Top.Mail.Ru
рынки

Конец дальневосточной вольницы: в России принимают закон о частной золотодобыче

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ / Legion-Media

Стать золотоискателем вскоре сможет едва ли не любой желающий — парламент рассматривает законопроект «О старательской деятельности», вновь разрешающий частникам легальную добычу драгоценного металла. Ожидать ли очередной золотой лихорадки, разбиралась «Компания». 

Как это часто бывает, за романтикой вольных приисков и азартом современных золотоискателей кроются безличные цифры. Летом этого года депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект № 343102-8, согласно которому граждане на законных основаниях смогут добывать россыпное золото на непромышленных месторождениях. Есть вероятность, что закон заработает весной следующего года. Уже известны пилотные регионы для частной золотодобычи — это Магаданский край и Забайкалье. В дальнейшем легальную старательскую деятельность могут распространить на другие регионы Дальнего Востока и даже на всю территорию России.

История вольных приисков

В Советском Союзе старательство было распространенным промыслом, его запрещали только гражданам с уголовным прошлым. Например, в июле 1947 года было опубликовано постановление Совета Министров СССР, утвердившее правила расчета со старателями и расходования расчетных книжек в системе Главспеццветмета Министерства внутренних дел. Золото, платину и алмазы следовало сдавать в кассы золотоприемных пунктов. Оплата выдавалась по утвержденным тарифам рублями либо именными расчетными книжками. «Золотыми бонами» можно было расплачиваться в специализированных магазинах.

В золотоприемные кассы можно было сдавать первичное золото — шлиховое (неочищенный концентрат, оставшийся в лотках после промывки золотоносного песка) либо рудно-шлиховое, а также самородки. После отмены бонов вольная добыча золота стала менее выгодной, но все равно продолжалась до 70-х годов прошлого века. Затем и артелям запретили принимать драгоценный металл у частников.

После распада СССР частное старательство было легальным до 1996 года — сейчас золотодобыча разрешена только юридическим лицам, располагающим лицензией на использование недр.

Возможная легализация частного приноса драгметаллов не в первый раз становится предметом внимания и обсуждения, но все законодательные инициативы на протяжении последних десяти лет так и оставались инициативами.

«Законопроект был подготовлен по поручению президента России Владимира Путина. Он озвучил задачу: важно дать локальным предпринимателям возможность легально работать на месторождениях, которые неинтересны крупному бизнесу. Инициатива призвана решить проблему нелегальной добычи драгметаллов, в том числе золота, а также простимулировать отрасль для развития частного старательного бизнеса. Эта проблема действительно есть в России: наша территория богата ресурсами, на которых недобросовестные люди, и даже не граждане РФ, пытаются нажиться», — комментирует депутат Госдумы, член комитета по бюджету и налогам Никита Чаплин.

Золотая статистика

Официальная золотодобывающая промышленность РФ в прошлом году насчитывала 658 юрлиц, отмечают в Союзе золотопромышленников России, причем 85% добытого драгоценного металла приходится на долю 90 компаний. Разработка месторождений ведется в 15 регионах страны: Красноярском, Хабаровском, Забайкальском, Алтайском, Камчатском краях, Чукотском автономном округе, Амурской, Магаданской, Иркутской, Свердловской, Челябинской областях, Якутии, Бурятии, Тыве, Хакасии.

В Магаданской области за 2022 год добыча составила 51,4 т золота (-1,3 % к 2021-му), в Республике Саха (Якутия) — 46 т (+9,5%), в Иркутской области — 24,826 т (-0,9 %), в Амурской области — 22,4 т (+0,5%), на Чукотке — 21,9 т (+13,8%).

Инструкция для современного старателя

После принятия закона «О старательской деятельности» приступить к поиску драгметалла смогут индивидуальные предприниматели — им будет предоставляться в безвозмездное пользование земельный участок площадью до 10 гектаров. Застолбить делянку можно будет с помощью специального цифрового сервиса. Земля станет предоставляться во временное пользование. Спустя три года можно будет либо выбрать другой надел, либо продлить договор на этот же участок.

«Звучат опасения, что легализация частной добычи спровоцирует золотую лихорадку в отрасли, именно поэтому ИП будут иметь возможность получать в безвозмездное пользование старательские участки площадью не более 10 гектаров на три года. Кроме того, первоначально новый закон опробуют жители дальневосточных и арктических регионов, а через три года, как предполагается, такую возможность получат граждане всей России. Безусловно, если это вызовет ажиотаж, власти примут меры, в частности, будут внесены корректировки в закон. В условиях санкционного давления важным дополнением закона является принятая мера по введению налоговых льгот для старателей при добыче золота. У россиян появятся новые экономические возможности, а государство получит дополнительные доходы в бюджет. Пока делать прогнозы рано, посмотрим на то, как реально будет работать закон на местах», — говорит Чаплин.

