Top.Mail.Ru
архив

Homo Ludens

Года через два подарки в виде винных шкафов и картин для коллекции потеряют свою актуальность. Состоятельные друзья и родственники все чаще дарят имениннику игру-розыгрыш, в которой объект до конца не подозревает, что все подстроено. Благо компаний, занятых организацией подобных развлечений, уже несколько. Одна из них носит говорящее название «Демиург». Ее создатели – Егор Альтерман, Максим Горелов и Наталья Иванова – не скрывают, что отчасти занялись этим бизнесом для того, чтобы попробовать себя в роли творцов.

 

До 2001 года ничто в жизни «демиургов» не предвещало подобных амбиций. Горелов и Иванова вместе учились в МГУ. Егор Альтерман по первому образованию – детский психолог. С ним Горелов познакомился при получении второго образования в ГИТИСе, когда готовил роль Шамиля Басаева для капустника. Макс учился еще и в Сорбонне, а Наталья после МГУ окончила Литературный институт и написала две пьесы.

Несмотря на творческое образование, лицедейством профессионально занимался лишь Альтерман. Иванова долгое время была на госслужбе, Горелов реализовывал собственные бизнес-проекты. Правда, периодически друзья тренировались, устраивая розыгрыши. Однажды в кабинете Натальи раздался звонок. Мужчина, представившийся майором «известной вам службы», проявил редкое знание подробностей ее жизни. Ивановой стало не по себе. Минутой позже перезвонил Макс и поздравил ее с первым апреля.

Идея создать компанию, организующую розыгрыши, пришла друзьям два года назад в саду Эрмитаж. Обсуждая за рюмкой в очередной раз тему «нынче скучно живется» и вспоминая юность, в целом довольные и жизнью и карьерой люди сделали вывод, что скучно не только им. Так родилась идея бизнеса не для денег, а для души. «Разводки – это совсем не то, что театр, здесь нет сцены. Нас особенно привлекла в этой идее возможность смоделировать промежуточный вариант между реальностью и нереальностью, – говорит Иванова. – При этом от многочисленных ролевых игр наша деятельность отличается отсутствием компенсаторной составляющей. Там неудачный менеджер может быть успешным эльфом или магом. Наша же задача – дать успешному менеджеру то, чего ему не хватает. Адреналина, игрового элемента в жизни, мистики – сценарий каждой игры индивидуален».

Первый опыт был поставлен на близком друге Макса. Тот зазвал приятеля в кабачок выпить в честь прошедшего дня рождения. Пока друг коротал время в ожидании запаздывающего Горелова, в заведение вошел «представитель канадской компании» – из тех, что пытаются продать первым встречным ненужный ширпотреб. Посетители от него отмахивались. Вежливый (что учитывалось при составлении сценария) приятель Горелова решил ознакомиться с предложенным ассортиментом. Среди электрических зубных щеток и ручных молокоотсосов его внимание привлек серебристый предмет, похожий на джойстик, с нарисованной на нем улиткой. Услужливый торговый агент начал объяснять, как за счет использования «инфракрасных портов» (заранее было известно, что с физикой объект розыгрыша не дружит) действует тайм-слоуэр – замедлитель времени. «Я вставил пальчиковые батарейки, «джойстик» начал крутиться – люди, музыка и телевизор замедлились, бармен уронил бутылку, и она картинно медленно падала. Технически это был один из самых сложных моментов в организации», – рассказывает Егор, по совместительству выступающий в розыгрышах в качестве актера. Через несколько минут клиент попросил повторить действие прибора, к чему организаторы были готовы. Покупать слоуэр с рук клиент не решился, заподозрив в нем китайскую подделку. Вероятно, он подумал, что то же самое можно найти в магазине бытовой техники, дисконтная карта которого у него имелась. Позвонив жене, после трехкратного повторения по слогам слова «замедлитель», выслушал все, что та думает о его рассудке. Тут явился Макс, и, выразив надежду, что другу не было скучно в его отсутствие, отпустил массовку, включая бармена и официанток.

Такой розыгрыш является «одноходовкой» и не требует интерактивности, а стоит $3000–5000. Бюджет более сложной игры, где объект должен как-то реагировать на ситуацию, начинается от $10 000 (разработчики идеи обычно получают треть от общей стоимости заказа). Верхняя планка не ограничена. Например, средний бюджет игр от компании Mr.Gamer, оказывающей схожие услуги на европейском рынке, составляет $200 000. Правда, в отличие от Mr.Gamer «Демиург» большинство игр проводит в России, а не за границей.

