Top.Mail.Ru
архив

Красивый жест стоимостью $71 млн

Анонсированная в начале ноября покупка компанией "ЛУКойл" американского оператора сети заправочных станций - компании Getty Petroleum Marketing породила у аналитиков немало сомнений в целесообразности подобной сделки. Негативно отреагировал на сообщение о покупке и фондовый рынок: акции "ЛУКойла" не замедлили упасть в цене. Брокеры сочли, что сделка обойдется "ЛУКойлу" неоправданно дорого, и сыграли на понижение: сейчас курс ценных бумаг нефтяной компании находится на отметке ниже $11 за одну обыкновенную акцию, что является самым низким показателем за последние девять месяцев. Кроме того, вступление в борьбу за Getty еще одного претендента - американской компании United Refining уже поставило "ЛУКойл" перед перспективой вновь увеличивать сумму, предложенную за Getty.

Напомним, что согласно обнародованному 3 ноября сообщению "ЛУКойл" заявил о своей готовности приобрести акции компании Getty Petroleum Marketing по цене $5 за акцию. Российская нефтяная компания предполагает приобрести полный контроль над американским оператором автозаправочной сети, потратив на это $71 млн.

Getty Petroleum Marketing - последний осколок империи американского мультимиллиардера Пола Гетти. В 60-е годы принадлежавшая ему корпорация Getty Oil входила в число крупнейших частных нефтяных компаний мира. Однако после смерти Гетти компания была расчленена и распродана по кускам, и единственным, что до сих пор носило имя легендарного миллионера, было именно Getty Petroleum Marketing. Эта компания управляет сетью из 1300 АЗС, 400 мини-маркетов при АЗС, имеет 27 нефтебаз и собственный парк из 170 бензовозов. АЗС компании сосредоточены в 12 штатах на восточном побережье, в том числе в крупнейших городах востока США - Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии. Объем продаж Getty Petroleum Marketing за 1999 год составляет $650 млн. Шестьдесят процентов акций компании контролируется ее советом директоров.

Решение о продаже Getty было принято около полугода назад. Тогда же уведомление об этом было вывешено на сайте американской комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам (SEC). Некоторое время назад "ЛУКойл" вступил в переговоры о приобретении и 3 ноября сделал официальное предложение акционерам Getty. У совета директоров американской компании есть время до 8 декабря: к этому сроку они должны либо принять, либо отвергнуть предложенные "ЛУКойлом" условия.

Второй раз в ту же реку

"ЛУКойл", судя по всему, неотвратимо влечет на бензиновый рынок США (о причинах этого мы еще поговорим позднее). В 1997 году российский нефтяной гигант уже шумно презентовал свой первый американский бензиновый проект - покупку компании Nexus Fuels, которая специализировалась на управлении АЗС, размещенных на территории автостоянок крупнейших супермаркетов. В церемонии открытия первой бензоколонки при супермаркете Food Lion в Альта-Висте, штат Виргиния, в июле 1997 года принял участие сам президент "ЛУКойла" Вагит Алекперов. "В ближайшие пять лет крупнейшая российская нефтяная компания и аффилированная с ней американская Nexus Fuels построят бензоколонки при 2000 супермаркетах по всем Штатам, - заявил глава "ЛУКойла". - Компания уже подписала соглашения с четырьмя розничными сетями, получив доступ к 5000 супермаркетам, и к 2001 году инвестирует в реализацию плана $240 млн".

"Хотя с тех пор минуло почти три года, - ехидно отмечал в апреле этого года американский ньюслеттер Oil Express, - однако сети российских бензоколонок при супермаркетах, которая должна была покрыть США от океана до океана, нет и в помине, а Nexus Fuels находится в процессе банкротства... Принадлежащие ей небольшие бензоколонки при шести супермаркетах на восточном побережье должны уйти с молотка, а бывший президент и COO Nexus Билл Холл подал на "ЛУКойл" в суд, обвинив компанию в мошенничестве".

"Ко" уже подробно писал о ситуации, в которой оказался американский оператор "ЛУКойла" (см. № 17 от 8 мая 2000 года, приложение "Petroleum Ко"). По свидетельству американцев, российская нефтяная компания не только не внесла $15 млн из $19 млн, обещанных в обмен на 75% акций Nexus Fuels, а также $240 млн на развитие сети, но и инициировала банкротство своей американской "внучки" с целью вернуть внесенные первоначально $4 млн (эти деньги были единственными инвестициями "ЛУКойла" в американский проект). По мнению опрошенных Oil Express экспертов, единственная цель американского проекта "ЛУКойла" состояла в привлечении внимания местных инвесторов и аналитиков к российской компании накануне размещения ADR первого уровня в системе внебиржевой торговли NASDAQ.

Теперь история рискует повториться. В следующем году "ЛУКойл" планирует разместить на американском рынке 6% своих акций, конвертированных в ADR высшего, третьего уровня. В этом смысле объявление о покупке Getty Petroleum Marketing - беспроигрышный ход, ну а с временным снижением объема капитализации компании можно как с неизбежным злом и примириться. Другой вопрос: какое впечатление произведет повторение старого "пиарного" хода на американских инвесторов? Трюк насколько эффективен, настолько же и незамысловат.

