Top.Mail.Ru
политика

«Эти решения — капля в быстро нагревающееся море»

Фото: Alessandro Serrano / Avalon / Legion-Media Фото: Alessandro Serrano / Avalon / Legion-Media

В выходные в столице Италии состоялся саммит «большой двадцатки», во многом посвященный проблемам изменения климата. После него лидеры ведущих стран отправились в Глазго на двухнедельную климатическую конференцию ООН (COP26). Этой встречи давно ждали ученые и активисты по всему миру, надеясь, что политики договорятся значительно ускорить «зеленую» революцию. Однако, судя по сообщениями зарубежной прессы и словам самих участников, для многих саммит стал разочарованием, а принятые на нем решения называют «слабыми» и «размытыми».

Экология и снижение углеродного следа стали одной из главных тем двухдневного саммита в Риме. 30 октября лидеры крупнейших экономик мира обсудили мировые финансы и здравоохранение. Политики подчеркнули роль вакцин в борьбе с коронавирусом и пообещали активизировать усилия по созданию всеобщего доступа к недорогим и качественным препаратам. Также они поддержали идею о введении минимального налога на прибыль для транснациональных корпораций на уровне 15%. Это решение называют историческим — считается, что за счет него деятельность крупных компаний станет более прозрачной.

Климатическим вопросам, а также теме устойчивого развития был посвящен второй день саммита. 31 октября лидеры G20, а также «приглашенных» стран (например, Испании) обсудили свою приверженность целям Парижского соглашения, которое было принято шесть лет назад. Все стороны встречи признали научным подход к его целям и договорились предпринимать усилия, чтобы глобальное потепление ограничивалось полутора градусами к доиндустриальному уровню.

Не менее важной новостью стало решение прекратить финансирование внешних угольных проектов к концу 2021 года. Страны договорились перестать спонсировать строительство «грязных» энергомощностей за пределами своих стран (в заметных масштабах эту деятельность вел только Китай). Также лидеры G20 согласились свернуть внутреннюю угольную генерацию, однако конкретных сроков по этим обязательствам в коммюнике нет.

Помимо этого, на саммите страны договорились о сроках достижения углеродной нейтральности. Ранее планировалось, что это произойдет к 2050 году, однако в коммюнике внесли намного более расплывчатую формулировку — «к середине века». Среди прочих договоренностей:

  • высадить триллион деревьев в особо пострадавших экосистемах к 2030 году;

  • поддерживать зеленый переход в развивающихся странах через ежегодное привлечение в общий фонд 100 миллиардов долларов до 2025 года;

  • поддерживать страны, предпринимающие усилия по защите не менее 30% мирового океана и морей к 2030 году;

  • следить за развитием энергетических рынков и обеспечивать доступность энергии (отсылка к резкому росту цен на газ, нефть и уголь).

Реакция политиков

Несмотря на, казалось бы, ощутимые результаты встречи, многие их сочли недостаточными. В частности, свое недовольство итогами саммита высказали его участники. Президента США Джо Байдена разочаровала позиция России и Китая по климату. Он заявил, что не увидел у этих стран достаточной решимости бороться с проблемой.

«Я думаю, вы увидите, что мы добились значительного прогресса, но надо сделать больше. Для этого нужно, чтобы мы сосредоточились на том, чего не делает Китай, чего не делает Россия, чего не делает Саудовская Аравия», — цитирует американского лидера Forbes.

Встреча в Риме также не оправдала ожидания премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона. Он сказал, что экологические обязательства, которые взяли на себя лидеры G20, — всего лишь «капля в быстро нагревающемся море». Он призвал участников встречи активнее работать по климатической повестке — в противном случае Парижское соглашение «рухнет».

Сегодняшние договоренности «по-прежнему обрекают мир на катастрофическое повышение температуры на 2,7 градуса», добавил генсек ООН Антониу Гутерриш. На его взгляд, достижение углеродной нейтральности к 2050 году является самой главной и неотложной миссией всего мира.

«Если считать G20 генеральной репетицией перед COP26, то мировые лидеры схалтурили. Их коммюнике оказалось слабым, лишенным амбиций <…> и просто не соответствует моменту», — заявила Bloomberg исполнительный директор Greenpeace International Дженнифер Морган. Принц Чарльз в преддверии встречи в Глазго предупредил, что это последний шанс решить нарастающие климатические проблемы, и призвал начать «переходить от красивых слов к еще более красивым действиям».

