Top.Mail.Ru
архив

Как веревочку ни вить...

Веревочные парки - развлечение, крайне популярное в Европе и Америке, - добралось и до России. В США в среднем на один город приходится около десяти таких парков-аттракционов - сетевых и независимых, где взрослые и дети преодолевают разной сложности препятствия на веревочных трассах, проложенных в кронах деревьев. Сейчас веревочные маршруты опутывают отечественные парки.

В России сейчас работает всего несколько сотен канатных парков, и большая их часть даже не имеет собственного названия - они просто являются частью инфраструктуры спортивного комплекса и/или базы отдыха. И лишь в 2008 г. появилась первая сеть - "Панда-парк".

На сегодняшний день в нее входит пять парков в Москве и еще четыре в регионах - Ставрополе, Липецке, Екатеринбурге и Истре. Оборот компании в 2013 г. составил более 15 млн руб., в 2014 г. собственники планируют увеличить его на 10-15%.


На старт, внимание, марш!

Однажды Дмитрий Скляренко, работавший в строительном бизнесе, осознал, что заниматься чужими стройками ему скучно. В 1999 г. он основал агентство по спортивному маркетингу "Экстремальные игры", провел на Воробьевых горах первый в Москве фестиваль по экстремальным видам спорта, реализовал еще некоторое количество спортивных событийных проектов и... снова сменил вид деятельности.

В 2003 г. Дмитрий Скляренко стал представителем болгарской компании Walltopia, крупнейшего производителя скалодромов в мире (свыше 40 офисов по всему миру). ООО "Валтопия-Ру" на российском рынке скалодромов стало одним из первых игроков. Сейчас "Валтопия-Ру", по оценке Дмитрия Скляренко, занимает 50-70% рынка. В 2005 г. Дмитрий заинтересовался веревочными парками: о них ему рассказала приятельница. В 2006 г. на его собственной даче была построена первая трасса, испытывавшаяся самим Дмитрием и его детьми. В 2008 г. был открыт первый "Панда-парк" в Ставрополе. Владелец Парка Победы города Ставрополя Виктор Бондаренко заразился идеей и предложил построить первый парк у него. Деньги - 1,5 млн руб. - вложил сам Дмитрий. Парк окупился за полтора года. "Мы сделали в Ставрополе первый троллей длиной более 60 м, который ежедневно эксплуатировался, - рассказывает Дмитрий Скляренко. - Там же была реализована первая линия непрерывной страховки. Собственно, наши первые собственные разработки в области веревочных парков приключений были связаны с непрерывной линией страховки. Ее автор Владимир Разживайкин - талантливый инженер, чьи идеи в нашей отрасли уже копируют западные производители веревочных парков".

Вложив $200 000 собственных средств, в 2009 г. Дмитрий организовал в Подмосковье цех по выпуску комплектующих для веревочных парков. Вот только тросы до сих пор заказываются у "Северстали".

И в том же году Дмитрия Скляренко нашли инвесторы. Их имена и род деятельности в "Панда-парке" не раскрывают. Известно лишь, что у новых партнеров хватило ресурсов получить разрешение на строительство веревочного маршрута в парке "Сокольники". Для компании Дмитрия Скляренко это был настоящий прорыв. Инвестиции в строительство веревочного лабиринта из двух маршрутов составили порядка 2,5 млн руб. Парк в "Сокольниках" окупился уже в первый сезон.

В 2011 г. партнеры затеяли строительство парка приключений в "Филях". В отличие от веревочного лабиринта, парк приключений предполагает большее количество маршрутов, а стоимость строительства начинается уже от 4,5 млн руб. Подобные парки окупаются дольше, за два-два с половиной года. "Парк "Фили" не стал исключением и вышел на самоокупаемость после второго сезона эксплуатации", - говорит Дмитрий Скляренко. Цена билетов в разных парках колеблется от 200 руб. (детский маршрут, "Фили") до 1200 руб. (выходные и праздники на все маршруты, "Фили"). "В хороший солнечный день проходимость в самом большом из "Панда-парков" достигает 500 посетителей", - отметили в пресс-службе "Панда-парка".

К 2012 г. веревочные "Панда-парки" появились в "Лианозово", "Измайлово", Нескучном саду и "Царицыно". С последним, однако, связана целая история.


