Top.Mail.Ru
архив

Фактор уходит в Сеть

факторинг
Особенностью факторингового бизнеса является то, что факторам необходимо обрабатывать большое количество денежных требований. "К примеру, наша компания за прошлый год обработала их почти миллион - 900 000. Мы считаем, что полноценное внедрение электронного факторинга окажет исключительно положительный эффект на сохранение качества денежных требований при постоянном повышении производительности бизнеса факторинговых компаний", - рассказывает директор по информационным технологиям "ВТБ Факторинг" Илья Арсентьев. По его словам, сегодня на рынке факторинга выделяется несколько разновидностей электронного факторинга. Первая из них позволяет фактору взаимодействовать с клиентом по передаче реестров денежных требований, вторая дает возможность наладить документооборот между тремя сторонами сделки - клиентом, фактором и дебитором. "Факторинговые интернет-системы - это системы дистанционного банковского обслуживания, использующие современные технологии удаленного доступа клиентов к программным модулям банка через веб-интерфейс и позволяющие клиентам совершать предусмотренные договором факторинга операции в режиме реального времени", - поясняет начальник управления факторинга Московского кредитного банка (МКБ) Владимир Колодяжный. В том числе системы позволяют отправлять заявки на финансирование, осуществлять регистрацию поставок, получать счета на оплату и т.д. Благодаря использованию факторинговых интернет-систем клиенты могут минимизировать бумажный документооборот и сэкономить время на совершении операций с документами. "В НФК это виртуальная площадка взаимодействия всех сторон - участников процесса факторингового обслуживания, к которой имеют доступ фактор, клиенты и их покупатели. Система работает в онлайн-режиме и ежесекундно по запросам пользователей обрабатывает большое количество данных за весь период обслуживания", - добавляет коммерческий директор Национальной факторинговой компании (НФК) Корнелиу Робу. По его словам, пользователь в любой момент времени имеет возможность передавать фактору информацию о новых покупателях, поставках, передаваемых на факторинг для получения финансирования, или поручительствах за покупателей, о возвратах и прямых платежах, а отчеты позволяют получить информацию по факторинговому обслуживанию: состояние переданных на факторинг поставок, статус лимитов на покупателей, проведенные мероприятия по работе с дебиторской задолженностью, начисление и погашение комиссии за факторинговое обслуживание. "Помимо всего вышеперечисленного, клиенты нашей компании могут использовать модуль, загружающий накладные из "1С" и формирующий заявки на финансирование", - добавляет коммерческий директор ФК "Лайф" Евгений Родионов.


Отгрузка через Интернет

"В общем виде система работает таким образом. Клиент по определенному адресу в Интернете попадает на страничку приложения, авторизуется и приступает к выполнению доступных ему операций. - рассказывает Владимир Колодяжный. - Информацию по уступаемым денежным требованиям клиент легко и удобно загружает через специальную форму на сайте, после чего информация по предстоящему финансированию поступает непосредственно сотруднику Московского кредитного банка, который обслуживает клиента по факторингу". Клиенту предоставлена возможность оперативно и в полном объеме отслеживать операции по факторинговому обслуживанию. Понятный интерфейс и удобное руководство пользователя обеспечивают быстрое начало работы для клиента по факторингу и оптимальное использование клиентом предоставленного сервиса. Система обеспечивает клиента набором подробных отчетов, выгружаемых в режиме реального времени, и предоставляет возможность фильтрации данных по любым заданным параметрам.

Корнелиу Робу предлагает рассмотреть пример самой примитивной операции. Клиент отгрузил товар, и у него на руках имеются отгрузочные документы. Он заходит в систему и регистрирует поставку, которую тут же видит у себя в системе клиентский менеджер НФК. Одним нажатием кнопки менеджер отправляет поставку на финансирование, и уже через час деньги поступают на счет клиента. После клиент может по данной поставке смотреть статус ее погашения, сумму платежей покупателя, а также следить, что делает фактор для того, чтобы покупатель исполнял свои обязательства по оплате. "Или другой пример. Допустим, на покупателя не установлен лимит, то есть он новый. Клиент заходит в систему и с помощью системы электронного документооборота регистрирует извещение на нового покупателя, а также заявку на лимит", - рассказывает Корнелиу Робу. НФК лимит устанавливает, и клиент в системе может увидеть размер лимита, его неиспользованную часть, а по истечении определенного времени хронологию изменения размера лимита. "В направлении развития сокращения документооборота по факторинговым сделкам и с целью оперативного предоставления финансирования банк "Возрождение" предлагает сегодня три сервиса", - рассказывает заместитель начальника управления развития бизнеса банка "Возрождение" Марина Герасимова. Это: финансирование на основании копий товаросопроводительных документов - для клиентов с удаленными покупателями; финансирование на основании реестров уступленных требований - для клиентов с большим объемом товаросопроводительного документооборота; финансирование на основании оформления электронных реестров уступленных требований, подписанных ЭЦП со стороны клиента и банка - для удаленных клиентов. "Но наличие данных сервисов не освобождает клиента от обязанности отсроченного предоставления оригиналов отгрузочных документов фактору", - предупреждает Марина Герасимова. На практике такая необходимость возникает при судебных разбирательствах факторов с дебиторами, где необходимо, помимо факта финансирования, доказывать факт поставки. А факт поставки подтверждается оригиналом накладной.


