Top.Mail.Ru
архив

Кризис и интернет- компании

15.12.201400:00

IT-отрасль России очень зависима от внешней конъюнктуры, поскольку до 90% IT-рынка основано на импортных товарах. Если нефть удержится на пограничной отметке $75–80, то острой фазы кризиса, скорее всего, не будет, а если упадет ниже $60, то будет точно. В любом случае роста экономики не ожидается.

Любой кризис – это не что иное, как период очищения и преобразования, именно он покажет, какие IT-компании построили правильную и устойчивую бизнес-модель, а какие просто «проедали» инвестиции или жили сегодняшним днем. 

Первые на вылет – соответственно новые или «неоперившиеся» интернет-стартапы, лишающиеся очередных необходимых «доз» инвестиций. Плохо будет всему digital marketing – это SEO, рекламные агентства, web-студии, поскольку рекламная активность в кризис замирает, однако они будут себя чувствовать лучше, чем печатная, наружная или традиционная медийная реклама.

Очень непросто будет компаниям – поставщикам традиционных IT-решений в офисы компаний: системным интеграторам и IT-аутсорсерам. В «тучные» годы по инерции работал устоявшийся процесс закупки, внедрения, модернизации и сопровождения клиентами собственной традиционной IT-инфраструктуры, а тут одновременно обозначились сразу три проблемы: экономическая (резкий рост курса доллара), политическая (ограничения на  использование иностранного ПО и оборудования) плюс развитие «облачных» и мобильных технологий. Это привело к тому, что традиционные закупки компьютеров, серверов и программного обеспечения начали сокращаться или откладываться.

Импортозаместить IT-ресурсы быстро не получится, это не говядина. Чтобы получить аналогичные продукты схожего качества, потребуется несколько лет. Поэтому вариантов нет, и каким-то производителям из-за рубежа будет дан зеленый свет. Прежде всего речь идет о компаниях из КНР и Юго-Восточной Азии, и недавний подарок нашего президента китайскому коллеге – «российский» смартфон, произведенный в Поднебесной, – тому подтверждение. Насколько я знаю, у китайских и южнокорейских производителей уже выстроилась очередь.

Кризис и политика импортозамещения предоставили компаниям, занимающимся разработкой российских технологий, шанс существенно расширить присутствие на рынке. Конечно, их решения могут быть на начальном этапе не такими технологичными, как у зарубежных коллег, однако со временем наши производители смогут выйти на должный уровень. Естественно, не без поддержки государства. 

Благотворно кризис отражается и на развитии «облачных» сервисов. Благодаря повсеместному распространению качественного и быстрого Интернета появилась возможность размещать IT-ресурсы где угодно, в том числе вне офиса, без потери качества работы пользователей. Кризис – хороший шанс для «облачных» провайдеров занять ключевые позиции в размещении IT-ресурсов компаний. Ведь в кризис к бизнесу предъявляются повышенные требования в плане гибкости и скорости изменений, что увеличивает потребность в использовании адекватных и современных IT-ресурсов, большей автоматизации для сокращения, например, расходов на персонал. 

Как решить обе задачи одновременно? Выход простой – перенос части IT в «облако» и замена капитальных затрат (CapEx) на небольшие операционные (OpEx) с возможностью немедленного получения всех необходимых IT-ресурсов и обновления или замены этих ресурсов хоть ежедневно.

Кроме того, укрепить свои позиции смогут предприятия тех направлений, которые еще до введения санкций успешно конкурировали с западными вендорами. В первую очередь это относится к сфере информационной безопасности.

Еще по теме