Заказчиками, как правило, выступают состоятельные друзья состоятельных бизнесменов или их жены. «Это должен быть достаточно богатый и очень близкий человек. Пока большая доля заказчиков – люди, которых мы знаем лично, – говорит Горелов. – Чаще всего игру дарят на день рождения». «Демиург» отказывается от заказа, если об объекте не могут предоставить подробной информации. Отчасти это вызвано соображениями безопасности бизнеса: важно, чтобы розыгрыш использовался только в мирных целях. Первыми над заказом начинают работать психологи – необходимо определить чувствительные струны клиента. При необходимости для составления психологического портрета можно устроить встречу с клиентом (например, под видом квартирного маклера или соискателя рабочего места) – надо четко знать, на что клиент «поведется» и как может отреагировать на нетривиальную ситуацию. Затем пишется пара сценариев, которые подробно обсуждаются с заказчиком, после чего один из них прорабатывается детально. Затем обеспечивается техническая сторона: привлекаются актеры, каскадеры, специальные службы. В самом массовом из нескольких десятков реализованных «Демиургом» проектов участвовало 40 человек, включая сотрудников милиции. Сценарий, по словам Горелова, по структуре напоминает дерево – для любой точки, где объект совершает выбор, прорабатывается несколько вариантов дальнейшего развития.

Большинство людей, которых «заказывают», как и герой Майкла Дугласа в фильме «Игра», уверены, что их невозможно обмануть и они держат ситуацию под контролем. Один из игроков даже поспорил с женой на деньги, что в странностях, начавших с ним твориться, все «чисто», он все проверил.

В отличие от компании Mr.Gamer, позиционирующейся как служба эксклюзивных развлечений и работающей в том числе с отдыхающими за границей бизнесменами, «Демиург» считает свой бизнес «экстремальным внутренним туризмом». Создатели компании подчеркивают, что их бизнес не фильм «Игра». В жизни мелочи порой цепляют людей гораздо сильнее, чем опасные приключения. Кого-то выведет из равновесия только встреча с первой любовью, а некоторым достаточно перестановки вещей в квартире.

«Любая интерактивная игра предполагает момент «пост-фактум», когда человек понимает, что вне зависимости от своих связей и от своего капитала он представляет собой сильную личность, способную справиться с ситуацией. И это основная задача, которую мы перед собой ставим, – поясняет Горелов. – Был случай, когда бизнесмена вынудили сниматься в кино. И когда в конце игры он понял, что павильон, съемочная группа и несколько дней работы над фильмом были подстроены специально под него, ему стало приятно. Не только оттого, что вокруг крутилась толпа народа, но и потому, что он сам правильно и по-человечески повел себя в искусственно созданной ситуации. На Западе чаще встречаются жесткие игры, мы же стараемся играть тоньше. Жестких переживаний большинству клиентов хватило во время становления собственного бизнеса».

Отдельная часть бизнеса «Демиурга» – живые картинки, не предполагающие интерактивности. Например, импровизированный суши-бар в лифте дома, где живет именинник. Несколько заказов выполнено по просьбе состоятельных родителей. Только игрокам-детям не раскрывают карты в конце игры.

По мнению Виталия Зорина, руководителя киевской компании «Лопухи в поисках адреналина», в чьем списке услуг наряду с экстремальным спортом фигурирует и сценарное сюрприз-шоу, рынка игр как такового нет ни в Москве, ни в Киеве. «Лопухи в поисках адреналина» в прошлом году закрыли свой московский офис и выезжают лишь на конкретные заказы. «По сравнению с прошлым годом количество таких заказов в компании выросло в полтора раза, но это произошло исключительно благодаря нашим усилиям, – отмечает Зорин. – Мы начинали с друзей и знакомых, информация передавалась из уст в уста. С улицы к нам приходит не больше 10% клиентов. Сегодня люди уже понимают, что можно заказать розыгрыш на день рождения. Основные проблемы такого бизнеса – этического характера».

С юридической точки зрения «игровой» бизнес балансирует на грани закона. «То, чем мы занимаемся, можно назвать торговлей ощущениями, а можно – некорыстным и вообще некриминальным мошенничеством», – говорит Егор Альтерман.

Основатели «Демиурга» считают, что в Москве есть сотня-другая людей, которые делают их бизнес востребованным. А по оценкам Mr.Gamer, количество потенциальных заказчиков в любой стране – как в России, так и во Франции или Италии, – не превышает 300 человек. Это не просто состоятельные люди, но те, кому не хватает адреналина. «Если оценивать емкость рынка, то по количеству клиентов она невелика, а в деньгах – значительна, – говорит Альтерман. – Вообще, есть ощущение, что чем стабильнее общество, тем выше спрос на такие услуги».

«Демиурги» не исключают, что со временем их побочный бизнес может стать основным. Еще они мечтают разыграть большое количество людей сразу, организовав вечером восход солнца. Правда, пока не могут придумать, как это можно реализовать технически.

Еще по теме