Top.Mail.Ru
архив

КрАЗ

Вести политизированный бизнес и при этом оставаться одной из самых крупных и прибыльных компаний страны - именно этот рецепт команда Красноярского алюминиевого применяет для сохранения лидерства. Несмотря на то что такой способ предпринимательства крайне опасен, он приносит очень высокие дивиденды. КрАЗ в 1999 году, пожалуй, лучше своих ближайших конкурентов - «Саянского алюминия» и Братского алюминиевого завода сохранял рискованный баланс между политикой и бизнесом.

В 60-х годах, когда один из трех крупнейших алюминиевых заводов вводился в строй, предполагалось, что КрАЗ будет вырабатывать до 1 млрд т алюминия в год. Нынешние объемы производства - около 850 млн т - ненамного отстают от проектной мощности. По словам специалистов Pechiney, французской алюминиевой компании, КрАЗ рассматривается всеми мировыми игроками как крупнейший конкурент. Особенно опасным КрАЗ считался в разгар переговоров с ALCOA, причем, по информации «Ко», речь шла вовсе не о продаже акций комбината, а о технологическом сотрудничестве. Да и сейчас КрАЗ благодаря продолжающимся под шум громкой политической перепалки переговорам с крупнейшими алюминиевыми концернами мира оценивается как «неизвестная, но в будущем очень большая величина». Несмотря на имидж «производителя из дикой страны», доля товарного алюминия высших марок в продукции завода составляет 99,3%. Практически весь производимый КрАЗом алюминий экспортируется: компания и ее основной трейдер Richfield отлично известны на Лондонской бирже металлов.

Хорошо известны и владельцы крупнейшего пакета акций КрАЗа, управляющие комбинатом, - благодаря вовлеченности в большую политику и неизбежным в связи с этим постоянным скандалам. Это группа красноярских предпринимателей, объединенных вокруг Анатолия Быкова, одного из самых одиозных предпринимателей России, и их нынешний партнер - группа TWG, известная по имени не менее одиозного Льва Черного. Говоря о Быкове и Черном, можно вспоминать о «криминальном капитале», о «региональных ОПГ», о «толлинге, съедающем деньги России», однако практически все критики упускают из виду одно обстоятельство. КрАЗ, несмотря на сумасшедшую атмосферу вокруг компании, продолжает эффективную работу и приносит своим владельцам прибыль. Толлинговая схема, впервые запущенная все той же TWG на алюминиевых заводах и активно критикуемая оппонентами, позволяет компаниям сохранять объемы продаж в условиях неблагоприятной ценовой ситуации на рынках. А именно с падением продаж столкнулись коллеги КрАЗа, работающие в черной и цветной металлургии. Несмотря на то что Быкову сотоварищи принадлежат лишь 40% акций КрАЗа, компания контролируется именно Быковым - для России это редкий случай перехвата управления акционерной компанией человеком, не владеющим контрольным пакетом акций. Идея создания электрометаллургических объединений, поддерживаемая сейчас РАО «ЕЭС России» и «Сибирским алюминием», выдвинута впервые именно менеджерами КрАЗа. И еще один аспект: что бы ни говорили о Быкове, но персонал компании, насчитывающий десятки тысяч человек, однозначно поддерживает менеджерскую команду Быкова и считает, что переход компании в другие руки может негативно отразиться на деятельности КрАЗа.

Команда КрАЗа до блеска отшлифовала практику поддержки своих коммерческих инициатив политическими акциями - и наоборот. Редкая управляющая команда в стране может позволить себе противостоять местным властям: губернатор Красноярского края Александр Лебедь, избранный, кстати, при активной поддержке Быкова, так и не смог сделать практически ничего, чтобы перехватить управление КрАЗом. В «активе» Лебедя лишь бесконечные судебные иски и преследования руководства комбината за «старые грехи», существование которых еще предстоит доказать. Совет директоров Красноярского алюминиевого в ответ на возможное оспаривание сделки команды Быкова по 20% акций КрАЗа объявил о скупке в ближайшее время 6% акций на рынке для создания блокирующего пакета акций в 26%. При этом работа политического лобби КрАЗа не прекращается ни на минуту, поскольку для команды Быкова политика и бизнес - это взаимосвязанные явления.

Согласно данным КрАЗа, объем производства алюминия-сырца на заводе в январе - сентябре 1999 года увеличился по сравнению с соответствующим периодом 1998 года на 24 тыс. т, достигнув 628 тыс. т. Производство товарного алюминия увеличилось на 26 тыс. т - до 622,8 тыс. т. Объем продаж в 1999 году, видимо, превысит $550 млн, и на КрАЗе не исключают, что год, в течение которого компания продолжала технически перевооружаться, будет безубыточным (в прошлом году убытки составили около 20% от оборота). Объем реализации составит около 400 тыс. руб. на человека - этот показатель выше, чем в среднем по 50 крупнейшим компаниям страны. Говоря об этом, следует вспоминать не о частном лице Анатолии Быкове, ожидающем экстрадиции судебным властям России из Венгрии, а об Анатолии Быкове - председателе совета директоров КрАЗа, одной из крупнейших российских компаний. Корпорации, сумевшей остаться лидером отрасли в условиях, которые во всем цивилизованном мире считаются несовместимыми с предпринимательством.

Еще по теме