Top.Mail.Ru
архив

Дума как королева

Похоже, одна из главных забав прошедшего десятилетия – альтернативные выборы органов власти – начинает несколько приедаться нашему электорату. В Москве, где народ наиболее активен, да и городской транспорт ходит регулярно, к выборам в городскую Думу временно запретили поливать улицы скользкой дрянью, закупленной вместо употреблявшейся ранее едкой дряни. То есть горожане должны были смело двигать на избирательные участки и избирать своих представителей.

Не двигают. То есть положенные 25% явки были обеспечены (кем – не знаем), и выборы официально состоялись. Городской глава Ю.М. Лужков, отметив, как много было переизбрано депутатов прошлого созыва, сделал вывод, что москвичи доверяют своим избранникам. Есть, правда, и другое мнение: москвичам просто по барабану, кто будет депутатом городской Думы. Народными чаяниями эти депутаты не в состоянии заниматься физически: поделите три десятка городских думцев на количество жителей Москвы и поймете почему. Что же касается законодательной базы жизни города, то она уже создана и называется Лужков Юрий Михайлович. Все принципиальные битвы городской Думы с московским правительством исчерпывающе описываются известным выступлением первого министра из шварцевского «Обыкновенного чуда»: «Да, я взбунтовался… и вовсе вы не величайший, а просто великий и всё…»

С этой точки зрения согласованный и одобренный мэром «союз четырех» – имеется в виду альянс четырех политических движений – воспринимается и без радости, и без смущения. Прошли почти все – и ладно. Городская Дума в столице вовсе не для того, чтобы исполнительную власть контролировать, или, упаси Боже, за денежными потоками, бюджетными и прочими другими расходами следить. И, увы, не для того, чтобы не давать уродовать фасад Александровского сада каменными кроликами, а набережную Москвы-реки – мужчиной в бигудях, похожим на Петра Первого.

Возникает вопрос: а для чего она, Дума, существует? Выборный муниципалитет должен наличествовать в любом современном цивилизованном городе, тем более в столице. Это просто прилично. Поэтому нет ничего страшного в том, что в ходе проведенных осенью в Москве опросов более половины респондентов заявили, что плохо представляют себе, чем занимается городская Дума. И не надо в это углубляться! Ничего специально вредного думцы не делают. Сегодня дело вовсе не в том, как проходят выборы и был ли кворум. Нужно, чтобы законодательную власть выбирали – и ее выбирают, а не назначают. Пусть пока это почти ничего не меняет, зато стремление соблюдать приличия остается, а это уже неплохо. Привычка к приличиям, возможно, рано или поздно доведет до приличий институциональных в виде либерально-демократической системы формирования власти.

Если от «малого совнаркома» перейти к большому, то есть к российскому двухпалатному парламенту, то и здесь уже никто не следит с замиранием сердца, кто победил и у кого сколько мест и комитетов. Разобраться с верхней палатой сегодня крайне затруднительно: кто кого и зачем представляет – территорию или губернатора, или сам себя, – находясь не внутри, а снаружи, почти невозможно. До реорганизации Совет Федерации запомнился бесконечными скуратовскими чтениями, после реорганизации – радостной идеей г-на Миронова о новых сроках президентства. То есть работа по совершенствованию государственного федеративного устройства России ведется. Некоторые поразительно смелые и свежие идеи (например, о формировании федеральных образований по территориальному, как в царской России, а не по национально-территориальному принципу) даже озвучиваются парламентариями и различными экспертами. Эти плоды долгих размышлений, «падающие» с верхней палаты, конечно, делают ее органом не просто законодательным, но и мыслящим. Как говорится, их коллега – сенатор Салтыков-Щедрин кланяться велел.

Дума Российская, как и упомянутая выше Московская, вполне исправно принимает необходимые законы, столь же исправно торгуясь и идя на заранее запланированные компромиссы с правительством на взаимовыгодной основе.

Так что сегодня выборные органы власти выполняют, подобно британской королеве, важную представительскую функцию: они подтверждают не только наличие в России современных демократических институтов, но и демократических же традиций. А раз таковые есть, то избирателям пока и беспокоиться не о чем.

 

Еще по теме