Вверх и вниз по канату

"Панда-парк" в Царицыно открылся в 2011 г. В данном случае фирма Дмитрия Скляренко стала не собственником веревочного лабиринта, а только управляющей компанией - собственником стал сам парк "Царицыно". Летний сезон, по мнению Дмитрия Скляренко, прошел вполне успешно, но потом руководство "Царицыно" решило "Панда-парк" демонтировать. Получить официальный комментарий у руководства "Царицыно" не удалось, но один из сотрудников пресс-службы на условиях анонимности высказал свои предположения. "Сейчас руководство поменялось, и по многочисленным просьбам отдыхающих "Панда-парк" будет восстановлен, - сообщил собеседник "Ко". - Прошлую версию парка демонтировали, вероятнее всего, из-за опасений несчастных случаев. Думаю, новый парк будет в разы безопаснее".

Некоторое недоверие к веревочным паркам со стороны администрации городских парков понять можно. Нет единого мнения о безвредности этого аттракциона для деревьев. Некоторые экологи уверены, что, если для креплений не используются гвозди (а они не используются. - Прим. "Ко") и все установлено правильно, деревья не пострадают. Другие специалисты настроены пессимистично: для установления платформы деревянные щиты вокруг дерева стягиваются специальными стержнями, давящими на кору. Из-за этого травмируется камбий, находящийся под корой, количество воды и минералов, поступающих от корня в крону, уменьшается. По расчетам биологов, в этом случае примерно через пять лет дерево начнет суховершинить, а его корни ослабевать. Растение будет болеть и погибнет.

Экологическую экспертизу "Панда-парк" смог пройти во многом благодаря Галине Жеребцовой, одной из руководительниц Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова. "Она была первым специалистом, который сказал, что крепление веревочных парков на деревьях возможно без нанесения им вреда, - говорит о роли чиновницы в его бизнесе Дмитрий Скляренко. - Как бывшая альпинистка Галина Петровна поняла ценность создания зон активного отдыха для всей семьи. Она бывала в веревочных парках Европы. Благодаря ее смелости как чиновника мы смогли убедить окружающих, что наш проект не портит деревья. Как пример: проекты веревочных парков в Великобритании размещены в самых известных заповедниках, таких как Шервудский лес".

Однако веревочные маршруты для привлечения посетителей готовы прокладывать отнюдь не все парки. Так, в парке музея "Остафьево" подобного развлечения, по словам дирекции, нет и не будет. Заповедник - не место для веревочных парков. Кстати, из пятидесяти парков, расположенных в черте Москвы, статус историко-архитектурных и природно-ландшафтных музеев-заповедников имеют только "Коломенское", "Кусково", "Измайлово" и "Люблино". Так что пространство для новых маршрутов у "Панда-парков" и их возможных конкурентов имеется.

"Веревочные парки сейчас популярны, - констатирует генеральный директор компании "Игровой мир" Дмитрий Власов. - Они уже давно переместились из категории временных сооружений для тимбилдинга в категорию нормальных коммерческих аттракционов. Число заказов и запросов на веревочные парки остается стабильным уже два-три года. Растет число запросов на канатные парки на искусственных опорах. Их можно установить в любом месте, и выглядят они более основательно и надежно".

Владельцы спортивных комплексов и баз отдыха, присматривающиеся к веревочному развлечению, выбирают между "подешевле" и "поосновательней". "Подешевле" - это парки на естественных креплениях, то есть деревьях. Канатная трасса на искусственных креплениях будет стоить несколько дороже. Но многое зависит от производителя. Так, если цена среднестатистической трассы на естественных опорах у "Панда-парка" начинается от 1,5 млн руб., то "Игровой мир" предлагает типовой парк на искусственных опорах на 100 кв. м, состоящий их двух уровней и 12 элементов, за 1,1 млн руб. Окупится он через два сезона и ежемесячно будет приносить порядка 25 000 руб.


Полазить под крышей

Несмотря на организационные сложности, владельцы сейчас ищут площадку под крытый "Панда-парк". "Мы рассматриваем возможность сотрудничества с крупными торгово-развлекательными центрами и параллельно ищем помещения (например, склады или ангары), которые подошли бы для монтажа парка", - поясняет Дмитрий Скляренко. Размер инвестиций в открытие такой всесезонной площадки будут зависеть от найденного помещения. Впрочем, отойти от сезонности владельцы пытаются и без помещения: парк в "Филях" уже работает круглый год. "Зимний поток пока маловат, - признается Дмитрий Скляренко. - Сейчас наша аудитория - это 70% дети и только 30% взрослые. Нам бы хотелось привлечь больше взрослой аудитории, любителей экстремального отдыха".

