Top.Mail.Ru
архив

Конкурент Гвинеи

Крупнейший разработчик отечественных залежей бокситов – группа СУАЛ развивает мегапроект по строительству двух заводов на самом богатом в Евразии Средне-Тиманском месторождении бокситов в Республике Коми. Его реализация позволит СУАЛу насытить потребности внутреннего рынка в сырье и стать одним из самых рентабельных производителей алюминия в мире.

 

Отечественные запасы алюминиевого сырья по мировым меркам совсем не велики. Геологическая служба США оценивает мировые ресурсы бокситов, основного сырья для производства алюминия, в 55 млрд – 75 млрд т. При этом, по данным американских специалистов, большинство запасов бокситов в мире сосредоточены в отдаленных от России регионах: в Южной Америке (33%), Африке (27%) и Океании (13%). На долю Евразии и «прочих регионов» в общей сложности приходится 27% известных бокситовых месторождений, а в России всего около 1% от мировых запасов. Разработкой этого «одного процента» занимаются предприятия второго по величине российского алюминиевого холдинга СУАЛ, которые добывают 90% бокситов в России.

В Республике Коми расположено крупнейшее в Евразии Средне-Тиманское месторождение с запасами около 260 млн т бокситов. Работы на нем были начаты лишь в конце 1990-х, и необходимая инфраструктура еще до конца не создана. Тем не менее российские металлурги большие надежды возлагают именно на это месторождение. Ожидания алюминщиков связаны не только с относительно невысокой стоимостью добычи сырья на Тимане. Грандиозные планы СУАЛа по строительству двух заводов (по переработке бокситов в глинозем и производству из глинозема первичного алюминия) на расположенном в европейской части России месторождении рассчитаны на эффект от снижения транспортных расходов, традиционно высоких для российской алюминиевой отрасли. Примечательно, что из всех имеющихся планов по созданию новых производственных мощностей именно проект СУАЛа «Коми Алюминий» предусматривает строительство заводов вблизи от источников электроэнергии и сырья.

 

Энергия для Тимана

Одной из наиболее серьезных проблем российских алюминиевых заводов является устаревание их производственных мощностей. Самому молодому алюминиевому производству в России – Саянскому заводу скоро исполнится 20 лет. Остальные предприятия отрасли существенно старше: когда первый электролизный корпус СаАЗа только вводился в строй в 1985 году, оборудование других заводов, запущенных в 1940 – 1960-х годах, современным уже не считалось. В итоге весьма энергоемкое по нынешним стандартам производство алюминия в России конкурентоспособно на мировом рынке в основном благодаря дешевой электроэнергии, которую производят российские гидроэлектростанции.

Все планы по строительству новых алюминиевых производств в России предусматривают близость к ним энергогенерирующих станций. Так, российский алюминиевый гигант «Русал» совместно с ООО «Алюком-Инвест» продолжает строительство завода «Алюком-Тайшет» проектной мощностью 250 000 т первичного алюминия в год в энергоизбыточной Иркутской области (75% минус 1 акция «Алюком-Тайшета» принадлежит «Русалу»). Еще несколько недель назад рассматривался вопрос о строительстве в Ленинградской области Сосновоборского алюминиевого завода мощностью от 200 000 до 400 000 т первичного алюминия, который должен был стать одним из крупнейших потребителей энергии Ленинградской АЭС. Однако в конце июля областные власти отклонили этот проект из-за того, что основной инвестор, американская компания Alutech, так и не смогла предоставить ни проект обоснования инвестиций, ни результаты государственной экологической экспертизы.

В планах строительства глиноземного (до 1,4 млн т в год) и алюминиевого (0,3 – 0,5 млн т первичного алюминия в год) заводов в Коми также учтена роль местного производителя электроэнергии. В середине июня СУАЛ заключил соглашение с РАО «ЕЭС России» и правительством Республики Коми, в котором речь шла о резервировании 860 МВт мощностей основного производителя электроэнергии в регионе – Печорской ГРЭС под будущие потребности проекта «Коми Алюминий». Специалисты СУАЛа смогли убедить энергетиков и местных властей в том, что реализация проекта позволит увеличить в два раза загрузку наполовину простаивающих мощностей региональной энергосистемы. Для большей убедительности алюминщики пообещали вложить до $50 млн в реконструкцию ГРЭС и увеличение ее мощностей на 215 МВт (до 1275 МВт).