Впрочем, есть и те, кто остался доволен результатами встречи в Риме — например, итальянский премьер Марио Драги. По его словам, цель по достижению углеродной нейтральности к середине века знаменует собой прорыв по сравнению с предыдущими обязательствами стран G20.

«Мы убедились в том, что наши мечты не только живы, но и претворяются в жизнь», — сказал он. Драги убежден, что решения, принятые по итогам саммита, заложат почву для результатов COP26, который по значению для мировой климатической повестки должен превзойти Парижскую конференцию 2015 года.

Разочарование и разногласия

Что касается зарубежных СМИ, то они в большинстве своем оценивают прошедший в Риме саммит негативно. Так, подмечает Reuters, в ходе встречи лидеры G20 практически не предложили ничего нового. Журналисты допускают, что более серьезные объявления припасены для саммита в Глазго, однако отмечают, что размытые формулировки в коммюнике с одними лишь призывами к «значимым и эффективным действиям» не на шутку разозлили климатических активистов.

Bloomberg, наряду с активистами, называет обещания, которые дали участники встречи, слабыми. Журналисты напомнили, что на страны G20 приходится свыше 80% мировых выбросов парниковых газов. На их взгляд, саммит обнажил разногласия между западными державами, которые исторически загрязняют окружающую среду больше других, и развивающимися странами во главе с Китаем, выбросы которых растут по мере роста их экономики.

The New York Times отмечает, что встреча в Риме мало что сделала для решения насущных мировых проблем, в особенности проблемы глобального потепления, однако она дала Байдену и его союзникам трибуну, с которой они могли рассказать о преимуществах демократического сотрудничества. Издание заметило, что страны не указали, что именно они будут делать, чтобы достичь целей Парижского соглашения. Саму договоренность журналисты назвали «символической».

Испаноязычные СМИ, напротив, пишут об успешности состоявшейся встречи. Так, Hola News отмечает, что римский саммит превзошел все ожидания по тем обязательствам, которые взяли на себя страны. Глава испанского правительства Педро Санчес заявил, что страна может быть удовлетворена результатами встречи, так как до мировой общественности удалось донести, что крупные экономики делают ставку на сильное, устойчивое и инклюзивное восстановление.

Французское издание RFI называет достигнутое лидерами соглашение минимальным. Оно цитирует председателя COP26 Алока Шарму, который напомнил: «Во время пандемии смена климата не взяла отпуск. Все огни на приборной панели климатических приборов по-прежнему красные».

Впрочем, общее настроение участников состоявшейся встречи красноречиво выразил генсек ООН Антониу Гуттериш. «Я уезжаю из Рима с несбывшимися, но не похороненными надеждами», — заявил он.

Саммит G20 в Риме стал шестнадцатой встречей группы «большой двадцатки». Он стал первым для президента США Джо Байдена и последним для Ангелы Меркель в должности немецкого канцлера. Президент РФ Владимир Путин в связи со сложной эпидемиологической ситуацией принял участие во встрече по видеосвязи. Российскую делегацию возглавил глава МИД Сергей Лавров.

Помимо Путина, на встречу по внутренним причинам не приехал председатель КНР Си Цзиньпин. Китай на саммите представлял министр иностранных дел Ван И. Также на мероприятие не приехал президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор, премьер-министр Японии Фумио Кисида, президент ЮАР Сирил Рамафоса и саудовский наследный принц Мухаммед бен Сальман Аль Сауд.

Вслед за встречей в Риме в шотландском Глазго открылась 26-я конференция стран-участниц Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP26). Она продлится две недели, а участие в ней примут свыше 100 глав государств и правительств. На мероприятии, которое было отложено на год из-за пандемии, планируется подвести итоги пятилетнего цикла, стартовавшего с подписанием Парижского соглашения. Стороны конвенции попытаются договориться о правилах его реализации и о действиях по преодолению климатического кризиса.

Путин не будет выступать в Глазго, так как возможность участия по видеосвязи на саммите не предусмотрена. Однако президент РФ записал видеообращение к участникам одной из сессий конференции.

прочитать весь текст

Еще по теме