Top.Mail.Ru
архив

Инвестиционная аномалия

По объему привлеченных инвестиций Ступинский район вышел на первое место в Московской области. Бывший город-«ящик», работавший на авиацию, удачно перестроился на мирную продукцию. Сегодня Ступино больше известен не жаропрочными сплавами и вертолетными винтами, а шоколадками-йогуртами.

 

От Москвы до Ступина час езды на машине. Правда, на работу в Ступино из столицы мало кто ездит. Большинство сотрудников местных предприятий проживают поблизости. В отличие от многих других подмосковных городков утренние электрички в столицу оккупируют тоже немногие. Всего в районе проживает 121 700 человек, из них только 4000 ежедневно ездят на работу в Москву. Остальным дел хватает и здесь.

Примерно 400 метров отделяют кондитерскую фабрику компании Mars от построенного в 2000 году молочного завода компании Campina. В стороне от производителей продуктов питания строится итальянская Marazzi Gruppo Ceramiche S.p.a. Завод компании, который запустят в этом году, будет производить керамическую плитку.

Скрывавший до недавнего времени свои конкретные планы по строительству производства в России Volkswagen наконец-то признался, что завод будет находиться в Ступине. В компании Mars говорят, что немецкий концерн будет собирать свои автомобили чуть ли не напротив их предприятия. «Ну а что, места здесь хватает», – показывают на ступинские просторы «марсовцы».

 

Починок Ступинский

 

Ступино всегда был неким перевалочным пунктом между Москвой и «всем, что за Окой». Починок Ступинский, как называли город в XVI веке, был поселением близ дороги, соединявшей Каширу с Первопрестольной. Промышленность в аграрно ориентированном районе начала зарождаться только в XIX веке. Крупнейшим из промышленных заведений была ситценабивная фабрика братьев Ермаковых.

В советское время мода на ситцевые ткани отошла. Местная промышленность в основном обслуживала аэрокосмический комплекс. Особая гордость района – авиационные заводы, выпускающие детали к самолетам и вертолетам. О недавней производственной специализации Ступина можно догадаться при въезде в город: не заметить огромный памятник военному самолету невозможно.

Впрочем, дела вверх в Ступине пошли отнюдь не с помощью авиации. Деньги в середине 1990-х принесли иностранные предприятия. Пионером стала транснациональная компания Mars, которая в 1995 году построила здесь свою первую российскую фабрику (с тех пор в производство на территории района компания вложила около $300 млн).

В 1997-м ступинская администрация приняла ряд актов, облегчающих процесс инвестирования. При принятии компанией положительного решения создаются рабочие группы из представителей органов местной власти, чья задача – сопровождение и поддержка инвестиций. Действуют льготы по налогу на прибыль в части платежей в местный бюджет, освобождаются инвесторы и от налога на имущество, и от земельного налога. На территории района открыт и собственный таможенный терминал.

Со времени появления первого иностранного предприятия ступинской администрации удалось привлечь порядка $600 млн инвестиций.

 

Фабрика мечты

 

Mars – семейная компания. Фабрику в России открывал Форест Марс. Он сказал тогда, что исполнилось заветное желание отца: тот мечтал работать по всему миру, в том числе в России, и даже разговаривал по этому поводу с Никитой Хрущевым (но в отличие от PepsiCo безрезультатно). В строительство фабрики было вложено около $300 млн, но до кризиса 1998 года она не давала прибыли. Зато теперь производство считают самым успешным проектом даже в сравнении с Китаем. В прошлом году оборот компании в России составил $450 млн, в этом году планируют продать продукции на $600 млн. Две из четырех российских фабрик Mars расположены в Ступинском районе. На одной делают шоколад и сахарную карамель (брэнды Mars, Snickers, Skittls, Avella); вторая, в соседнем поселке Лужники, производит корма для животных (Wiskas, Kitekat).

У владельцев компании было несколько причин, чтобы построить фабрику именно в Ступине. Это всего в 80 км от Москвы, в районе есть инженерные и транспортные коммуникации. Один из основных факторов привлекательности Ступина – адекватность местной администрации. «У нас хорошие отношения со ступинскими властями», – раскрывает до конца мотивы строительства фабрик именно в Ступине генеральный менеджер Mars в России Ричард Смайт.

Воплощая семейную мечту, Марсы осчастливили и многих ступинцев, у которых появился шанс жить в достатке. Речь идет не только о сотрудниках, непосредственно занятых в производстве шоколадных батончиков и кормов.

Mars заказал местным машиностроительным предприятиям разработку и изготовление почти всего нестандартного оборудования. Сейчас компания использует не только «железо» местного производства. «Если десять лет назад мы использовали около 15% местного сырья, то сейчас эта цифра у нас доходит до 70%», – говорит Ричард Смайт.

