Top.Mail.Ru
архив

Иракская рулетка

Не имеет смысла спорить, кто победит. В войнах ХХI века, по крайней мере в тех, что предшествуют более серьезным схваткам, которые уже не за горами, победитель может быть только один – Соединенные Штаты Америки. Это относится, конечно, и к грядущей войне с Ираком. Поэтому стоит сосредоточить внимание на дальнейшей судьбе основного фактора, спровоцировавшего начало войны. Эта волшебная «вещь», по выражению журнала The Economist, на букву «О» является глубинной причиной обострения конфликта.

В нашем случае с буквы «О» начинается слово Oil – нефть. По нефтяным запасам, которые составляют примерно 112 млрд баррелей, Ирак вплотную приближается к Саудовской Аравии. Кому эти запасы достанутся, тот и победитель. Не нужно обладать богатой фантазией, чтобы представить нефть как критерий, по которому определяются все маневры, предшествующие войне. Обращает на себя внимание тот факт, что все пять постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, Великобритания, Франция, Россия и Китай) представляют собой поле деятельности крупных нефтяных компаний мирового масштаба. Все эти страны с огромным эмоциональным напряжением следят за судьбой иракской нефти. Но только одной или, может быть, двум из них удастся поживиться. С великим ущербом для остальных…

…Если только они не захотят разделить груз войны, став активными союзниками. В наше время уже не принято прибегать к тонким нюансам и иносказаниям, поэтому никого не должно удивлять, что об этих вещах говорят со всей прямотой, на какую только способны. Поскольку у нас царит закон джунглей, то вполне логично звучат слова Джеймса Вулси, бывшего директора ЦРУ, который без обиняков заявляет: «У Франции и России есть нефтяные компании с интересами в Ираке. Надо сказать им, что, если они будут подталкивать Ирак к установлению нормального правительства, мы сделаем все возможное, чтобы новое правительство (Ирака, разумеется) и американские компании работали с ними в тесном контакте».

Предельно ясно. «Сделаем все возможное…» То есть даже никаких твердых гарантий. Все будет зависеть от оценки по поведению. Тот, кто будет вести себя плохо или не очень хорошо, будет исключен из дележа военных трофеев. И уже сейчас абсолютно ясно, что львиная доля достанется американским и английским компаниям.

А если кто-то из них, уточняет Вулси, станет защищать Саддама, то он должен знать, что «будет очень трудно, если не сказать невозможно», убедить будущее правительство Багдада сотрудничать с ним. С учетом вышесказанного остается только гадать, какое пространство для свободы маневра будет предоставлено будущему правительству в Багдаде.

Это относится, как уже говорилось, ко всем членам Совета Безопасности. В частности, к Китаю и России, которые, судя по их предварительным заявлениям, могут воспользоваться правом вето.

Вся партия построена на балансировании между правовыми, политическими, этическими нормами и даже старым добрым понятием здравого смысла, с одной стороны, и преследованием своих собственных корыстных интересов – с другой. Это дело затрагивает также и интересы многих других стран от Италии до Индии, от Мексики до Анголы, от Венесуэлы до Алжира и Ливии. Список можно было бы продолжить. Что будет с нефтяными компаниями этих стран, которые преимущественно принадлежат государству? Что произойдет, если новое правительство в Багдаде решит выйти из ОПЕК и спровоцирует игру на понижение цен на нефть, чтобы сбить с ног всех своих конкурентов? Ситуация напоминает игру в покер, когда у одного из игроков настолько тугой бумажник, что он все время поднимает ставку, и напуганные соперники предпочитают выйти из игры, не смотря на свои карты.

Неудивительно, что Владимир Путин оказался в затруднительном положении. Внутри страны он использует проиракскую риторику, которую одобряет часть его электората и которая раньше так нравилась российскому нефтяному лобби. Но, проанализировав обстановку, такие гиганты, как «ЛУКойл» и «Газпром», повернули свою позицию на 180 градусов. Если Россия останется вне этой большой военной игры, сибирская нефть в скором времени может оказаться слишком дорогой, чтобы конкурировать с нефтью Ирака под звездно-полосатым флагом.

До какого момента Путин сможет играть на угрозе воспользоваться правом вето? Трудно представить. Остается еще Китай, ближайшие планы которого неизвестны. Его будет трудно подкупить обещаниями дешевой нефти. Пекин сегодня способен заплатить и высокую цену. Так же трудно будет соблазнить его возможностью политического размена, отдав ему на время Тайвань. Это все равно что пытаться срочно продать товар покупателю, которому прекрасно известно, что скоро этот товар ему достанется даром.

Возможно, исходя из своих долгосрочных интересов, Китай не будет голосовать против. В любом случае нельзя терять времени на пустую болтовню. Сильвио Берлускони с Тони Блэром уже определились, и Европе с ее единой валютой будет нанесен сокрушительный удар. Вашингтон уже принял решение начать войну и теперь, если потребуется, окончательно похоронит ООН, обойдясь в случае чего без резолюции Совета Безопасности. Дик Чейни будет очень доволен.

Еще по теме