Top.Mail.Ru
финансы

Доллар, гудбай: почему страны соглашаются платить России в рублях

Фото: Anadolu Agency / Contributor / Getty Images Фото: Anadolu Agency / Contributor / Getty Images

Турция постепенно перейдет на расчеты в национальных валютах — на первом этапе Анкара будет оплачивать рублями российский природный газ. Аналогичное решение приняли власти еще ряда стран. Торговля в нацвалютах снижает риск вторичных санкций и поддерживает экономику государств, отмечают опрошенные «Компанией» аналитики. Однако это не поможет России «слезть с сырьевой иглы», доход и рисков от которой значительно больше, чем от торговли товарами и услугами, отмечают эксперты.

Сейчас не менее пяти стран оплачивают российский газ в рублях. Среди них Греция, Киргизия, Белоруссия, Армения и Азербайджан. Теперь после встречи президентов Реджепа Тайипа Эрдогана и Владимира Путина к ним присоединилась и Турция. Стороны подтвердили планы выведения двусторонней торговли в год до $100 млрд и подписали меморандум, «своего рода дорожную карту» торгово-экономических отношений между Россией и Турцией, отмечал Эрдоган.

У стран были планы уйти от доллара при взаимных расчетах еще в 2019 году — тогда соглашение об этом подписали глава Минфина РФ Антон Силуанов и министр казначейства и финансов республики Берат Албайрак. В 2018-м российский Минфин сообщал, что доля торговых расчетов с Турцией в рублях и лирах уже составила 22%. В том же году товарооборот России и Турции находился в пределах $25,6 млрд. В прошлом году показатель вырос до $33,025 млрд, а доля Турции в общем обороте внешней торговли России увеличилась до 4,2%.

Между тем соглашения России и Турции беспокоят западные страны, поэтому Анкара может почувствовать на себе экономическое давление, если поможет Москве избежать санкций, писала Financial Times. В Кремле сомневаются, что сотрудничество между государствами станет причиной для вторичных санкций и утверждают, что Москва и Анкара при частичном переходе на нацвалюты не преследуют цели обрушить доллар.

При этом еще несколько стран планируют торговать с Россией в рублях. «Если Россия предложит такую альтернативу Нигерии, мы рассмотрим эту возможность», — заявлял посол страны в РФ Абдуллахи Шеху. Сирия тоже готова «отказаться от гегемонии доллара» и начать переговоры о взаиморасчетах в нацвалютах. Индия вместе с Россией еще с марта работает над механизмом торговли в рублях и рупиях.

По газовому подобию

В конце марта по указу Путина Россия перешла на поставки газа «недружественным» странам в рублях. Некоторые страны Евросоюза и G7 сразу отказались платить за голубое топливо в российской валюте. Однако по данным Politico на конец мая, закупки газа продолжают немецкие, венгерская, французская, итальянская, австрийская, чешская, словацкая и словенская нефтегазовые компании. По словам вице-премьера Александра Новака, поставки рублями оплачивают около половины из 54 компаний, имеющих контракты с «Газпромом».

Механизм оплаты работает так: сначала Газпромбанк открывает покупателям специальный валютный и рублевый счет. Далее покупатель зачисляет платеж в валюте контракта на валютный счет. После этого банк самостоятельно перечисляет валюту в Национальный клиринговый центр для ее продажи на Мосбирже за рубли, зачисляет их на рублевый счет и переводит платеж непосредственно на счет «Газпрома». Покупка считается завершенной только после того, как «Газпром» получил рубли. До зачисления средств компания не имеет права продолжать поставки газа.

Другие товары и услуги в рублях оплачиваются напрямую, объясняет аналитик ФГ «Финам» Андрей Маслов. Если говорить о торговле с Анкарой, то лиры на рубли меняются еще в Турции или турецких фининститутах в других странах, включая Россию. «Для малого и среднего бизнеса расчеты могут проводиться по более упрощенным схемам без привлечения посредников», — добавляет аналитик.

Маслов напомнил, что многие ресурсы исторически торгуются в долларах, что делает их скорее исключением из правил, так повелось с окончания Второй мировой войны и с укоренения доллара как основной мировой валюты. «Именно поэтому российский газ, по сути, все еще торгуется в долларах, а только потом выручка переводится в рубли. Так прописаны долгосрочные контракты, и изменять их нет возможности», — добавил он.

Все, кроме доллара

Переход торговых расчетов в национальные валюты, минуя доллар, снижает риск вторичных санкций и заморозки платежей, отметил в разговоре с «Компанией» аналитик УК «Альфа-Капитал» Александр Джиоев. Он добавил, что таким образом снижаются и трансакционные издержки — вместо двойной конвертации происходит одна — из одной национальной валюты в другую.

Например, Турции выгоден переход на оплату рублями, поскольку это помогает стране сохранить истощающиеся валютные резервы, отметил Маслов. Он напомнил, что за последние годы турецкое правительство потратило десятки миллиардов долларов, пытаясь удержать лиру от резкого падения. Тем не менее национальная валюта за год потеряла около 60% своей стоимости по отношению к доллару, а годовая инфляция достигла 80%.

При этом Индия, которая все еще обсуждает с Москвой механизмы взаимной торговли, оплачивает импорт российского угля в юанях, дирхамах и гонконгских долларах. В будущем число недолларовых платежей будет увеличиваться, поскольку Дели всеми способами пытается избежать вторичных санкций из-за торговли с Россией.

У России нет другого выхода, кроме как перейти на торговые расчеты в нацвалютах, считает экономист, председатель русского экономического общества имени С.Ф. Шарапова Валентин Катасонов. При этом касательно поставок на Запад эксперт считает фикцией рублевый механизм оплаты газа, поскольку все равно «торговля идет за токсичную валюту», а счет в рублях — «чисто технический». «Фактически Газпромбанк — мальчик на побегушках, который конвертирует евро в рубли. Но это наше внутреннее дело, тогда как европейцы как платили в евро, так и платят», — отметил Катасонов в разговоре с «Компанией». По его словам, «на России все риски», поскольку доллары и евро все еще в стране, в том числе на счетах коммерческих банков.

В прежние времена скопившуюся валюту имело бы смысл направлять на валютные интервенции для влияния на курс рубля, однако сейчас это опасно из-за санкций, отмечал глава Минфина РФ.

После начала геополитического обострения курс рубля резко ослаб. Так, на 11 марта ЦБ установил официальный курс на уровне 120,37 рубля, евро — 132,95 рубля. После этого российская валюта значительно укрепилась: на 10 августа доллар торгуется по 60,45 рубля, евро — 61,7 рубля. В момент резкого роста нацвалюты ЦБ и экономблок правительства утверждали, что укрепление рубля невыгодно бюджету и экспортерам, чьи доходы из-за этого сокращаются.

На первый взгляд, слабый рубль совершенно невыгоден для торговли в нацвалюте, однако Россия — страна-экспортер ресурсов, а не готовых товаров и услуг, отмечает Маслов, и доля рублевой выручки от нересурсной торговли все еще катастрофически мала. «На данный момент нет предпосылок предполагать, что в ближайшие месяцы или годы ситуация изменится и Россия слезет с сырьевой иглы. Поэтому курс на ослабление рубля будет продолжаться», — заключил Маслов.