Местную сырьевую базу развивают и другие иностранные производители. После строительства молочного завода в Ступине голландская Campina вложила в животноводческий совхоз «Малино» порядка $350 000. Голландцы закупают молоко и в ЗАО «Городище», которое входит в другой малинский агрохолдинг, специализирующийся на растениеводстве. По словам руководителя «Городища» Петра Титоренко, практически все животноводческие хозяйства района стараются работать с иностранцами. «Вопрос цены остается для фермеров самым острым. Закупочные цены на молоко по-прежнему низкие, – рассказывает он. – Но Campina среди других покупателей самый желанный, потому что платит больше».

Работа на крупные иностранные компании стимулировала развитие небольших ступинских предприятий. «Сейчас в Ступине на одного работающего в иностранной компании приходится почти пять человек, занятых на обслуживающих эту компанию предприятиях», – отмечает заместитель главы районной администрации, председатель комитета по экономике Иван Паламарчук. Иностранцы даже среди таксистов повысили конкуренцию. «Можно заказать такси, и, пока вы станете спускаться в лифте, машина будет стоять уже у подъезда», – рассказывают в Ступине. Западные компании на такси для сотрудников в течение года тратит порядка $1 млн.

 

На одном языке

 

Впрочем, неправильно будет говорить, что старожилы ступинской промышленности теперь только и делают, что работают на иностранцев. Это вполне самостоятельные предприятия. К примеру, Ступинская титановая компания – один из крупных производителей слитков чистого титана. Ступинская металлургическая компания (СМК), известная алюминиевым прокатом не только в России, но и за рубежом, экспортирует продукцию в США, Италию, Японию. Правда, если раньше СМК была практически монополистом на российском рынке жаропрочных сплавов, то сейчас она контролирует лишь 40%. А недавно рабочие комбината митинговали против нового руководства.

Местные заводы конкурируют с иностранцами на рынке труда. «Высокий уровень зарплаты на иностранных предприятиях заставляет отечественные заводы ее повышать», – говорит Иван Паламарчук.

Общий уровень зарплат в районе растет неуклонно. Например, с появлением завода Campina в администрации связывают рост доходов крестьян (за два года после открытия завода средняя зарплата выросла на 42% – до 1860 руб.).

Но иностранцы, которых становится все больше и больше, не очень-то рады теперь тому движению, которое сами и начали. «Сейчас с людьми не так просто, как в начале нашей работы в Ступине, – поясняет Ричард Смайт из Mars. – Если десять лет назад люди в Ступине получали в среднем по $150 в месяц, то теперь средняя зарплата в промышленности достигает $400. На нашем предприятии заработная плата растет вместе с ростом продаж и развитием бизнеса». Кстати, удорожание рабочей силы в Ступине стало одной из причин, побудивших Mars в этом году открыть свой завод по производству супов «Гурмания» в более удаленных от Москвы Луховицах.

Академичный Ступино (только вузов в нем работают девять) изо всех сил старается удовлетворять кадровый спрос и соответствовать запросам иностранных компаний. «В этом году у нас запустит завод итальянская Marazzi, начинает строительство другая компания из Италии по производству плитки. Сейчас языковые школы в срочном порядке ищут преподавателей итальянского, чтобы подготовить людей для работы в этих компаниях», – рассказывает Иван Паламарчук.

Впрочем, люди, которые работают на иностранных предприятиях, учатся и без школ. «Вот видите, какая чистота, – показывает на чистый кафель одна из уборщиц фабрики Mars. – Конечно, сложно поддерживать такой порядок, но, когда все вокруг стерильно, приходится стараться».

Вероятно, профтехучилищам, техникумам и институтам придется и дальше работать в усиленном режиме, а поток едущих на работу в Ступино соседей из Каширы, Озер и других городов и районов Подмосковья увеличится. «В течение трех лет мы планируем сдавать в эксплуатацию по два новых завода в год, – делится планами района по привлечению инвестиций Иван Паламарчук. – Ежегодно планируем привлекать по $100 млн инвестиций».

Последовательная политика ступинских чиновников приводит к тому, что иностранцы переходят к ним из других регионов. Почти два года назад итальянская AtlasConcorde рассматривала четыре варианта дислокации своего плиточного производства – Челябинск, Екатеринбург, Самару, Ступино. В Челябинске итальянцы даже встречались с губернатором области Петром Суминым, который считал уже решенным вопрос о том, что итальянцы будут производить плитку на Урале. Но AtlasConcorde передумала. Правда, по каким именно причинам предпочтение было отдано Ступину, в компании не говорят. «Целый год мы вели переговоры с администрацией Ступина и наконец-то начинаем там строительство завода», – рассказали в московском представительстве компании.

А недавно Ступино в качестве потенциальной площадки для создания собственного сборочного предприятия назвали и официальные представители концерна Volkswagen. Пока это единственное, что достоверно известно о российском проекте немецкого автогиганта.

 

Еще по теме