Top.Mail.Ru
архив

Какой русский не любит быстрого трафика

МГТС и компания "ПТТ-Телепорт Москва" запустили в коммерческую эксплуатацию проект "Точка Ру", призванный сделать высокоскоростной доступ к Интернету массовой услугой. Совместная инициатива коренным образом изменит положение на московском рынке Интернет-провайдинга.

Бег с препятствиями

Небольшие масштабы развития Интернета в России объясняются низкой платежеспособностью населения. По данным "ПТТ-Телепорт", индивидуальные пользователи готовы платить за Интернет не более $15 в месяц, а корпоративные - не более $50. Потенциальный спрос на доступ к сети в Москве в семь раз превышает реальный. Технологии же высокоскоростного доступа может себе позволить не каждое предприятие, не говоря уже о рядовых гражданах. Подключение к Интернету по выделенному каналу обходится в несколько тысяч, а его обслуживание - в несколько сотен долларов.

"ПТТ-Телепорт" и МГТС решили изменить положение дел. В конце мая они объявили о запуске в коммерческую эксплуатацию проекта "Точка Ру" и предложили всем желающим высокоскоростной доступ к Интернету по технологии ADSL.

"Мы вышли на рынок с новой технологией, которая должна обеспечить резкий рост аудитории Интернета", - рассказывает Александр Теппер, заместитель генерального директора "ПТТ-Телепорт" по коммерческой деятельности. Предложенный план стал полной неожиданностью как для конкурентов, так и для пользователей. ADSL позволяет снизить стоимость услуг высокоскоростного доступа к сети до рекордно низкой отметки.

Впрочем, по мнению главного менеджера "МТУ-Информ" по развитию новых проектов Александра Голышко, ситуация не столь оптимистична: "Само внедрение ADSL не требует больших затрат. Но есть сопутствующие проблемы: скорость передачи данных зависит от качества используемых медных пар. В нашей стране качество обычных телефонных кабелей уступает зарубежным аналогам. Поэтому у отечественных операторов ADSL будет больше проблем, чем у их западных коллег".

Есть и другие специфические российские проблемы. Технология требует установки на каждой АТС оборудования провайдера и его коммутации с телефонной сетью общего пользования. Для этого провайдер должен получить доступ к оборудованию АТС, что позволено далеко не каждому желающему. "ПТТ-Телепорт" эту проблему решила, запустив совместный проект с МГТС и получив таким образом в партнеры владельца всех московских АТС.

МГТС уже давно была недовольна чрезмерной загрузкой телефонных сетей Интернет-трафиком. Еще два года назад первый заместитель генерального директора МГТС Семен Рабовский заявлял о необходимости использования новых технологий для решения этой проблемы. По информации "Ко", уже два года назад МГТС искала партнера для проекта в этой области. "ПТТ-Телепорт", будучи дочерней структурой МГТС, изначально имела большие шансы на победу.

Сказка стала былью

ADSL - телекоммуникационная технология, позволяющая передавать данные на высоких скоростях по обычным телефонным линиям. На АТС и у абонента устанавливаются специальные устройства - сплиттеры. К абонентскому сплиттеру подключаются обычный телефон и ADSL-модем. Работа модема при этом не мешает обычной телефонной связи. С помощью технологии ADSL можно вести прием данных на скорости до 7 Мбит/с, а отправлять данные - на скорости 1,5 Мбит/с.

В итоге услуги на основе ADSL стали реальностью. Сегодня подключиться к Интернету по средствам ADSL могут уже 30% территории Москвы. ОБОРУДОВАНИЕ БУДЕТ УСТАНОВЕЛНО НА 80 АТС. По заявлению менеджеров "ПТТ-Телепорт", первый этап создания сети завершен - необходимое оборудование установлено на 45 городских АТС. Полностью развернуть свою сеть "ПТТ-Телепорт" предполагает к лету 2001 года. Для этого компании потребуется оборудовать порядка 260 телефонных станций. "Наибольший интерес В конце мая мы оборудовали АТС на юго-востоке, западе и северо-востоке столицы, - рассказывает Александр Теппер. - К концу 2000 года мы планируем охватить не менее 80% московских АТС и получить 5 - 6 тыс. клиентов, а через год полностью охватить территорию Москвы".

К этому же сроку партнеры предполагают вернуть вложенные в проект деньги. "Мы не привлекали к проекту внешних инвесторов, а обошлись ресурсами МГТС", - говорит Теппер.

На первом этапе проекта ставка делается на корпоративного клиента, так как стоимость услуги "народной" назвать трудно. Так, первоначальный платеж за установку оборудования составляет $750, а ежемесячное обслуживание в объеме 800 Мбайт - $150. "К нам сейчас приходят в основном юридические лица, - говорит Александр Теппер. - Но к концу года мы планируем привлечь и массовую аудиторию". Несмотря на высокие цены, услуга оказалась востребованной. После презентации технологии на выставке "СвязьЭкспокомм" "ПТТ-Телепорт" получила порядка 600 заявок на установку оборудования.

Массовое же внедрение ADSL "ПТТ-Телепорт" планирует по мере роста сети. "Для того чтобы к нам активно шли частные клиенты, мы планируем внедрение коллективного доступа, когда по одной линии подключаются нескольких пользователей", - говорит Александр Теппер. Со временем клиенты сети смогут получить помимо высокоскоростного доступа к Интернету ряд дополнительных услуг - поддержку VPN (доступ из дома или из другого города к корпоративным сетям), видеоконференцсвязь, цифровое телевидение, видео по запросу...

На вопрос "Ко" о том, изменит ли проект ситуацию на рынке, технический директор "НТВ-Интернет" Владимир Молчанов ответил: "Несомненно". Александр Голышко считает, что все зависит от маркетинговой стратегии: "При удачном маркетинге к "ПТТ-Телепорт" может отойти определенный слой состоятельных клиентов от других провайдеров. Однако мгновенно рыночная ситуация вряд ли изменится".

С мнением коллег солидарен генеральный директор компании "Электон" Николай Матушевский: "Услуга ADSL изменит ситуацию как минимум в отношении выделенных линий: удобно иметь свободный телефон и одновременно хорошую скорость в Интернете. Но, как мне кажется, технология ADSL не в состоянии отменить переход на повременную оплату".

После представления услуги на российском Интернет-Форуме некоторые провайдеры обвинили "ПТТ-Телепорт" в монополизме. "Со стороны конкурентов было высказано беспокойство по поводу монополизма, - рассказывает Александр Теппер. - Но мы готовы к диалогу с любым оператором, готовы разговаривать о том, каким образом и как мы предоставляем услуги. "Точка Ру" не несет в себе никакой агрессии, она не пытается выбить с рынка никакую компанию. Наша задача - дать Интернет массовому потребителю. Эту проблему в секторе выделенных линий пока не решает ни одна компания, кроме нашей. Кстати, несколько компаний - в частности, "Комбеллга" - объявили о предоставлении услуг по технологии ADSL".

Николай Матушевский видит ситуацию иначе: "Мы в свое время имели партнерские отношения с "ПТТ-Телепорт" и были дилерами их услуг. Затем наши отношения испортились. Было даже два судебных разбирательства, и тяжба продолжается до сих пор. Думаю, если "ПТТ-Телепорт" не поменяет политику в отношении дилеров и конечных пользователей, проект успеха иметь не будет. По приказу никто подключаться не станет. По-моему, запуск проекта "Точка Ру" - это лишь попытка выступить на рынке под новым, более привлекательным именем".

Еще по теме