Top.Mail.Ru
архив

IT для модного бизнеса

В России активно развивается модный бизнес. Настолько активно, что информационные системы для магазинов одежды, обуви и аксессуаров – всего того, что называется non-food – уже стали отдельной нишей ИТ-бизнеса. Об особенностях автоматизации мира моды и торговли рассказывает Любовь Рыбакова, генеральный директор компании BorlasRetail (ЗАО «Борлас Информационные Торговые Системы»).

 

Бизнес-процессы сетей магазинов одежды, обуви и аксессуаров существенно отличаются от бизнес-процессов продуктовых сетей. Поэтому ИТ-компания, даже имея успешный опыт работы с супермаркетами, вряд ли сможет столь же профессионально автоматизировать работу сети бутиков. На рынке fashion свои ИТ-лидеры. В этом бизнесе значение имеет буквально каждая мелочь: цвет товара, размер, коллекция, программы лояльности клиентов, всевозможные дисконтные предложения. Все это должно быть учтено и в информационной системе.

ИТ-системы, как правило, создаются либо посредством разработки программных продуктов на заказ, либо через внедрение уже готовых специализированных решений (последние еще называют «тиражными»). Компания BorlasRetail пошла по второму пути – разработала систему управления розничным бизнесом TradeX, «заточенную» именно под индустрию моды. TradeX стала единственным в России решением, которое корпорация Microsoft признала промышленным для сектора розничной торговли non-food. Спрос на решение велик: оборот BorlasRetail в 2005 году вырос на 75% по сравнению с 2004 годом, и сегодня компания обслуживает 150 торговых фирм – а это более 2000 магазинов по всей России.

 

 

Вы знакомы с бизнесом практически всех розничных сетей в модной отрасли. Что сейчас происходит на рынке, какие тенденции вы наблюдаете?

 

– Во-первых, западные торговые сети non-food почувствовали, что Россия для них – серьезный рынок, и он развивается большими темпами, даже обгоняя food-сектор. Мы видим большое количество бутиков, сетей магазинов, универмагов и сетей универмагов, которые открываются иностранными компаниями, и все чаще эти компании начинают самостоятельно управлять своим бизнесом в России. Среди них такие известные во всем мире фирмы, как Marks & Spencer, Сhanel, SwatchGroup, СhristianDior, Fox и другие. Во-вторых, многие оптовые компании начинают открывать собственные розничные магазины. Например, один из крупнейших оптовиков рынка одежды F.D.Lab до конца года создаст в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге 14 собственных магазинов MarcOPolo, Blend и Lollipops.

Эти две тенденции модного бизнеса на нашем рынке сейчас особенно заметны. Отмечу также, что активно развиваются российские региональные сети. Например, в этом году мы успешно реализовали проекты в Калининграде – в группе компаний «Вестер» и в торговом доме «Европа», много проектов идет в других регионах России.

 

 

Кто еще работает в вашей отрасли, с кем вам приходится конкурировать и в чем состоит ваше конкурентное преимущество?

 

– Рынок ИТ-компаний, которые предлагают комплексные решения для управления розничным бизнесом, не так уж велик. Конкуренты знают друг друга в лицо. Скажем, в тендерах могут появиться франчайзи «1С», ряд других компаний. Но, пожалуй, наиболее профессионально и специализированно на рынке автоматизации модного бизнеса работает именно BorlasRetail. И дело не в наших субъективных оценках. Сами клиенты зачастую рассказывают нам, что, видя среди участников тендера BorlasRetail, другие ИТ-компании отказываются от продолжения борьбы. Это признак понимания того, насколько глубже других мы осознали специфику розничного торгового бизнеса и, более того, прониклись его духом. А с таким соперником, согласитесь, конкурировать всегда сложно.

 

 

Почему вы выбрали именно эту специализацию – модный бизнес?

 

– Я занимаюсь автоматизацией розничного бизнеса с 1990-х годов. До 2001 года работала в ИТ-компаниях, предлагавших универсальные решения для розницы, в том числе для супермаркетов, АЗК и пр. Такие решения были сложны и громоздки как в разработке, так и в поддержке и эксплуатации. В каждом секторе розницы – огромное количество нюансов, особенностей, и учесть все в одном продукте чрезвычайно сложно. Я видела, как замедляется отклик компаний-разработчиков на все возрастающий поток пожеланий клиентов, они просто не успевали за их требованиями. Я интересовалась тем, как обстоят дела в этом бизнесе в западных странах, где данное направление развивается уже десятки лет. Оказалось, там те же проблемы, и их решение лежит в русле специализации продуктов. На Западе давно поняли, что нельзя объять необъятное, что нужны специальные разработки для каждого направления розницы. Только так можно успеть за быстрым развитием этого бизнеса и его технологиями.

