Top.Mail.Ru
финансы

Дружественный портфель: зачем из ФНБ захотели убрать евро, иены и фунты

Фото: Dinendra Haria / Keystone Press Agency / Global Look Press Фото: Dinendra Haria / Keystone Press Agency / Global Look Press

Счетная палата предложила Минфину исключить из состава Фонда национального благосостояния (ФНБ) валюты недружественных стран — иены, фунты стерлингов и евро. Доллары из ФНБ были «изъяты» еще в прошлом году. Опрошенные «Компанией» эксперты полагают, что на замену перечисленным валютам могут прийти китайская, бразильская, индийская, турецкая и иранская. При этом рисков, включая волатильность, у них больше, чем у прежних активов ФНБ.

Рекомендации Счетная палата дала после мониторинга формирования и использования средств ФНБ в 2020–2021 годах, сообщает ведомство. Его аудиторы предложили Минфину вместе с ЦБ изучить структуру активов ФНБ и исключить валюты стран, которые ввели против России санкции.

Представитель Счетной палаты объяснил «Ведомостям», что Минфину предстоит принять решение об изменениях структуры ФНБ в контексте исключения из него активов в валютах недружественных стран или подготовить поправки в постановление правительства, которое определяет порядок управления средствами фонда. Активы в валютах таких государств формально входят в структуру ФНБ, но они заблокированы. По словам главы Минфина Антона Силуанова, западные страны заморозили порядка $300 млрд золотовалютных резервов страны. Ранее ЦБ, выступающий агентом Минфина по управлению средствами фонда, гарантировал, что замороженные активы будут обеспечены рублями.

Постановление правительства гласит, что на средства ФНБ можно покупать американские, австралийские и канадские доллары, а также евро, фунты стерлингов, швейцарские франки, японские иены, китайские юани и золото в обезличенной форме для размещения на счетах, открытых в ЦБ. При этом американские доллары не входят в портфель еще с прошлого года. В июле 2021-го Минфин структурировал портфель так: 40% активов — в евро, 30% — в юанях, по 10% — в фунтах и иенах, а 20% — в золоте в обезличенной форме.

Поданным Минфина, на 1 июля в ЦБ размещались:

  • 50,9 млрд евро;

  • 5,5 млрд фунтов;

  • 797,2 млрд иен;

  • 309,7 млрд юаней;

  • 554,9 тонны золота в обезличенной форме;

  • 319,4 млн рублей средств ФНБ.

Суммарный объем средств фонда — 10,8 трлн рублей ($210,6 млрд). Ликвидные активы фонда — 7,4 трлн рублей ($154,2 млрд). 

прочитать весь текст

Без альтернативы и ликвидности

Рекомендация Счетной палаты в текущих условиях обоснованна и является безальтернативной, считает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. Она напомнила, что изначально валютная структура ФНБ ориентировалась на наиболее устойчивые активы в периоды кризисов в российской экономике и учитывала их надежность, ликвидность, свободную конвертируемость и емкость финансовых рынков. «Эквивалентной замены с точки зрения инвестиционного качества среди валют дружественных государств, к сожалению, нет, — отметила аналитик. — Лучшим вариантом можно считать юань, но и он пока не является свободно конвертируемой валютой».

С ней соглашается начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций» Василий Карпунин. Он подчеркнул, что объемы финансового рынка дружественных стран меньше, чем объемы рынка США и ЕС, вместе взятых.

У валют дружественных Китая, Индии, Турции и Ирана есть свои риски, уверен эксперт по финансовым рынкам ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский, один из которых — инфляция. Он напомнил, что рупия и юань ограниченно конвертируемы, а их курсы «не вполне рыночные». К примеру, бразильский реал может похвастаться свободной конвертацией и «более-менее адекватными монетарными властями», но эта валюта — копия рубля с точки зрения его поведения, поэтому нет смысла накапливать резервы в аналоге национальной валюты, рассуждает аналитик.

Золото всегда пассивная и низколиквидная инвестиция, объясняет портфельный управляющий инвестиционного фонда «КТ» Вячеслав Зайченко. Сейчас золото в России слишком дорогое по сравнению с его реальной стоимостью. «Покупать такое золото абсолютно бессмысленно — это только получение убытков», — добавил он. С началом разгона инфляции в мире в 2021 году золото потеряло 10–15% своей стоимости в долларовом выражении, напомнил Карпунин.

В качестве еще одного варианта Голубовский рассматривает нефтяные резервы, которые можно поставить на баланс ФНБ, «то есть сделать то, что уже давно сделали американцы». «Для России это могло бы быть хорошим выходом и помощью в управлении ценами», — сказал он.

Зайченко же видит выходом для РФ индустриальную экономику — «единственный гарант высокой ликвидности и независимости денежных средств».

Еще одна проблема в инициативе Счетной палаты состоит в том, что дружественная страна легко может стать недружественной, а возможно, и наоборот, отмечает Беленькая. Поэтому определение валютной структуры ФНБ из геополитических соображений может снизить экономическую эффективность фонда.