Top.Mail.Ru
архив

Конфликт на коммунальной почве

С будущего года коммунальные услуги подорожают на 30%. При таких темпах угроза стопроцентной оплаты становится все реальнее. Проблема в том, что один только рост тарифов не решит всех проблем ЖКХ. А других рецептов не предусмотрено.  

Повышенные обязательства 

В преддверии отопительного сезона правительство утвердило стандарт оплаты коммунальных услуг на 2006 год. С 1 января будущего года предельная стоимость услуг ЖКХ в среднем по России не должна превышать 41,6 руб. на 1 кв. м жилья в месяц. По сравнению со стандартом текущего года (около 31 руб. за кв. м) стоимость услуг выросла почти на треть.

Повышение тарифов решает задачу постепенного прекращения дотаций на ЖКХ. Так, доля расходов на коммуналку в консолидированных бюджетах регионов к 2003 году уменьшилась до 13%, а в бюджете страны в 2004-м – уже до 4,9%. Однако даже при таких снижениях затрат федеральный бюджет выделяет регионам на цели поддержки ЖКХ более 200 млрд руб. в год.

Происходит это отчасти потому, что население как один из крупных потребителей коммунальных услуг (электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) оплачивает не полную стоимость затрат, а лишь часть.

Расстаться безболезненно с этой схемой,  доставшейся в наследство, практически невозможно. Ведь уже в, так сказать, рыночные времена, чтобы избежать резкого роста цен для индивидуальных потребителей и всплеска социального недовольства, часть оплаты за услуги переложили на предприятия, создав систему перекрестного субсидирования. Однако субъекты хозяйствования, и в особенности экспортеры, у которых значительна доля энергии в стоимости продукции, в последнее время стали все громче выражать недовольство. Снизить для них затраты на оплату энергии, в реальности потребленной населением, – значит уменьшить цену на товар и повысить его конкурентоспособность на мировых рынках. Для потребителя же отмена перекрестного субсидирования означает повышение цен на коммунальные услуги. И этот процесс неизбежен.

Чтобы избежать народного возмущения, Минэкономразвития в августе 2005 года придумало совместно с РАО «ЕЭС России» проект постановления правительства «О мерах по реализации социальной политики в сфере потребления электрической энергии», где предусмотрена оплата энергопотребления, исходя из так называемой социальной нормы. Определенный объем потребляемой энергии планируется отпускать по низким «социальным» тарифам – остальное придется оплачивать по тарифам в 1,5 – 2 раза выше. При этом социальную норму потребления электроэнергии для каждого конкретного региона будет рассчитывать правительство, исходя «из годового объема среднего фактического потребления в данном населенном пункте». Сегодня, по мнению разработчиков из МЭРТ, эта норма колеблется от 50 до 75 кВт/ч в месяц на человека. Однако эксперты считают такую оценку заниженной. 

Долговая яма 

Как бы странно это ни звучало, коммунальным предприятиям, доводящим до потребителей тепло, воду и электроэнергию, а также большой энергетике, которая это производит, переход на 100-процентный стандарт оплаты коммунальных услуг населением сильно жизнь не облегчит. Ведь помимо перекрестного субсидирования превышение затрат над полученной оплатой формирует многочисленная армия льготников (порядка 42% населения). Если, например, электроэнергия для всех потребителей региона стоит 1 руб. за киловатт-час, то льготнику она по распоряжению Региональной энергетической комиссии может обходиться в  50 коп. Компенсировать  производителю энергии и коммунальному предприятию, которое доводит ее до потребителя, оставшиеся 50 коп. должен бюджет того органа власти, чьим распоряжением данная льгота назначена. Но не во всех регионах есть возможность  платить за многочисленные льготы. По словам директора департамента строительства и ЖКХ Минрегионразвития Леонида Чернышова,  в среднем, начиная с 1993 года бюджет ежегодно недодавал коммунальным предприятиям около 70 млрд руб. А поскольку последние в основном принадлежат муниципальным образованиям, то местные власти стараются не замечать их растущую дебиторскую и кредиторскую задолженность. Когда же долги доходят до критической отметки, предприимчивые чиновники банкротят коммунальные предприятия, получая  в собственность недооцененные активы.