Мне самой модный бизнес был интересен всегда, и в 2001 году удалось собрать команду профессионалов с опытом работы как в сфере информационных технологий, так и в успешных торговых предприятиях модного бизнеса. Желание реализовать этот опыт привело к тому, что в 2001 году мы вместе с президентом консалтинговой группы «Борлас» Алексеем Ананьиным создали компанию BorlasRetail, структурно вошедшую в группу «Борлас». Нынешней осенью нашей фирме исполнилось пять лет, за это время мы внедрили информационные технологии в бизнес десятков fashion-компаний. Подобно модному бизнесу с его покупателями, мы с клиентами проходили новый путь, и каждый из них для нас по-своему дорог – будь то крупная сеть или одиночный магазин, российский или западный клиент.

 

 

Как владелец магазина выбирает системного интегратора?

 

– Создание информационной системы для любой торговой компании сейчас – не роскошь, а необходимое условие развития и успешной конкуренции на рынке. Что касается выбора ИТ-компании, то, как правило, ищут надежного партнера, который профессионально работает на рынке и имеет в своем портфолио множество успешных проектов. По нашему опыту, владелец торговой компании обязательно интересуется мнением своих коллег, сам ездит к нашим клиентам. В ритейле очень развито «сарафанное радио», люди тесно друг с другом общаются. Это вообще очень гибкий и оперативный бизнес, а потому успех или неудача в любом проекте в этой сфере всегда заметны.

 

 

У западных торговых сетей есть свои стандарты информационных систем. Что они выбирают для своих российских магазинов?

 

– На Западе за многие годы развития розничного бизнеса сложилась определенная ИТ-культура и стандарты. И как правило западные сети стараются использовать свои корпоративные системы в филиалах по всему миру. В России последние лет пять я вижу обратную тенденцию. Западные фирмы стали понимать, что торговля, как и, наверное, любая другая сфера деятельности, в нашей стране имеет свои нюансы, связанные с менталитетом, бизнес-процессами, бухгалтерией и т.д. Все это с трудом укладывается в возможности стандартных западных подходов. Например, когда SwatchGroup приняла решение самостоятельно развивать свой розничный бизнес в России, ей нужно было в течение одного месяца перевести 18 магазинов, офис и склад на новую информационную систему. Так как это необходимо было сделать без остановки работы торговой компании, с учетом российского законодательства и с качественным оперативным сервисом по всей России, то они и предпочли российскую фирму и готовые специализированные решения.

 

 

Иностранцы вносят какие-нибудь изменения в российские решения?

 

– Мы учимся друг у друга. Для нас бесценен их опыт, и мы стараемся оперативно делать доработки по их пожеланию. В свою очередь, российские клиенты тоже привносят в информационные системы много полезного. Вообще же системы для ритейла развиваются вместе с рынком. Более того, мы заметили, что западные клиенты находят в наших решениях интересные новации и берут их на вооружение у себя дома.

 

 

Насколько российские решения конкурентны по сравнению с западными?

 

– Выходя на российский рынок, западные компании обязательно смотрят, какие ИТ-решения для розничной торговли здесь представлены, и довольны ли клиенты, которые их используют. Уверенно могу сказать: решения российских компаний не только не уступают зарубежным, но с учетом местных особенностей превосходят их. Например, решения BorlasRetail имеют двуязычный интерфейс, что позволяет, внедряя эти системы в магазинах западной компании, скажем в Москве, тесно интегрировать их с информационными системами, которые используются в подразделениях этой компании в других странах. Для наших клиентов это возможность оперативного анализа бизнеса и своевременного принятия решений, а значит, и вопрос высокой конкурентоспособности их бизнеса.

 

Резюме Любови Рыбаковой

 

Образование: Московский государственный педагогический университет им. В.И. Ленина

Профессиональный опыт:

2001 – настоящее время: генеральный директор компании Borlas Retail (ЗАО «Борлас Информационные Торговые Системы»);

1996 – 2001: директор отделения торговых систем компании IBS;

1994 – 1996: исполнительный директор компании FIT

Личная информация: замужем, имеет дочь, увлекается теннисом, горными лыжами, любит путешествовать

 

Еще по теме