Выйти из offline!

Факторинг сам по себе - инновационный финансовый продукт. Появление рыночного факторинга в России почти совпало с появлением коммерческого Рунета: в 1997 г. была основана компания "Яндекс", а первое подразделение факторинга в коммерческом банке заработало в 1999 г. Оба проекта оказались успешными: капитализация "Яндекса" на сегодня около $9 млрд, а годовой оборот рынка факторинга приближается к 2 трнл руб. ($66 млрд). "Рынок факторинга сравнительно быстро пришел к осознанию необходимости автоматизации бизнес-процессов, и игроки начали обзаводиться собственным софтом. В начале 2000-х появились независимые разработчики факторингового программного обеспечения. В 2007 г. начал действовать первый факторинговый интернет-сайт factorings.ru", - приводит факты из истории Илья Арсентьев. В начале 2000-х, когда факторинговые услуги только появились в России, участники рынка использовали offline-системы. "Это программное обеспечение, устанавливаемое в большинстве случаев с помощью сотрудников фактора на стороне клиента, которое позволяет преобразовывать информацию в заданный набор отчетов, - поясняет вице-президент, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов. - Информация в виде архивного файла направляется менеджером сотрудникам компании-клиента, которые в свою очередь производят его загрузку в offline-программу". Подобные системы используются некоторыми факторами и в настоящее время. Но благодаря активному развитию интернет-технологий эти системы уступили место более удобным веб-сервисам. Компаниям достаточно иметь доступ к Интернету для того, чтобы получать информацию в режиме online о выплаченном финансировании, проведенных платежах, зарегистрированных поставках, поступлениях на факторинговый счет и т.д. Кроме оперативной информации, такие системы содержат ряд аналитических отчетов, позволяющих оценить динамику изменения некоторых финансовых показателей (например, оборачиваемость дебиторской задолженности), планировать финансовые потоки компании и контролировать платежную дисциплину дебиторов. Помимо этого, процесс доработок веб-систем гораздо проще, чем "доведение до ума" offline-программ.

"Подключение к факторинговым веб-системам клиентам предлагают факторинговые компании, специализирующиеся исключительно на оказании факторинговых услуг. Универсальные банки, в том числе Промсвязьбанк, для реализации подобного сервиса чаще всего используют имеющиеся системы интернет-банка, на базе которых создают отдельную страницу или закладку, содержащую информацию о факторинговых операциях и услугах", - отмечает Виктор Носов. Такое решение, по его мнению, отвечает потребностям клиента при использовании интернет-банка в качестве "одного информационного окна" при взаимодействии с банком. "В том или ином виде электронные системы есть почти у каждого фактора, но они очень серьезно отличаются по функционалу: от набора простейших отчетов до полноценного электронного документооборота и обновляемого в режиме онлайн хранилища данных с возможностью персонализации подачи информации", - рассказывает Корнелиу Робу. "Факторинговые интернет-системы предлагают клиентам все ключевые игроки. На текущий момент интернет-сервис перестал быть конкурентным преимуществом и является повседневной необходимостью для качественного контроля отношений с фактором и дебиторами, без этого элемента нельзя рассчитывать на качественный сервис", - добавляет Евгений Родионов. Если для анализа своей работы фактор предлагает присылать файлы, выгрузки о текущем состоянии, то это повод задуматься о технологической составляющей деятельности факторинговой компании. "Промышленных производительных систем на рынке немного. Не все факторы уделяют должное внимание выбору серьезной системы автоматизации", - заключает генеральный директор ФК "Политекс" Владимир Емельянов.


Фактор мобильности

"В ближайшее время факторинговые системы будут все больше интегрироваться с мобильными устройствами и приложениями, а также с электронными системами документооборота. Кроме того, будут создаваться специальные продуктовые модули под конкретные виды факторинга, например для международного факторинга или для отдельных отраслей, где факторинг востребован, но имеет специфику, в частности в автомобильной отрасли", - уверен Владимир Емельянов. "Электронные системы факторов еще будут развиваться и дорабатываться в направлении увеличения клиентского комфорта при их использовании. Одним из ближайших нововведений должны стать приложения для мобильных устройств, позволяющие отслеживать информацию о факторинговых услугах вне офиса", - соглашается с коллегой Корнелиу Робу.

Вторая тенденция, которая сейчас уже реализуется в предложениях факторов, - это перевод документооборота полностью в электронный вид. "Тенденция завтрашнего дня - полноценный электронный документооборот между тремя участниками сделки: клиентом, покупателем и фактором. Для его реализации необходимо электронное оформление накладных и счетов-фактур между клиентом и покупателем", - соглашается Марина Герасимова. В этом случае фактор, подключившись к системе электронного документооборота через провайдера, сможет выгрузить электронные документы для последующего их финансирования. Однако необходимо учесть, что при реализации такого сервиса еще только предстоит формировать судебную практику принятия решений по факторинговым сделкам на основании электронных документов, подписанных ЭЦП.


