Top.Mail.Ru
архив

Губернаторы берут водку за горло

Полтора десятка компаний борются за право печатать новые региональные акцизные марки. С 1 июля они должны появиться на каждой бутылке алкоголя, выпущенного в России. Цена вопроса – более $100 млн.

В России производится 6 млрд бутылок спиртного в год. Согласно второй части Налогового кодекса, которая вступит в силу 1 июля, производителям алкоголя придется клеить на каждую бутылку региональную акцизную марку. Специальное постановление правительства гласит, что ее максимальная цена – 0,5 руб. Значит, цена вопроса – более $100 млн. За эти деньги уже развернулась борьба с участием Минфина, МНС, ФАПСИ и региональных властей. Поддержкой со стороны этих ведомств пытаются заручиться типографии, разработчики разнообразных систем защиты, производители голограмм и, наконец, сами виноделы и водочники. Первый уровень борьбы – федеральный. Цель – закрепить законодательно схему, согласно которой контролировать денежно-марочные потоки будет одна организация. Дальше всех в этом направлении в свое время удалось продвинуться московской компании «Спецзнак», интересы которой, судя по всему, близки спикеру Госдумы Геннадию Селезневу. Но в конце концов проект закона «О маркировании», выгодный этой компании, был отвергнут депутатами в третьем чтении. Второй уровень – региональный. Можно не вмешиваться в сложные и опасные федеральные политические игры, а «проявить инициативу снизу» – попробовать договориться напрямую с губернаторами, каждый из которых волен выбрать себе компанию – изготовителя марок. Раньше это происходило неофициально, а теперь есть замечательный повод – тендер, который регионы проводят в обязательном порядке. Теоретически каждый изготовитель марок, имеющий лицензию Минфина на производство бланков ценных бумаг, может участвовать (и участвует) в конкурсе во всех 89 субъектах. «В законе было сказано, что порядок изготовления марок определяется правительством РФ, – говорит Юрий Пономарев, заместитель гендиректора московской компании «Н.Т. Граф», которая производит региональные марки для Псковской, Ивановской и Амурской областей. – Все решили, что производство марок будет передано Гознаку. Но вышло постановление № 1023, согласно которому такое право получили все лицензиаты Минфина». Решение правительства о проведении тендеров как-то не вяжется со стремлением государства взять под свой контроль финансовые потоки в алкогольной отрасли.

«Столько суверенитета, сколько сможете выпить...» Вопрос об акцизных марках тесно связан с движением губернаторов за водочную независимость. Инициатором алкогольного суверенитета стал в 1996 году Татарстан. Затем регионы ради пополнения своих бюджетов начали один за другим перенимать опыт соседей. Тогда функция по уплате акцизов была целиком возложена на производителей алкоголя. Половину акциза они платили в местный бюджет, половину – в федеральный. Естественно, губернатор А был заинтересован в том, чтобы заводы, работающие на его территории, производили как можно больше водки и платили как можно больше акцизов. За счет чего можно увеличить обороты собственных предприятий? За счет подавления конкурентов – заводов, льющих водку в губернии Б. Необходимо было сделать так, чтобы «чужая» водка если и попадала на местные прилавки, то по таким ценам, чтобы на нее никто и смотреть не мог. Вот здесь и сыграли свою роль маленькие – с виду безобидные – бумажки, которыми обклеено горлышко бутылки. Губернатор А запретил магазинам принимать товар без так называемой идентификационной марки. Купить эту марку производитель алкоголя мог только у региональных властей. Они же продавали ее местному производителю за один рубль, а тому, что из соседней губернии, – за десять. Губернатор Б в ответ вводил такую же систему у себя. В итоге к концу 1998 года идентификационными марками обзавелись практически все субъекты Федерации. При региональных администрациях образовались специальные госпредприятия, которые взяли на себя «марочный» вопрос. Они заключали с типографией договор на изготовление идентификационных марок и продавали их производителям алкоголя. Они же осуществляли контроль за качеством алкоголя. «В большинстве регионов это привело к резкому снижению объемов фальсифицированной продукции и количества отравлений, – говорит Павел Шапкин, председатель правления Национальной алкогольной ассоциации (НАА). – Кроме того, увеличились поступления в бюджет». Поскольку эта марка была истинно губернаторским изобретением, каждый глава администрации сам решал, как она будет выглядеть. Кто-то хотел защищать ее штрих-кодом, кто-то наклеивал голограммы, кто-то ограничивался одной полиграфией. Государство до недавнего времени смотрело на губернаторские игры сквозь пальцы.