Кроме того, частично оплату коммунальных услуг муниципальных предприятий и организаций по собственной инициативе берут на себя местные и региональные власти. Они обещают коммунальным предприятиям выплачивать стоимость поставленных услуг вовремя и в полном объеме, но на практике все происходит по принципу: хотели как лучше, получилось как всегда. В результате всех недовыплат задолженность потребителей перед коммунальщиками в стране превышает 220 млрд руб., а долги коммунальщиков перед поставщиками тепла, электроэнергии и топлива перевалили за 200 млрд руб. 

Потерянное тепло 

Что может ограничить рост цен на коммунальные услуги? Одним из главных факторов считают снижение потерь, достигающих в наших городских коммунальных сетях астрономических величин. По данным Росстроя, потери в сетях низкого напряжения составляют 30% и выше, в сетях теплоснабжения – 60% при норме 16%. Для сравнения, Россия тратит на отопление квадратного метра 80 литров условного топлива в год, а Швеция – всего 14 – 18. Потери в сетях водоснабжения достигают порой 50%: каждый второй литр питьевой воды, который оплачивает потребитель, просто уходит в песок.

Количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло за последние 10 лет в пять раз. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения уступил место аварийным работам. Более половины из общего количества аварий на водопроводно-канализационных сетях происходят по причинам их ветхости. Дальнейшее увеличение износа сетей и сооружений приведет к значительному увеличению числа аварий. «Если не предпринять срочных мер и не определить ясный механизм привлечения инвестиций, это приведет к неконтролируемой аварийности в жилищно-коммунальной сфере», – говорит руководитель проектной группы по мониторингу ЖКХ РАО «ЕЭС» Николай Брусникин.

В этих условиях потери муниципальных коммунальных предприятий компенсируются тем, что их оплачивает потребитель. Тем не менее в целом по стране убытки коммунальных компаний составили в прошлом году 10% от оборота. Для снижения издержек требуется провести коренную техническую модернизацию коммунальных предприятий, которая позволит впоследствии экономить баснословные суммы, сдерживая рост тарифов или вовсе приводя к их относительному снижению. Однако для этого требуются средства, которых нет ни у муниципальных предприятий, ни у самих муниципалитетов. 

Частное дело 

Кое-какие средства на точечные конкретные работы по модернизации коммуналки выделяют международные фонды. Так, Международный банк реконструкции и развития выделит в 2006 – 2008 годы $200 млн на региональную реформу ЖКХ. МБРР предоставит эти деньги правительству, которое распределит их в форме безвозмездных ссуд между регионами, участвующими в проекте. «Обязательства государства по возврату средств МБРР включены в федеральный бюджет на 2006 год», – говорит Леонид Чернышов из Минрегионразвития.

Но $200 млн для всей страны на три года – это капля в море. Этого даже на взятки не хватит! Министр регионального развития Владимир Яковлев оценивает стоимость программы развития ЖКХ до 2010 года в 1 трлн 200 млрд руб. Поэтому единственной альтернативой продолжающемуся ухудшению ситуации с коммунальной инфраструктурой должен стать приход в отрасль российского частника, который сможет (если захочет) получить здесь большие прибыли.

И такие безумцы начинают появляться. Для прихода в коммуналку частники выбирают разные стратегии. «Российские коммунальные системы» выбрали метод «лихой кавалерийской атаки». В первый год своей работы они вошли в 24 региона, где осуществляли эксплуатацию коммунальной инфраструктуры. Однако когда в 2004-м, через полтора года с момента старта, чистый убыток РКС превысил 100 млн руб., из половины регионов компании пришлось уйти. В текущем году помимо Воронежа и Саратова РКС, по-видимому, оставят бизнес и в Архангельске, где никак не могут наладить отношения с местными властями. Но в оставшихся регионах бизнес укрепляется, и по итогам первого полугодия 2005 года впервые появился свет в конце тоннеля в виде чистой операционной прибыли.