Елена Гладких, генеральный директор "Русской факторинговой компании" (РФК):

"После внедрения электронного документооборота у нас появились дополнительные преимущества. Стоит отметить два больших плюса: мы можем работать с любым регионом России и делать это быстро. Если раньше процесс оформления документов по факторинговым сделкам порой занимал до десяти рабочих дней, то теперь длительность процессов можно исчислять несколькими часами, а иногда и минутами. Более того, использование электронно-цифровой подписи обеспечивает максимальную безопасность для всех участников сделки. Пользоваться системой очень просто: клиент направляет товар и накладную с ЭЦП дебитору; дебитор принимает товар, подписывает накладную и отправляет ее клиенту; клиент направляет подписанную с двух сторон накладную в РФК; РФК финансирует накладную клиента. Все это кратно сокращает затраты времени со всех сторон. Наша система электронного факторинга построена в виде веб-портала, на котором каждая организация имеет свой раздел с документами. У каждого подписанта имеется личный кабинет, где отображаются документы, имеющие отношение к его организации и в документообороте которых он задействован.

ЭДО является сервисом для уже для работающих клиентов, однако мы стараемся делать работу с нами удобной и быстрой еще на этапе рассмотрения возможности финансирования. Все знают, каким сложным и трудоемким бывает процесс сбора документов клиента. Мы решили эту проблему, создав специальную программу, которая интегрируется с программой "1С", и пакет документов формируется автоматически".


Корнелиу Робу, коммерческий директор НФК:

"Система, в которой работают наши клиенты, существует уже более десяти лет - это собственная разработка, эволюционировавшая с учетом развития компании и клиентских потребностей. "е-Факторинг" выполняет две важные функции. Во-первых, позволяет организовать электронный документооборот с клиентами, существенно ускоряя и упрощая для них процедуру передачи в НФК того огромного массива данных, без которого невозможно получение услуг. Во-вторых, является мощным информационно-аналитическим центром, где клиент в режиме онлайн получает всю информацию о факторинговом обслуживании. Помимо стандартных сведений о суммах выплаченного финансирования, поступлении платежей от покупателей, а также о выставленных на оплату счетов, клиент может получить такую уникальную информацию, как комментарии андеррайтеров к размерам устанавливаемых лимитов и рекомендации по увеличению размера лимитов, а также выяснить, когда и какого рода был последний контакт НФК с тем или иным покупателем для того, чтобы последний рассчитывался за отгруженный ему товар".


Владимир Емельянов, генеральный директор ФК "Политекс":

"Наша компания предлагает своим клиентам и дебиторам полностью автоматизировнный процесс факторинговых услуг. Для автоматизации факторинговых операций мы используем высокотехнологичную и современную систему автоматизированного учета факторинговых операций SmartFactor, которая отлично зарекомендовала себя в разных факторинговых компаниях и банках в России и странах СНГ. Система позволяет обеспечить высокий уровень сервиса и комфорта нашим клиентам, в том числе предоставляет доступ к информации в режиме реального времени, возможность использовать электронный факторинг с юридически значимой электронно-цифровой подписью (ЭЦП), возможность акцепта поставок дебитором, загрузка/выгрузка данных в/из "1С" и т.д. Наши клиенты и дебиторы имеют возможность в режиме реального времени получать информацию о состоянии своей задолженности через специальный онлайн-модуль. Кроме того, они могут применять электронный документооборот при факторинге и подписывать необходимые документы ЭЦП в системе SmartFactor. Электронный документооборот позволяет клиентам сократить время на проведение факторинговых операций, упростить документооборот, снизить затраты на производство, оборот и хранение документов. Электронный факторинг может применяться с любым из видов факторинга".


Владимир Колодяжный, начальник управления факторинга Московского кредитного банка (МКБ):

"В рамках развития дистанционных сервисов банковского обслуживания в Московском кредитном банке в 2012 г. была разработана и внедрена система "МКБ Факторинг Онлайн", что существенно повысило качество и скорость факторингового обслуживания наших клиентов. "МКБ Факторинг Онлайн" - это простая и удобная система, которая позволяет клиенту дистанционно осуществлять операции по факторингу и отправлять заявки на финансирование. Кроме того, в системе реализована возможность получать информацию по состоянию дебиторской задолженности, контролировать движение денежных средств и получать отчеты в режиме реального времени. Благодаря нашей системе клиенты владеют всей необходимой информацией для принятия управленческих решений. Основное преимущество "МКБ Факторинг Онлайн" - высокая степень адаптированности к нуждам наших клиентов и особенностям их бизнеса. Систему отличают продуманный функционал, интуитивно понятный интерфейс, а также возможность существенно упростить стандартные факторинговые операции. Среди наших преимуществ я бы также выделил удобное руководство пользователя и возможность выгружать отчеты по совершенным операциям в режиме реального времени".


Еще по теме