Top.Mail.Ru
архив

Голосуй карманом

Грядущие думские, а вслед за ними и президентские выборы, как и четыре года назад, вызовут очередной всплеск интереса к политологам и специалистам по электоральным технологиям. Кризис значительно сократил заработки специалистов по политическому консультированию, но в ближайшие два года их услуги вновь будут востребованы. Если не в России, то в СНГ - не секрет, например, что на недавних выборах президента Казахстана работали в основном российские специалисты.

На прошлые президентские предвыборные кампании всеми претендентскими командами было потрачено, по некоторым оценкам, около $600 млн. В «невыборный» 1998 год объем рынка политологических услуг оценивался примерно в $200 - 250 млн.

Возможно, политологи занимаются и чем-то иным помимо организации выборов и политического промоушна. Однако в нашей стране политологическим бизнесом пока занимаются лишь специалисты по избирательным технологиям. Остальной «политологический бизнес» - либо самовыражение политологов, либо деятельность, для которой политология - только прикрытие.

Политолог и выборы неразделимы

Хотя политологи трудились в стране и раньше, рынок труда для них сформировался накануне президентских выборов 1996 года. «Хорошо оплачиваемый спрос повлек за собой резкий скачок предложений со стороны экспертов, - объясняет сотрудник политологического агентства «Постфактум» Максим Мейер. - Выборы 1989 года были первым опытом вхождения политологов в политику. Аналитические группы приобретали опыт, получали средства, становились необходимым для политиков инструментом».

Сейчас, накануне двухлетнего предвыборного марафона, политологические услуги клиентам оказывают несколько сотен консультантов-одиночек. Однако наиболее крупные заказы получают не они, а политологические фирмы с устоявшейся репутацией. Как только политология перестала быть теоретической дисциплиной, превратившись в прикладную науку, приносящую солидные дивиденды, в ряды политологических компаний и неформальных команд влились системные аналитики, психологи, рекламисты, журналисты.

В политологическим бизнесе обычно работают командами, причем довольно часто команды бывают неформальными и непостоянными по составу. Костяк такой команды, как правило, невелик. Получив оплаченный заказ, составляющие этот «костяк» люди приглашают на временную работу профессионалов из других областей - например, конфликтологов и рекламистов. Но это, как говорится, идеальный вариант. На деле же для соблюдения конфиденциальности команда политологов старается по максимуму опираться на собственные силы, подменяя друг друга. Например, имиджмейкеры, спичрайтеры, opinionmaker и специалист по PR могут сообща решать задачу по созданию образа влиятельного политика и разработке стратегического плана действий. Они же иногда становятся доморощенными полиграфистами, логистиками и специалистами по human resourсes. Естественно, качество работы от этого страдает - однако в отсутствие альтернатив на рынке на это мало кто обращает внимание.

Как стать политологом

Несмотря на сложную инфрастуктуру политологического рынка, специалистов на нем не так уж много. Мэтров политологии, которых узнают по телевизионным интервью и статьям, сегодня насчитывается не более тридцати. В группу VIP входят те, кто совмещает политическую карьеру, научный базис и практический опыт: такие, как директор Центра прикладных избирательных технологий Игорь Харичев, директор Института политических исследований Сергей Марков или президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов. Именно благодаря таким людям профессия политолога обрела ореол элитарности.

Политологические фирмы при подборе персонала не пользуются услугами кадровых агентств - на нынешней стадии развития рынка в этом нет смысла. Команда набирается чаще всего по рекомендации знакомых из профессиональной «тусовки». Если в других сферах деятельности можно встретить множество людей с самыми диковинными дипломами (а то и вовсе без них), то подавляющее большинство политологов-практиков, занимающихся медиа-менеджментом, - социологи. Технологии избирательных кампаний разрабатывают и историки, среди имиджмейкеров преобладают психологи, а в роли спичрайтеров и специалистов по формированию общественного мнения выступают журналисты. Лоббистами часто становятся бывшие работники госструктур и министерств. Так, президент Московского клуба консультантов в бизнесе и политике Людмила Шибут - социолог, руководитель «Никколо М» Екатерина Егорова - психолог, а генеральный директор Центра политических технологий Игорь Бунин - историк.

Однако есть среди политологов-практиков и специалисты, которые по образованию и опыту далеки от политики. Например, старший менеджер проекта «Российский монитор» Евгений Кульянов - кандидат физико-математических наук. Известный политолог Георгий Сатаров - кандидат технических наук. Так что политология отнюдь не закрытый цех интеллектуалов-гуманитариев. Бывший банковский аналитик, брокер, брэнд-менеджер, маркетолог или менеджер по подбору персонала после нескольких лет наработки навыков работы в политике вполне может стать политическим консультантом.