Голодрамы Пока низы делили марочный рынок, верхи пытались захватить его целиком. В 1997 году вышло постановление правительства РФ № 601, установившее единую схему маркирования для всей страны. Среди авторов постановления были Игорь Саркисов, гендиректор компании «Спецзнак», и Леонид Бондарев, председатель совета директоров концерна «Российские защитные технологии» (КРЗТ), производящего голограммы. Теперь получалось, что все изготовители марок должны будут продавать их какой-то одной фирме, а уже та будет распределять акцизные марки среди производителей. Постановление подписывал Виктор Черномырдин. Оно должно было вступить в силу 1 января 1998 года. Надо сказать, что постановление в своей конечной редакции устроило даже не всех его авторов, не говоря уже об остальных. «Конечная редакция оставила КРЗТ не у дел, – вспоминает Леонид Бондарев. – Из текста следовало, что в России вообще не было производителей голограмм. Документ почти два года не вступал в силу, вокруг него шли дискуссии». Тем временем Госстандарт провел конкурс среди компаний, претендующих на статус единого продавца марок. Участвовали в тендере четыре организации, а выиграл его «Спецзнак». «Вполне предсказуемый результат, – говорит Леонид Бондарев. – Это постановление Саркисов писал под свою компанию». Одновременно с подачи Игоря Саркисова Госдума начала обсуждение законопроекта «О маркировании», законодательно закрепляющего постановление правительства. Пока депутаты обсуждали закон «О маркировании», «Спецзнак», в свою очередь, провел конкурс среди компаний – изготовителей марок. «Тендер объявили в не очень крупном издании, – вспоминает Леонид Бондарев из КРЗТ. – Было начало января, а уже в конце месяца надо было заплатить $20 тыс. и предоставить необходимые документы. Юристы рекомендовали нам отказаться от участия в тендере, поскольку, по их мнению, не было гарантий, что нам вернут деньги. Мы последовали этому совету». Тендер «Спецзнака» выиграла американская компания Holographic Dimension. «На сегодняшний день качественную основу для голографического знака могут поставлять только американцы, – говорит Игорь Саркисов. – У них эта система отработана и стоит дешевле. Кроме того, американцы предложили отсрочку в платежах на 90 дней с момента поставки марок. Ни одна российская компания на такие условия не шла». Леонид Бондарев придерживается другого мнения о Holographic Dimension. «Американская Holographic Dimension ничего особенного из себя не представляет, – говорит он. – Это мелкий производитель голограмм, но тем не менее компания получила колоссальный заказ из России и, в свою очередь, объявила тендер среди американских компаний. Президент Holographic Dimension Кевин Браун под этот контракт закупил оборудование в лизинг». Общая сумма контракта с Holographic Dimension составила $130 млн. Первый заказ был на $5 млн. Видимо, этого момента ждали и те, кто должен был продавать Саркисову марки, и те, кто должен был их покупать. Когда голограммы достигли таможни, произошло интересное событие. Правительство Евгения Примакова внесло изменения в постановление своих предшественников № 601, после чего в ведении «Спецзнака» оставили только аудио- и видеотовары и компьютерную технику. «Отмену маркировки алкогольной продукции пролоббировали производители алкоголя. Главную роль сыграла НАА», – утверждает Игорь Саркисов. Это был сильный удар. Марки, сделанные Holographic Dimension, предназначались специально для алкогольной продукции. Они до сих пор лежат на таможне. В мае 2000 года Игорь Саркисов потерпел еще одно поражение. К этому времени разработанный им проект закона «О маркировании» благополучно прошел два чтения в Думе второго созыва, ему оставалось последнее чтение в новой Думе. «В марте 2000 года мы познакомились с депутатами Владимиром Пекаревым и Владимиром Брынцаловым, имеющими опыт работы в алкогольном бизнесе, – вспоминает Леонид Бондарев. – Показали им наше производство, убедили, что в России умеют делать голограммы. Перед третьим чтением закона «О маркировании», который лоббировал Саркисов, была собрана комиссия у Глазьева. Я там присутствовал и смог убедить депутатов, что в закон надо обязательно вписать строку: «Производители голограмм должны быть только отечественными». Однако против законопроекта выступили представители СПС и «Яблока». В мае 2000 года проект отклонили в третьем чтении, что в Госдуме происходит крайне редко. Сегодня «Спецзнак» клеит марки только на аудио- и видеотовары, а также на компьютерную технику.