 

Сырьевые стратеги

Настоящим бичом российских алюминщиков является высокая себестоимость сырья. По оценкам специалистов, ежегодные потребности отрасли в глиноземе составляют около 7 млн т, при этом российское производство составляет лишь около 3 млн т. Сырье на российские предприятия, принадлежащие «Русал» и расположенные вдали от источников бокситов, завозится из-за рубежа – с Николаевского глиноземного завода на Украине. Этот завод в основном перерабатывает гвинейские бокситы, которые «Русал» добывает в Западной Африке. Логистическая цепочка длиной в полмира, естественно, повышает транспортные расходы, а это отражается на себестоимости производства алюминия в России. В первую очередь – на заводах «Русала», у которого нет собственной сырьевой базы в России.

Эксперты Института экономики УрО РАН в аналитическом докладе, посвященном проблемам реструктуризации алюминиевого комплекса, утверждают, что затраты российских компаний на перевозку сырья и готовой продукции превышают издержки западных конкурентов на $50 – 100 за каждую тонну металла. Учитывая огромные объемы производства, сумма получается более чем значительная. «Русал» решает эту проблему, перерабатывая импортное сырье в рамках специального таможенного режима (толлинга), который позволяет компании минимизировать налоговые платежи. При этом сырьем и произведенной из него продукцией формально владеют иностранные толлингеры, российские же заводы фактически оказывают лишь услуги по переработке чужого глинозема в алюминий и поэтому освобождаются от уплаты таможенных пошлин и НДС в России.

Для СУАЛа сырьевой вопрос не столь критичен. Группа полностью удовлетворяет собственные потребности в бокситах, добывая их на территории России – на Урале и в Коми. Ежегодный объем производства бокситов более чем в 4 млн т позволяет СУАЛу получать около 2 млн т глинозема. Разработка богатейшего Средне-Тиманского месторождения позволит СУАЛу и дальше снижать себестоимость производства алюминия. Вице-президент «СУАЛ-Холдинга» Вильям Шор, занимающий в проекте «Коми Алюминий» должность заместителя генерального директора по финансам, в числе основных достоинств залежей тиманских бокситов называет их удобное географическое расположение и достаточно близкое залегание к поверхности полезного сырья. «Сравнительно небольшие капитальные затраты на обустройство месторождения и невысокие оперативные расходы делают этот проект рентабельным даже при самых пессимистичных прогнозах цен на мировом рынке», – полагает Шор.

Эксперты ИАЦ «Минерал» недавно опубликовали расчеты, согласно которым себестоимость глинозема из бокситов Тимана должна оказаться самой низкой в России. Из материалов, подготовленных специалистом центра Людмилой Ремизовой, следует, что доля сырьевых затрат на производство тонны глинозема из среднетиманских бокситов на Уральском алюминиевом заводе (основном потребителе бокситов Тимана) будут составлять около $30, а на производство тонны алюминия – около $60, тогда как из импортных бокситов даже с учетом их существенно более низкого расхода $110 – 130 и $215 – 255 соответственно.

Если на месторождении все-таки будут построены глиноземный и алюминиевый заводы, эти показатели могут быть снижены. В СУАЛе считают, что полученные выгоды благоприятно отразятся на всей отрасли. «В результате реализации строительства глиноземно-алюминиевого комплекса обеспеченность российской алюминиевой промышленности собственным сырьем возрастет с 40% до 70 – 80%», – говорится в справке о проекте «Коми Алюминий», которую «Ко» предоставили в СУАЛе. Уверенность, с которой Вильям Шор расписывает перспективы проекта в Коми, теперь становится понятной.

 

Обустройство будущего

История Средне-Тиманского месторождения началась еще при Советском Союзе. Сразу после открытия богатых залежей бокситов в Коми в начале 1970-х их разработка была признана одним из приоритетных промышленных проектов страны. Тем не менее суровые условия единственной в Европе сохранившейся в неприкосновенности таежной зоны и отсутствие финансирования помешали осуществлению планов. В середине 90-х годов месторождение было внесено в федеральную целевую программу «Руда», однако средств на его разработку у государства по-прежнему не находилось. Поэтому логичным шагом стало привлечение к освоению Среднего Тимана частного инвестора.

