Top.Mail.Ru
архив

Доходное место

 

ЛюксембургВ Люксембурге вам может понадобиться карта, даже если вы там не раз бывали прежде. Уж очень быстро и многое здесь меняется, особенно в той части, где сосредоточена финансовая активность. Финансовый сектор в стране справедливо считается драйвером местной экономики. К началу 2010-го в герцогстве было зарегистрировано почти 150 банков, главным образом «дочек» европейских кредитных учреждений. Люксембург занимает второе место в мире, после США, по присутствию инвестиционных фондов. Интересно, что 75% трансграничных фондов, имеющих бизнес по меньшей мере в трех странах, базируется именно в Люксембурге. Эта статистика, хотя она и красноречива, уже не удивляет. Удивляет то, что здесь не удовлетворены положением дел, хотят большего и, судя по всему, добьются. И как бы российским компаниям не упустить свой шанс, а то вон индийцы, говорят на Люксембургской фондовой бирже, чуть ли не заполонили здесь все своими GDR.

 

Одна биржа, два рынка

 Да, отечественный бизнес регулярно прибегает к возможностям люксембургского финансового центра, полагаясь при этом на его преимущества, которые в принципе хорошо известны. Но, во-первых, то, что известно, используется не в полном объеме. Во-вторых, известно не все. А в-третьих, на фоне неизбежной унификации законов и регулирования в рамках ЕС особенности любых юрисдикций чем дальше, тем больше станут нивелироваться. И здесь многое будет зависеть от разнообразия и даже изощренности предлагаемых тем или иным рынком продуктов и инструментов. В герцогстве это понимают очень хорошо.

Возьмем Люксембургскую фондовую биржу – центральное звено финансового центра. Объемы трейдинга, который проводится по партнерскому соглашению с NYSE Euronext на платформе UTP, на ней невелики. Просто потому, что специализация этой биржи, как в беседе с «Ко» подчеркнул ее генеральный секретарь Кристиан Дескупс, – листинг ценных бумаг, в основном бондов, а сделки с ними по большей части внебиржевые. Эта биржа первой, еще в 1963 году, провела листинг евробондов. При конкуренции со стороны площадок в Лондоне, Цюрихе (для активов, номинированных в швейцарских франках), Дублине, Сингапуре доля Люксембурга на этом рынке превышает 40%.

Впрочем, речь идет не только о бондах. Так, в III квартале 2010 года, например, по данным Pricewaterhouse­Coopers, биржа Люксембурга заняла 3-е место по объемам IPO (12 сделок, привлекших 301 млн евро), включая пятую по размеру сделку на европейских рынках – привлечение 135 млн евро компанией Sino-American Silicon Products.

С июля 2005-го на бирже действуют два рынка – Bourse de Luxembourg и Euro MTF (Multilateral Trading Facility). Оба они регулируются на основе законодательства о листинге, но первый рассчитан на эмитентов, которым нужен для их облигаций панъевропейский паспорт, а второй – на тех, кому он не нужен. А в самое последнее время приоритетом для Люксембурсгкой биржи становится, как рассказал «Ко» Кристиан Дескупс, data trading, то есть продажа аккумулированных финансовых данных, например аналитическим агентствам. По словам Дескупса, data trading сейчас для биржи даже поважнее, чем трейдинг. И это проявление в целом очень характерного для Люксембурга гибкого подхода.

 

Специализация

ЛюксембургГибкость и стремление к диверсификации, прагматичность и специализация – это и есть по большому счету конкурентные преимущества Люксембурга как финансового центра.

Наиболее ярко это проявляется в таком сегменте, как ETF (Exchange-Traded Funds). Растут ETF стремительно. По подсчетам BlackRock, к концу 2010-го активы только в европейских ETF составили $284 млрд, что на 25,2% больше, чем годом ранее. При этом число ETF увеличилось до 1071, или на 29,5%, то есть количество самих фондов росло быстрее, чем объемы их активов. Но отношение к ETF неоднозначное: есть мнение, что и они до некоторой степени повинны в формировании кризисной ситуации в 2008-м.

Для собеседников «Ко» в Люксембурге было характерно спокойное и весьма прагматичное отношение к такому инструменту, как ETF. Сам по себе он не может быть ни плохим, ни хорошим, считают они. А уж его использование и результаты, к которым это приводит, зависят от добросовестности и компетентности игроков. Недаром в декабре 2009 г. Люксембург по количеству ETF занимал второе место в Европе.

В последние годы в герцогстве законодательно отрегулировано немало новых и специализированных механизмов инвестирования. В марте 2004-го для обеспечения высокого уровня защиты инвесторов был принят закон о секьюритизации через создание сегрегированных инструментов.

В июне 2004-го появился закон о компаниях по инвестициям в рисковый капитал (SICAR). Основные их преимущества – юридическая и операционная гибкость, а также налоговая нейтральность. В Люксембурге по такой схеме создано уже более 300 фирм. В 2007 году Люксембург ввел новый тип компаний для профессиональных инвесторов – специализированный инвестиционный фонд (SIF), который может инвестировать в любой тип ценных бумаг, хедж-фондов, недвижимости.

Юридическая и инвестиционная практика страны продолжает адаптироваться для работы в сегменте исламских финансов, не остается без внимания микрофинасирование, вообще все, что так или иначе имеет перспективу и открывает возможности для диверсификации финансового рынка. Причем в некоторых случаях, как, например, с микрофинансированием, в Люксембурге эту перспективу стараются приближать.

 

Не просто «лейбл»

В 2006 году здесь создано специальное и, надо сказать, очень небольшое по числу сотрудников агентство LuxFLAG, призванное оценивать так называемые MIV (Microfinance Investment Vehicle), то есть инвестпроекты в сфере микрофинансирования, и присваивать (или не присваивать) им своего рода знак качества. По идее наличие такого знака должно служить инвесторам дополнительной гарантией надежности и добротности проекта и в целом способствовать встраиванию относительно нового и неразвитого сегмента в общую структуру финансового рынка.

Фонд, получивший «лейбл», имеет право использовать в своих промоматериалах логотип агентства, заносится в специальную базу данных, с которой работают крупные мировые компании, и получает возможности для продвижения своего бизнеса на разного рода конференциях и форумах, проводящихся самим LuxFLAG и его участниками. Правда, все это стоит 3000 евро и по 500 евро за каждое дочернее предприятие, начиная с третьего и не далее пятого. Как рассказали «Ко» представители LuxFLAG, отсев претендентов на «лейбл» от агентства, случалось, происходил уже на стадии первых обсуждений, и дело даже не доходило до представления документов на рассмотрение.

Кстати, в целом развитием финансового рынка Люксембурга и его продвижением в мире занимается тоже специально созданная организация – Luxembourg for Finance, работающая в тесном контакте с государством и финансовыми рынками. Она также малочисленна. Впрочем, как показывает опыт крохотного Люксембурга, ставшего крупным финансовым центром, размер на самом деле значения не имеет.


Фотографии Luxembourg National Tourist Offic Luxembourg Stock Exchange

Еще по теме