расценивать как работу над повышением капитализации.

В феврале 2003 года компания консолидировала активы – оба завода и две торговые компании, наняла KPMG аудитором, а ОФГ – финансовым консультантом. Тогда же прозвучали и первые – в четыре раза дешевле нынешних – оценки. С акционерами «Мултона», например, встречались представители ВБД. Ни о чем не договорившись, питерцы занялись оптимизацией, сертификацией и модернизацией. В 2004 году, по данным «Бизнес Аналитики», доля «Мултона» по России составила 25,2% (у «Лебедянского» – 27,4%, у ВБД – 25,4%). При этом, правда, собственники компании так и остались самыми непубличными фигурами на соковом рынке. Однако этот факт ничуть не помешает «Мултону» теперь продаться задорого.

Алексей Языков, ведущий аналитик «Атона», замечает, что повышенный интерес западных компаний к приобретению российских активов с уже отработанной логистикой и раскрученными собственными брендами наблюдается с прошлого года – суммы некоторых сделок в пивной отрасли намного превышали ожидания. «Дело не только в том, что российские компании достигли определенного уровня, – говорит Языков. – В Европе на большинстве потребительских рынков стагнация. Почти все транснациональные компании в годовых отчетах особо подчеркивают свои успехи в России – за выход на растущие рынки компании получают существенную премию у инвесторов. Во время Интернет-бума бонус к акциям можно было получить уже за наличие у компании корпоративного сайта, а сейчас примерно ту же реакцию вызывает присутствие в России или Азии. И иностранцы готовы переплачивать за активы».

Для акционеров «Мултона» продажа компании – возможность выйти из сокового бизнеса на пике спроса. Марина Каган, член правления ВБД, ссылается на данные Российского сокового союза: если в 2001 году рынок соков в натуральном выражении вырос на 60%, то уже в 2002-м – на 23%, а по прогнозу на 2005 год увеличится лишь на 8 – 9%. «Доходность тоже падает, что связано с растущими затратами на маркетинг и рекламу. Железнодорожные тарифы в среднем по стране за 9 месяцев 2004 года выросли по сравнению с аналогичным периодом 2003 года на 40%. Москва, Питер и другие крупные города находятся практически на пике насыщения», – говорит Каган.

Если сделка состоится, акционеры «Мултона» смогут инвестировать в другие свои проекты. Помимо Очаковского молочного завода, где подконтрольной им компании «Нева-Русь» принадлежит 62,46% акций, имена Троицкого и Коржева фигурируют среди учредителей нескольких питерских компаний. Кстати, согласно данным СКРИН, в числе аффилированных лиц Очаковского молзавода – Дмитрий Зайцев, гендиректор «Русь-Авто», одного из крупнейших в Питере автомобильных дилеров. Не исключено, что заработанные на соках деньги будут вложены и в быстрорастущий ритейл – по информации «Ко», создатели «Мултона» причастны и к сети гипермаркетов «Окей» (учредитель – люксембургская компания Dorinda Holding S.A.). Компания анонсировала планы к 2010 году построить в России 10 торговых комплексов и 50 гипермаркетов, вложив около $2 млрд.

 

Еще по теме