Лицензию на разработку месторождения в 1993 году получила компания ОАО «Боксит Тимана», входящая в группу СУАЛ. Через четыре года на месторождении начались первые работы, а уже в феврале 1998-го «Боксит Тимана» начал отправлять первые партии сырья на уральские алюминиевые предприятия. Сначала доставка бокситов с месторождения осуществлялась по «зимнику» – замерзшей грунтовой дороге. Такой способ транспортировки сырья оказался неэффективным, поэтому алюминщики решили соединить месторождение с проходившей в полутора сотнях километров от него железной дорогой, которая соединяет Москву с Воркутой. Строительство железнодорожной ветки, ставшей первой после 1917 года частной железной дорогой в России, обошлось СУАЛу в $70 млн. По оценкам отраслевых специалистов, с открытием ветки в сентябре 2002 года стоимость тиманских бокситов для СУАЛа уменьшилась почти в три раза. Еще большего эффекта группа сможет добиться, если реализует проект «Коми Алюминий», предусматривающий строительство на территории республики гигантского глиноземно-алюминиевого комплекса стоимостью более $2 млрд.

Представитель «Коми Алюминия» Вильям Шор сообщил, что проект будет финансироваться из нескольких источников. По словам Шора, со стороны «СУАЛ-Холдинга» будет осуществляться «типичное проектное финансирование», которое покроет до 50% расходов. Остальные необходимые средства компания предполагает привлечь за счет займов и сторонних инвестиций. О своей готовности кредитовать первый этап проекта (увеличение добычи бокситов с ожидающихся в 2003 году 950 000 т в год до 6,5 млн т) уже заявили Международная финансовая корпорация, входящая в состав группы Всемирного банка, и Европейский банк реконструкции и развития. Из отраслевых гигантов интерес к «Коми Алюминию» проявил французский производитель алюминия Pechiney. Если финансовые организации и алюминиевая компания примут банковское технико-экономическое обоснование проекта, СУАЛ сможет привлечь первый транш кредита до $90 млн и передать до 40% в проекте «Коми Алюминий» компании Pechiney. Более того, в конце июля на совещании у вице-премьера правительства Алексея Кудрина было принято решение включить в проект программы госзаимствований на 2004 год строительство глиноземно-алюминиевого комплекса в Республике Коми. Это означает, что правительство готово предоставить госгарантии от некоммерческих рисков при привлечении кредита МФК и будет выступать гарантом по этим рискам перед иностранными партнерами на сумму до $500 млн.

Предполагается, что некоторые результаты разработки детального ТЭО будут готовы уже к концу 2003 года. Пока же общественности известны лишь общие сведения о проекте: глиноземный завод должен расположиться недалеко от Ухты или Сосногорска и будет производить 1,4 млн т глинозема ежегодно, а рядом с Печорой будет построен алюминиевый завод мощностью 0,3 – 0,5 млн т первичного алюминия в год. Оператором строительства и будущей эксплуатации глиноземно-алюминиевого комплекса станет ЗАО «Коми Алюминий», а разработкой месторождения бокситов продолжит заниматься ОАО «Боксит Тимана», входящее в группу СУАЛ. Вероятно, активность СУАЛа в Коми можно объяснить еще и тем, что буквально на днях оба предприятия получили новых руководителей. В начале августа генеральным директором рудной компании был назначен опытный горнодобытчик Алексан Карапетян, а еще через неделю канадский специалиста Брент Хеггер стал руководителем проекта «Коми Алюминий».

Единственные опасения отраслевых аналитиков, связанные с реализацией планов группы СУАЛ в Коми, связаны с тем, что возможности государства влиять на них сейчас невелики. В начале 2003 года была объявлена допэмиссия акций «Боксит Тимана». Полтора месяца назад Минимущество Коми распространило сообщение о том, что областные власти не воспользовалась правом ее преимущественного выкупа. Таким образом, принадлежавший им блокирующий пакет акций компании теперь может существенно уменьшиться. В «СУАЛ-Холдинге» такую инициативу чиновников предпочитают не комментировать, а представители местных властей заявляют о полном доверии СУАЛу как стратегическому партнеру республики.

Еще по теме