Top.Mail.Ru
архив

Экзафлоп против терафлопа

22.04.201100:00

 

Т-Платформы, Всеволод Опанасенко«Т-Платформы» – единственный отечественный разработчик суперкомпьютеров, шесть высокопроизводительных систем которого вошли в рейтинг самых мощных суперкомпьютеров мира top-500.

Суперкомпьютер «Ломоносов», созданный компанией «Т-Платформы», установлен в Московском государственном университете им. Ломоносова и возглавляет рейтинг top-50 самых мощных суперкомпьютеров России. Сама компания владеет целым рядом патентов в области суперкомпьютерных технологий. Решения «Т-Платформ» используются для проведения фундаментальных и прикладных исследований в различных отраслях науки, в том числе в биотехнологии, ядерной физике, химии, математике, медицине и промышленности. Проектирование и «строительство» суперкомпьютеров – это одно из важнейших направлений инновационного развития страны, и государство должно принимать самое активное участие в этой работе, считает генеральный директор компании «Т-Платформы» Всеволод Опанасенко.

 

– Не могли бы вы рассказать о том, что такое современный суперкомпьютер и зачем он нужен? Дело в том, что мало кто из обывателей оперирует такими понятиями, как терафлопы и петафлопы, всем гораздо понятнее рекламный слоган «Два ядра, четыре гига».

– Если объяснять «на пальцах», то это большие вычислительные машины. Есть задачи, требующие значительных мощностей, которыми не обладают «обычные» компьютеры. Самый простой и наглядный пример – это прогноз погоды. Теоретически все вычисления для Гидрометцентра можно производить и на обычном персональном компьютере, только на получение конечного результата уйдут годы. Понятно, что никому прогноз погоды на завтра через полтора года не нужен. Вот для того, чтобы на подобные расчеты не уходили годы, и нужны значительные вычислительные мощности. Таким образом, суперкомпьютер – это система, которая состоит из большого количества процессоров, обладает значительным объемом памяти и позволяет производить сложные вычисления быстро. Но при этом нужно понимать, что, если вы соедините в одну систему тысячу персональных компьютеров или тысячу процессоров, это вовсе не означает, что она будет работать в тысячу раз быстрее. Производительность может увеличиться лишь в несколько десятков раз, не говоря уже о том, что затраты на создание подобной системы будут гораздо выше, чем на один суперкомпьютер.

 

– Как создание суперкомпьютеров может помочь инновационному развитию страны?

– Во всем мире развитию суперкомпьютеров государство уделяет не меньше внимания, чем той же ядерной энергетике или космонавтике, так как это одно из приоритетных направлений развития самых современных технологий в стране. Для примера: американцы недавно объявили, что в ближайшие шесть лет двум компаниям только на исследования по созданию экзафлопного суперкомпьютера (в 1000 раз мощнее большинства существующих на сегодняшний день суперкомпьютеров. – Прим. «Ко») будет выделено $5–7 млрд. Еще раз подчеркну, только на исследования. В то же время весь рынок суперкомпьютеров СНГ на данный момент оценивается лишь в $100 млн, сумма затрат на исследования значительно меньше.

 

– Для чего нужны такие колоссальные инвестиции? Какая от них отдача?

– Мощности суперкомпьютеров востребованы во всех без исключения передовых отраслях: от создания автомобилей и самолетов до фармацевтики. Дело в том, что на сегодняшний день еще не создано такого суперкомпьютера, который мог бы полностью смоделировать самолет целиком. Пока суперкомпьютеры в состоянии смоделировать только отдельные его части: двигатель, крыло и т.д. Возьмем для примера одного из крупнейших мировых авиапроизводителей. Создание нового лайнера, как правило, занимает порядка пяти лет и обходится в $5–6 млрд. Мощный суперкомпьютер может сократить этот период примерно на год, то есть его использование автоматически дает экономию в $1 млрд.

 

– Кто финансирует создание суперкомпьютеров в мире и у нас?

– На Западе проектирование суперкомпьютеров осуществляется за госсчет, и только на этапе построения системы «в металле» подключаются коммерческие компании. Таким образом, около 60% расходов несет государство. В России доля участия государства составляет менее 50%. В этом смысле мы находимся в менее выгодном положении по сравнению с нашими зарубежными конкурентами, большую часть денег нам приходится вносить в реализацию проекта самостоятельно. Положительная сторона такой ситуации в том, что мы создаем рыночные, конкурентоспособные решения, так как мы соперничаем как с грандами типа IBM, Cray и SGI, так и с множеством более мелких производителей.

 

– Какова окупаемость суперкомпьютеров?

– Тут важно понимать, о каких системах идет речь. Если о небольших суперкомпьютерах, которые, грубо говоря, можно поставить под стол, то время их окупаемости может составлять от месяца до года. Если же мы говорим о больших системах, то их окупаемость может занять значительно больше времени. Но, с другой стороны, с помощью созданного нами суперкомпьютера «Ломоносов» можно совершать по-настоящему революционные открытия в различных областях. Предположим, что с его помощью будет смоделирован белок, который поможет создать вакцину от рака. Окупаемость проекта в этом случае составит одну секунду, не говоря уже о нефинансовой составляющей данного открытия.

 

– В чем принципиальное отличие суперкомпьютеров, которые создает ваша компания, от тех, что проектируют ваши иностранные конкуренты?

– В первую очередь это стоимость. Наши разработки дешевле. Ряд наших технологий позволяет значительно уменьшить габариты системы при сохранении ее производительности. Для сравнения: «Ломоносов» занимает площадь 280 кв. м. Аналогичные по производительности зарубежные системы – более 500 кв. м.

 

– Есть ли у вас иностранные заказчики?

– Да, наши системы стоят в Сингапурском суперкомпьютерном центре, у нас есть система, которая расположена в одном из крупнейших центров в Европе – в суперкомпьютерном центре Лейбница, а также в Университете Манхайма. Также мы выполняем заказы еще для ряда иностранных компаний. И этот список постоянно увеличивается.

 

– Если заглянуть в недалекое будущее, каким вы видите суперкомпьютеры, например, через 10 лет, какие задачи они будут выполнять?

– На сегодняшний день можно представить себе перспективу лишь на 7 лет, до 2018 года, когда ожидается создание экзафлопного суперкомпьютера. Он окажется в состоянии делать то, что нынешним суперкомпьютерам «не по зубам». Речь идет о моделировании процессов в экономике, создании моделей ураганов и землетрясений, а также моделировании поведения в воздухе целого самолета, а не отдельных его агрегатов. Что касается самих суперкомпьютеров, то я уверен в том, что они даже близко не будут похожи на те системы, которые работают сейчас.


Что такое «Т-Платформы»

 

Международный разработчик суперкомпьютеров и поставщик полного спектра решений и услуг для высокопроизводительных вычислений.

Компания создана в 2002 году и сегодня имеет центральный офис в Москве и региональные штаб квартиры в Ганновере (Германия), Киеве (Украина), Тайпее (Тайвань) и Гонконге (Китай). Основными конкурентами являются HP, IBM, Cray.


 

 

 

Еще по теме