Top.Mail.Ru
архив

Крупнейшая сделка всех времен и народов

Американские TimeWarner и AOL более добры к журналистам, чем Борис Ельцин. Бывший президент ушел в отставку, как только сотрудники газет и журналов отправились в рождественские отпуска. Две компании объявили о планах слияния в начале января, подарив деловой прессе первую яркую новость года.

Крупнейший Интернет-провайдер США подбирал партнера среди крупных медиа-холдингов весь прошедший год. Сначала главным объектом вожделения главы AOL Стивена Кейса была CBS, но в конце концов эта компания предпочла объединиться с Viacom.

В октябре 1999-го Cтивен Кейс, которого BusinessWeek только что назвал одним из "25 лучших менеджеров" минувшего года, переключил свое внимание на TimeWarner, крупнейший медиа-холдинг мира. Среди его активов - восемь телеканалов, включая CNN и TNT, четыре журнала, считая Time и Fortune, шесть киностудий, в числе которых Warner Brothers и Cartoons, три крупные звукозаписывающие компании и два книжных издательства.

Акционеры TimeWarner в конце концов дали свое согласие на сделку. AOL заплатит владельцам TimeWarner $168 млрд в акциях и оплатит долги медиа-холдинга на сумму $17 млрд. По величине эта сделка превышает даже прошлогодний рекорд британской Vodafone Airtouch, предложившей германской Mannesman продать свою независимость за $149 млрд.

В новой объединенной компании, которая фактически будет создана в конце года под именем AOL TimeWarner, акционерам Интернет-провайдера будет принадлежать 55% акций. Держателям акций медиа-холдинга соответственно остается 45%. Высший пост председателя объединенной компании займет Стивен Кейс. Нынешнему главе TimeWarner Джералду Левину достанется пост CEO. Его харизматичный вице-президент Тед Тернер получит такую же должность в новой компании.

Интересы AOL в этой сделке лежат на поверхности. Компания заинтересована в доступе к исключительным информационным возможностям гигантского медиа-холдинга. Во-первых, использование "контента", который производит TimeWarner, позволит Интернет-провайдеру и расширить клиентскую базу, и заставить каждого потребителя чаще пользоваться своими услугами,

а значит, платить AOL больше денег. Во-вторых, Интернет-компания созрела для расширения своей сферы влияния на все секторы медиа-бизнеса. В рамках Интернета фирме Стивена Кейса, капитализация которой за прошлый год выросла вдвое - до $165 млрд, - уже просто тесно.

Интерес компании Джералда Левина менее очевиден. Казалось бы, зачем старому и процветающему медиа-холдингу продаваться, хотя бы и задорого, компании с оборотом, в три раза меньшим ($14,6 млрд и $4,8 млрд соответственно, по данным Hoover's Company). Как бы вы реагировали, если бы, скажем, московский провайдер "ПТТ-телепорт" объявил о поглощении "Медиа-моста"?

А дело в том, что у западных медиа-компаний традиционного типа, по расчетам аналитиков, осталось три-четыре года на поиск стратегических партнеров в Интернет-сообществе. Компании, правящие бал во всемирной паутине, к тому времени окончательно приберут к рукам медиа-бизнес в развитых странах.

Таким образом, сделка AOL/TimeWarner открыла новую эру в этой индустрии - эру Интернет-компаний. Вслед за крупнейшим холдингом объектами слияний - а то и поглощений - станут остальные. Обозреватели CNN, например, считают, что другая звезда Интернета Yahoo! Inc. уже находится в стадии решительного поиска крупного медиа-партнера. Да и сам создатель Microsoft Билл Гейтс неоднократно заявлял об интересе к покупке средств массовой информации, правда, так и не перейдя к активным действиям.

К тому же помимо перспектив TimeWarner получает от породнения с AOL ряд существенных выгод уже сейчас. Обозреватели Fortune уже обратили внимание, что новому партнеру медиа-холдинга помимо прочего принадлежит маленькая компания Nullsoft. Ее 21-летний хозяин Джастин Франкел создал Winamp, самую популярную программу для скачивания из Интернета и прослушивания музыки в формате MP3. Партнерство с Nullsoft оказывается очень кстати трем звукозаписывающим фирмам медиа-холдинга в условиях, когда продажи аудиозаписей через Интернет становятся реальностью.

Да и рекламные возможности Интернет-провайдера уже сейчас могут представлять интерес для фирм, входящих в TimeWarner. Каждый вечер к линиям AOL подключается 1,1 млн американцев - аудитория, которой не имеет в прайм-тайм даже CNN.

В любом случае AOL и TimeWarner - это беспрецедентно сильный союз. Общими усилиями две компании теперь могут так или иначе "проникнуть" практически в каждый американский дом. Они достанут всех.

Еще по теме