Руководитель департамента маркетинговых исследований Наталья Ясинская говорит: «Я раньше руководила научно-технической библиотекой. Потом обучалась на разных курсах, которые вели иностранные специалисты, и в конце концов переквалифицировалась в маркетологи». Теоретически работа по «запуску» политиков в высокие сферы власти требует профессионализма, сравнимого, может быть, с лазерной хирургией. Из этого вроде бы вытекает, что любому человеку, решившему пополнить собой ряды политических консультантов, необходимо дополнительное образование - в области политологии, социологии, менеджмента, маркетинга и психологии. Однако на деле наличие опыта практической работы оказывается весомее всех дипломов - как и на всяком другом неоформившемся рынке.

Сколько зарабатывает политолог?

Вопреки всем легендам о баснословных состояниях политологов заработки этой профессиональной группы весьма невелики, а кроме того, нерегулярны. Так, в профессиональной среде долго гуляла байка о том, что один из известнейших политологов «первой десятки», не сходящий с экранов телевизоров, в течение всех выборов 1996 года так и не смог заработать денег на приобретение квартиры для дочери, хотя именно ради этого он и ввязался в кампанию «Выбирай сердцем». Байка эта довольно точно отражает заработки политологов: обычно доходы людей этой профессии сравнимы с доходами владельцев мелкого бизнеса.

Один из руководителей «Никколо М» Екатерина Егорова считает, что специалист в политическом консультировании может заработать и $500, и $5000. Специалист может получить гонорар в несколько тысяч долларов - при этом профессиональные лоббисты и технологи ценятся выше, чем специалисты по PR или маркетологи. Однако, по мнению многих участников политологического рынка, сегодня ставки снизились на порядок. «Иногда малоизвестные и начинающие политологи участвуют в избирательной кампании крупного лидера почти бесплатно, - говорит президент московского клуба консультантов в бизнесе и политике Людмила Шибут. - Потом они могут включить эту работу в свой послужной список и рассчитывать на хороший заказ, который окупит предыдущую работу».

«Никколо М», на счету которой более 60 избирательных кампаний и PR акций, одна из немногих фирм, в которой сотрудники получают стабильную ежемесячную зарплату. Но даже в тех компаниях, которые платят персоналу только после заключения контракта с заказчиком, член команды в год получает больше, чем консультант-одиночка. Сумма, которую недавно заработали двое членов московского клуба консультантов на избирательной кампании в Пскове ($19 тыс. за два месяца), сегодня считается очень внушительной. Однако вслед за таким успешным периодом консультантов-одиночек могут поджидать несколько месяцев «затишья».

Заработок политолога непредсказуем еще и потому, что на всякой крупной кампании с кандидатом обычно работают несколько групп политологов - и бюджет кампании делится между ними на основе постоянно меняющихся договоренностей. Например, в красноярской избирательной кампании генерала Лебедя участвовали его постоянные личные консультанты, компания «Информ», местный филиал общественно-политического движения «Честь и Родина», несколько консультантов из Москвы и Санкт-Петербурга, другие команды. Естественно, не обошлось без скандалов и обид, и эхо от дележки пирога до сих пор отдается в коридорах краевой администрации увольнениями вице-губернаторов.

Сколько в стране политологов?

Одна из трудностей профессии, которую признают даже мэтры, состоит в том, что в стране еще нет ни уважительного отношения к профессии политолога, ни цивилизованных методов политической борьбы. Есть у политологов и свои внутрицеховые проблемы. Несмотря на ненасыщенность рынка политологических услуг, взаимоотношения политологов напоминают жестокую конкуренцию. Скандалы в среде политологов обыденны - просто они никогда не выносятся на публику: команды, часто не оформленные официально и получающие, за редким исключением, средства на текущую работу черным налом («коробка из-под ксерокса» - обычное явление в этой среде), не заинтересованы в широкой рекламе своей деятельности. О профессиональной этике в среде политологов, по мнению Вячеслава Никонова, президента фонда «Политика», говорить пока тоже рано. Возможно, дело как раз в стихийности этого рынка. Настоящих дипломированных политологов в стране практически нет - по крайней мере в политологическом бизнесе.

Учебных заведений, где из вас могут сделать дипломированного политолога, сегодня в стране не более десятка. В первую очередь это МГИМО и МГУ. Созданный по западным стандартам факультет политологии открылся недавно в Высшей школе экономики. Обучение на факультете политологии ведется по нескольким направлениям - «Общая политология», «Корпоративные связи и лоббизм», «Политический маркетинг», «Медиа-менеджмент».

Несмотря на поздний и срочный «призыв», заявки сюда на 50 учебных мест подали 107 человек. Профессия политолога уже считается престижной. Заманчивое это дело - не только быть в свите сильных мира, но и исподволь управлять ими.

Еще по теме