По условиям задачи частным старателям будет запрещено привлекать к золотодобыче более десяти сотрудников, искать драгоценный металл посредством взрывных работ, использования тяжелой техники и химических веществ, производить раскопки на глубину свыше пяти метров. Что касается объемов добычи, то для каждого участка установлен лимит — 30 кг драгметалла. Частных золотодобытчиков, которым не удастся добыть за год хотя бы килограмм золота, планируется освободить от НДФЛ. Налоговым агентом при этом собираются сделать покупателя драгоценного металла — именно ему предстоит уплата НДС.

Еще одно обязательное требование относится уже к экологической сфере: восстановительные работы на участке, подача декларации с их перечнем. С нарушителем расторгнут договор и лишат права на предоставление нового участка.

В зону вечной мерзлоты старателей не допустят. Из реестра «старательских земель» также будут исключены земельные участки, входящие в состав особо охраняемых природных территорий, защитных лесов и территорий, где есть прогнозные ресурсы полезных ископаемых.

«Лично я не вижу никакого вреда для существующих предприятий от принятия закона о старательской добыче: никакого массового ухода сотрудников в вольные старатели не будет, все-таки добыча желтого металла в одиночку — процесс тяжелый и рискованный по сравнению с работой хотя бы небольшого коллектива», — комментирует промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Что делать с золотом?

Добытое старателями сырье будет регулироваться российским законодательством о драгоценных металлах и не может храниться на участке более трех месяцев. Индивидуальных предпринимателей обяжут заключить договоры на вывоз с лицензированными организациями. «К самому золоту, которое старатель добыл, его допустят после того, как организация сдаст соответствующий металл на аффинаж. И он получит свою часть за вычетом попутных металлов, которые ему не могут принадлежать в силу закона», — пояснял СМИ заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Волков.

По оценкам эксперта, объем инвестиций ИП в поиски драгоценных металлов может начинаться от 40–50 тыс. рублей. Финальная сумма зависит не только от величины участка, но и от геологических условий, географического расположения, используемого оборудования и стоимости продуктов питания, уточняет Леонид Хазанов.

Сторонники и противники

В Минвостокразвития подчеркивают, что законодательные новшества помогут сократить нелегальную добычу золота и эффективнее использовать ресурсы бывших промышленных месторождений, а также создать новые рабочие места.

«С одной стороны, нелегальная добыча никакого вреда официальной не наносит, поскольку ее объемы зачастую меньше, чем у таких холдингов, как «Полиметалл» или «Полюс», с другой же — они все-таки приличные и могут быть оценены в 20–25 тонн в год. И, отказываясь от них, государственный бюджет теряет приличные деньги, не говоря уже о высокой степени криминальности нерегулируемой добычи», — говорит Хазанов.

В Совете Федерации опасаются экологических последствий и считают, что в законопроекте необходимо предусмотреть обязательные разведочные работы перед началом золотодобычи. Опасения сенаторов оправданны: сейчас артелям золотодобытчиков регулярно начисляют штрафы из-за нарушения экологического законодательства. 

Вот только несколько последних примеров. В Красноярском крае зафиксировано загрязнение рек Кан и Тукша, куда без разрешения Росрыболовства осуществлялся сброс стоков без очистки. Пробы показали превышение загрязняющих веществ в 39 раз, а нанесенный экологии края ущерб оценили в 4,4 млн рублей. В Амурской области с начала года судам пришлось рассмотреть 12 дел о взыскании ущерба природе — Росприроднадзор фиксировал загрязнения рек в пяти районах, общая сумма взысканий с золотодобытчиков превысила 16 млн рублей. В Биробиджане природоохранная прокуратура выявила самовольное занятие золотодобытчиками лесных участков: ущерб от снятия плодородного грунта на участке площадью более 7 тыс. гектаров оценивается в 110 млн рублей. В Кузбассе приостанавливают деятельность золотодобывающих артелей, изменяющих естественные русла рек.

Точных данных о запасах техногенных месторождений (отвалы породы, образовавшиеся после промышленной разработки месторождения) нет, однако содержание золота в старых промысловых районах оценивается в размере от 300 до 1 тыс. тонн. Так, на Среднем Урале, где в последние годы фиксируют рост нелегальной золотодобычи, в отвалы могло уходить до трети золотоносной породы, активно разрабатываемой в 1950–1970 годы.