Правда, проект Getty при необходимости не удастся ликвидировать так же незаметно, как и Nexus Fuels. Все-таки 1300 бензоколонок - это несколько больше, чем есть у "ЛУКойла" даже в России (здесь крупнейшая нефтяная компания страны располагает 1158 АЗС).

Скажи, куда ты вкладываешься, и я скажу, кто ты

Полученные российскими нефтяными компаниями сверхдоходы из-за пиковых цен на нефть на мировом рынке способствовали появлению у них значительных излишков наличности (к тому же, как правило, неплохо спрятанных от государственного экспортного контроля), которые необходимо куда-то инвестировать. Отсюда повышенное внимание к нефтехимическим производствам, производству труб и бурового оборудования, новым амбициозным трубопроводным маршрутам и тому подобным дорогостоящим проектам. Стиль вложения этих конъюнктурных по происхождению излишков говорит о компании многое.

Если, например, "Сургутнефтегаз" поставил своей целью повышение капитализации компании (и достиг при этом впечатляющих результатов, заняв третье место в России по объему капитализации после естественных монополий), а "Сибнефть" тратит значительные средства на программы достижения требуемых инвесторами прозрачности и улучшения корпоративного управления, то "ЛУКойл", всегда ориентированный на экстенсивное развитие, с удвоенной энергией принялся скупать предприятия и доли в перспективных проектах.

По причинам скорее политического толка компания не приняла участия в сентябрьском конкурсе на покупку госпакета оренбургского нефтяного холдинга ОНАКО (подробнее см. "Ко" № 36 от 25 сентября 2000 года). "ЛУКойл" планирует отыграться в ходе предстоящей продажи нижегородской компании "Норси-Ойл". Присоединение входящего в состав "Норси" Кстовского НПЗ будет способствовать ликвидации дисбаланса между добычей и переработкой крупнейшего российского нефтяного холдинга. Недавняя победа в инвестиционном конкурсе на украинский комплекс "Ориана" укрепляет нефтехимическую составляющую "ЛУКойла". Компания приценивается к Актаускому заводу пластмасс (Казахстан), что свидетельствует о стремлении "ЛУКойла" создать внутри себя замкнутый нефтехимический комплекс полного профиля.

Несмотря на повышенную активность "ЛУКойла" по всем направлениям, сообщение о покупке Getty вызвало тем не менее острую реакцию российского фондового рынка. Дело, вероятно, не только в сумме, которую "ЛУКойл" планирует выплатить американцам: в истории этой компании были сделки и помасштабнее. Просто Getty оперирует на самом прозрачном в мире рынке, и сообщение о возможной сделке с "ЛУКойлом", имевшим до того негативный опыт выхода на бензиновый рынок США, автоматически дало брокерам повод сыграть на понижение. Дело, впрочем, не ограничилось понижением - оно переросло в настоящий обвал: акции "ЛУКойла" подешевели до самой низкой за последние девять месяцев отметки. При этом акции "ЛУКойла", служащие основой большинства инвестиционных пакетов нерезидентов, потянули за собой практически все "голубые фишки" российского рынка. В сочетании с неопределенностью исхода президентских выборов в США и другими неблагоприятными факторами сообщение о сделке "ЛУКойла" стало для рынка фатальным.

Ситуацию усугубило поступившее 6 ноября альтернативное предложение относительно покупки Getty. Его инициировала американская компания United Refinery, принадлежащая частной нью-йоркской группе Red Apple. United Refinery также оперирует в заправочном бизнесе на востоке США и, кроме того, имеет свой нефтеперерабатывающий завод. Компания по американским меркам невелика, но это не означает, что "ЛУКойл", входящий по объему запасов в десятку крупнейших нефтяных компаний мира, автоматически получает какие-либо преимущества перед конкурентом, не имеющим даже собственной ресурсной базы (дело все-таки происходит не на российском, а на американском рынке). Судьбу Getty решат деньги, а предложение, сделанное United Refinery совету директоров Getty, выглядит привлекательнее: эта компания предложила $5,75 за одну акцию Getty. Таким образом, контроль над Getty может обойтись United Refinery в $80,5 млн. "ЛУКойл", сделавший свое предложение раньше United Refinery, подстраховался на случай появления другого претендента на Getty: согласно договоренностям Getty выплатит "ЛУКойлу" около $5 млн в качестве неустойки, если получит лучшее предложение до окончания оформления сделки.

С другой стороны, "ЛУКойл" имеет возможность прибавить к уже оговоренным $5 за акцию еще, скажем, $1 - и тогда окончательно закрепить Getty за собой и закончить сделку, сохранив лицо. Как в этом случае отреагирует рынок, и без того посчитавший вложения российской компании завышенными, скорее всего, понятно: акции "ЛУКойла" просядут еще глубже. Что победит в менеджерах "ЛУКойла" - забота о капитализации собственной компании или тяга к международному паблисити, - покажет ближайшее время.

Еще по теме