Великая алкогольная революция Осенью 2000 года Госдума приняла вторую часть Налогового кодекса, которая – по замыслам депутатов – должна совершить переворот на алкогольном рынке. Согласно новому порядку акциз с алкогольной продукции поделили пополам между производителем и акцизным складом. И тот и другой делят свои 50% еще раз пополам: одну половину платят в местный бюджет, другую – в федеральный. Теперь губернаторам будет не столь важно поощрять «свои» заводы. Другое новшество заключалось в том, что маркам (в отличие от их региональных предшественниц) был придан статус акцизных. А значит, правительству уже не все равно, кто будет марки печатать. И в декабре 2000 года вышло постановление № 1023, согласно которому региональные специальные марки… не может производить ни одна типография. Из документа следовало, что организация-изготовитель должна обладать сразу тремя лицензиями: Минфина (на производство бланков ценных бумаг), Гостехкомиссии (на работу в условиях режима, учета и сохранности изделий) и ФАПСИ (на производство специальных защитных знаков). На сегодняшний день ни одна компания в стране не обладает всеми тремя лицензиями. Почему? Потому что второй и третьей лицензий не существует в природе. В феврале 2001 года Минфин разослал губернаторам письмо, в котором перечислил 17 организаций, имеющих лицензию на производство бланков ценных бумаг «по состоянию на 1 января 2001 года». «Одновременно сообщаем, – писал замминистра Михаил Моторин, – что для участия в конкурсе российским организациям необходимо иметь одну лицензию из перечисленных в постановлении правительства Российской Федерации». Минфин хочет исправить промашку правительственных чиновников. Он разработал проект постановления, в котором для участия в конкурсе будет достаточно одной только лицензии Минфина. Но оказалось, что и эту лицензию в настоящий момент никто получить не может.

Междусобойчик «Минфин прекратил выдавать лицензии с середины 1998 года, потому что вышел закон о лицензировании отдельных видов деятельности, – говорит Юрий Пономарев из «Н.Т. Граф». – С тех пор все ждут выхода положения о лицензировании, которое должно определить порядок выдачи лицензий». В Минфине эту ситуацию комментировать отказались. Известно только, что в конце февраля вышел совместный приказ Минфина и МНС об утверждении технических требований к региональным специальным маркам. Сейчас он находится на утверждении в Минюсте. Конкурсы на получение права изготовлять новые акцизные марки во многих регионах уже объявлены. Самый известный игрок среди претендентов – Гознак, который в правительстве курирует вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. Гознак печатает российские деньги и федеральные марки, которые в обязательном порядке наклеиваются на все бутылки с алкогольными напитками, произведенными на территории России. Бороться с госпредприятием в тендерах собираются 12 частных компаний (см. таблицу). «Многие предприятия, которым Минфин когда-то выдал лицензию, работают на устаревшем оборудовании, – говорит Леонид Бондарев из КРЗТ. – А несколько компаний, которые лицензии не имеют, резко поднялись за последнее время и закупили новую технику. Получилось так, что многие современные предприятия эту марку выпускать не будут. Например, мне известно, что группа «ОСТ», один из создателей которой – Владимир Пекарев является депутатом Госдумы, вложила в черноголовскую типографию до $30 млн, закупив оборудование Heidelberg». Как бы там ни было, до 1 июля вся российская алкогольная продукция должна быть отмаркирована новой маркой. На ней обязательно должны присутствовать голографическая метка и штрих-код с информацией о производителе. До сегодняшнего дня эти средства защиты были необязательны. Сколько проживет новая система, сказать трудно, но, скорее всего, недолго. На рассмотрение депутатов Госдумы уже внесен законопроект «О государственном регулировании маркирования», сделанный по образу и подобию законопроекта, отклоненного депутатами в мае 2000-го. Автор все тот же – Игорь Саркисов. Еще одна законодательная инициатива в области маркирования ожидается от Леонида Бондарева, но подробностей он пока не сообщает. Известно только, что его вариант документа будет готов к началу лета.

Еще по теме