Другая компания – «КЭС-мультиэнергетика» – руководствовалась при вхождении в коммуналку регионов наличием там собственных активов в большой энергетике. Поэтому в первую очередь для экспансии были выбраны Пермская и Свердловская области. Согласованные действия большой энергетики и частного оператора принесли эффект. После этого компания сделала неожиданный ход: приобрела, по неофициальным данным, к уже имевшимся 10% значительный пакет акций РКС. Это позволило провести председателем правления РКС Михаила Слободина, генерального директора КЭС-холдинга, что было сделано с расчетом на дальнейшее повышение прибыльности бизнеса, а также для снижения конкуренции в коммунальном бизнесе при экспансии в регионы. 

Водный мир 

Компании, специализирующиеся на производстве услуг в секторе водоснабжения и водоотведения (структура «Интерроса» «Новогор», а также «Евразийское водное партнерство») в связи с большой капиталоемкостью водных проектов ведут бизнес максимум в одном-двух городах. «Новогор» эксплуатирует инфраструктуру в Перми. Оператор будет вкладывать инвестиции в развитие водоканала города по проекту, который разработают крупнейшие зарубежные коммунальные компании. Конкурс на разработку уже объявлен, желание участвовать в нем выразили  ведущие мировые инжиниринговые компании, в том числе Severn Trent Water Ltd. (Великобритания), Seureca (Veolia Water, Франция), LouisBerger Group (США), Tahal Consulting Engineers Ltd. (Израиль), COWI (Дания).

«Евразийское водное партнерство» осваивает крупные инвестиции в водоканалы Омска и Ростова-на-Дону. По данным самой компании, за период 2005 – 2006 годов она инвестирует в систему водоснабжения Ростова около 1,1 млрд руб. Как говорит председатель правления ЕВП Сергей Яшечкин, в рамках сегодняшнего российского законодательства руководству компании и ростовской администрации удалось найти баланс интересов и справедливо поделить риски. В начале сентября ЕВП уже завершило первый этап проекта по обновлению магистрального водопровода, принадлежащего ростовскому водоканалу, а до конца года введет еще два водовода.

По мнению руководителя Ростроя Сергея Круглика, после реализации проекта у Ростова появляется возможность для образования новой строительной площадки в 1,5 млн кв. м, в то время как у других городов России каждая новая строительная площадка не превышает 300 000 – 400 000 кв. м. 

Местные обычаи 

Однако большого прорыва за трехлетний период с начала выхода на рынок ЖКУ таких компаний, как РКС или КЭС, все же достигнуто не было. Там, где появились частные коммунальные операторы, они работают на арендуемом у муниципалов имуществе. Последние (и это хорошо понятно) опасаются перехода монопольных секторов, важных с точки зрения обеспечения жизнедеятельности региона, в руки неконтролируемых ими бизнес-структур. Поэтому они не только не передают в собственность частников сети и другое коммунальное оборудование, но и отказываются заключать долгосрочные контракты на эксплуатацию инфраструктуры и ее модернизацию.

Опасаются местные власти и того, что при внесении средств на модернизацию бизнес начнет требовать компенсации затрат. Да еще и со среднерыночной прибылью в 15 – 20%. Это, конечно, немного, но региональные чиновники очень ревниво относятся к тому, что для выполнения данных условий придется повышать тарифы для населения (правда, временно – с учетом эффекта снижения цен после обновления оборудования). Простому обывателю не важно, из-за чего возросли тарифы сейчас, и он будет требовать снижения цен даже в ущерб качеству предоставляемых услуг.

Еще одна проблема заключается в том, что муниципалы привыкли смотреть сквозь пальцы на плохую платежную дисциплину, а требования частных операторов по выполнению финансовых обязательств бюджетов перед коммунальными предприятиями воспринимают как покушение чуть ли не на свою легитимность.

Примером противостояния частных коммунальных операторов и властей стала судьба «дочки» РКС  – «Воронежских коммунальных систем». Задолженность перед этим предприятием по электроэнергии достигла 600 млн руб., причем как со стороны потребителей, так и со стороны городского бюджета. ВКС хотели работать в городе и дальше, повышая качество электроснабжения, модернизируя сети и подстанции, планируя в дальнейшем перейти к теплу и воде. Кроме того, компания платила в городской бюджет арендную плату в несколько десятков миллионов рублей, а также взяла на себя долг МУПа перед энергетиками в 615 млн руб.