Оно и понятно. Взрослая аудитория более платежеспособна и лучше подходит для продвижения бренда и создания эффекта "сарафанного радио". На рекламе "Панда-парк" пока экономит. "Работаем в социальных сетях, сотрудничаем с магазином "Альпиндустрия", занимаемся пиаром", - перечисляет способы продвижения Дмитрий Скляренко. Но субкультуру вокруг веревочных парков выстроить еще не удалось.


Идейные конкуренты

Конкуренцию "Панда-паркам" может составить другой похожий проект - Freerope, делающий ставку на формирование самостоятельной субкультуры. "Freerope - это российское изобретение, - утверждается на официальном сайте freerope.org, - взявшее все лучшее из национальной школы туризма, тренинга естественных изменений и традиции массовых гуляний. Второй экстремальный вид спорта, после скалолазания, придуманный в России. Зарегистрирована торговая марка, права на которую принадлежат авторскому агентству "Новые социальные и педагогические технологии".

Об инвестициях некоммерческое партнерство "Авторское агентство "Новые социальные и педагогические технологии" не говорит, но, по словам пресс-секретаря организации Инны Божевой, существует на собственные средства. "Вся наша деятельность (развитие фрироупа. - Прим. "Ко") на самофинансировании, - говорит Инна Божева. - В развитие фрироупа мы вкладываем заработанные на коммерческих заказах средства. Кроме того, в соответствии с политикой авторского агентства "НСПТ" все авторы фрироупа, как и любой другой социальной технологии, получают авторские отчисления с каждого коммерческого использования технологии".

В отличие от веревочных парков, фрироуп легче монтируется, не требует сложной страховки и имеет ряд различий в правилах. "Мы еженедельно модифицируем дистанции даже в стационарном парке, это навык, которым обладает любой инструктор по фрироупу, - рассказывает об отличиях от веревочных парков Инна Божева. - Экстрим фрироупа - не в высоте (все дистанции не выше 1 м над землей), а в сложности препятствий. Фрироуп-дистанцию интересно проходить много раз, так как хочется найти оптимальный способ прохождения, поэтому во всех коммерческих фрироуп-парках у участника оплачено не количество прохождений, а время нахождения на полигоне. Фактически за свои деньги человек получает неограниченный доступ к дистанциям".

Регулярных соревнований по фрироупу пока не проводится, но работа в этом направлении ведется. А вокруг новой спортивной активности уже можно будет и комьюнити строить, и даже его монетизировать, чем НСПТ и занимается, даже продает брендированные футболки. В этом смысле фрироуп выглядит поосновательней веревочных парков.


Связанные одной целью

Зато "Панда-парк" уже приготовил предложение по франшизе. Открылись парки в Липецке, Севастополе и Истре. Согласно условиям франшизы, паушальный взнос составляет 300 000 руб., роялти фиксированное - от 30 000 до 50 000 руб., в зависимости от величины и сложности "Панда-парка". В пакете консультационные услуги, разработка проекта (каждый уникален и готовится под определенное место), монтаж, обучение специалистов. За пару сезонов поклонники парка устают от одних и тех же маршрутов. Владельцы бренда советуют что-то менять хотя бы раз в сезон. На обновления тратится порядка 10% от первоначальной стоимости парка.

Заинтересованность жителей городов в спортивных объектах достаточно велика. Но веревочные парки пока отнюдь не на первом месте в списке желаемых объектов. "Наиболее предпочтительны фитнес-залы с профессиональным оператором, детские спортивные площадки, бассейн, детские секции, - ссылается на данные собственного исследования управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев. - Удачным решением было бы появление на территории жилых комплексов теннисного корта".

В ближайших планах Дмитрия Скляренко - пресс-тур по верхушкам деревьев и еще целый летний сезон, за который "Панда-парки" наберут новую армию поклонников. И может быть, оплетут своими полезными для здоровья маршрутами большинство парков в России. Главное - не запутаться в сетях конкурентов и не сорваться на середине маршрута веревочного бизнеса.