Однако перспектива автономной от городской власти коммуналки пришлась не по нраву этой самой власти. Чиновники решили, что уже освоили успешный опыт частников и сами справятся с повышением качества энергоснабжения, разорвав договор аренды электросетевого имущества. Что и сделали. В настоящее время идет тяжба между городской властью и частными коммунальщиками за право энергоснабжения и разборки по поводу возврата многомиллионных задолженностей. 

Выход есть? 

Отраслевые эксперты отмечают, что для исправления ситуации правительство должно создать действенный орган управления реформой ЖКХ, который будет поддерживать крупных федеральных частных операторов и привлекать инвесторов.

При этом нужно разработать комплекс мер по снижению рисков бизнеса. Главный из них – отсутствие должной культуры договорных отношений между собственником и оператором, а также между оператором и потребителями коммунальных услуг.

Другой риск – непрозрачное тарифное регулирование. Ответственность за регулирование тарифов на услуги должна лежать на органах местного самоуправления, что начиная с 2006 года будет закреплено законодательно.  Коммунальные предприятия тепло- или водоснабжения станут акционерными обществами со 100-процентной собственностью муниципалитетов. Подобная практика откроет перспективы для развития бизнеса коммунальной экономики, поможет привести сюда инвестиции, так как станет понятна и прозрачна деятельность на этом рынке.

 Особенности национальной коммуналки 

Возможные варианты реорганизации существующих коммунальных отношений можно с учетом имеющегося опыта разделить на несколько моделей. Первая – «немецкая» модель, при которойкоммунальные предприятия тепло- и водоснабжения являются акционерными предприятиями, где основной пакет акций принадлежит муниципалитету.

Другая модель «французская» – предполагает муниципальную собственность на инженерные инфраструктурные объекты, которыми управляют частные операторы на контрактных условиях.

Наконец, третья модель «английская» – это полная приватизация: коммунальные объекты переходят в собственность частных компаний. Только два государства пошли по этому пути – Великобритания и Чили.

Что же больше подходит России? «Немецкая» модель не решает ключевую задачу – формирование эффективного частного менеджмента. Бизнес не пойдет в такие предприятия, потому что влияние власти на них критически велико. Эта форма ориентирована преимущественно на получение бюджетных денег. Второй путь («французский») весьма привлекателен для нашей страны. Здесь задача органов местной власти  – не принимать участия в управлении, а только отслеживать через систему мониторинга и целевых показателей, насколько концессионер выполняет свои обязанности, справляется он со своей задачей или нет. Но перед российской властью такую задачу еще никто не поставил.

Третий вариант (приватизация) пока даже не обсуждается.

 

Операторы российского рынка ЖКХ

 

Оператор

Проекты

Основные акционеры

«Российские коммунальные системы»

В 13 регионах действуют дочерние общества, обслуживающие коммунальную инфраструктуру городов

РАО «ЕЭС России», Комплексные энергетические системы

«Региональные коммунальные инвестиции»

Заключены договоры в городах и районах Краснодарского края. В перспективе – Барнаул, Нижний Новгород и Калининград

«Базовый элемент»

«Межрегионгаз»

Договоры по аренде систем коммунального теплоснабжения более чем в ста городах страны

«Газпром»

«Новая городская инфраструктура» («Новогор»)

Договор аренды водоканала в Перми

«Интеррос»

«Комплексные энергетические системы»

Договоры на коммунальное обслуживание в Прикамье

«Ренова»

«Альфа-эко»

Переговоры с мэриями 15 городов

«Альфа-Групп»

«Югорская территориальная электрическая компания» (ЮТЭК)

Ответственный посредник между производителями и потребителями электроэнергии в Ханты-Мансийском автономном округе

Руководство ХМАО

«Евразийское водное партнерство»

Проекты водоснабжения и водоотведения Омска и Ростова-на-Дону

Два юридических лица, среди основных инвесторов бывший предправления РКС Сергей Яшечкин

 

Еще по теме