Top.Mail.Ru
$ 62.13
 108.40
£ 77.22
¥ 48.45
 63.67
Нефть WTI 110.70
GOLD 1841.48
РТС 1245.71
DJIA 31253.13
NASDAQ 11388.50
BTC/USD 30045.00
рынки

Маркетплейсам импорт параллелен

Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

Три маркетплейса разрешили продавать на своих площадках товары из списка параллельного импорта — к Ozon и Wildberries теперь присоединился «Яндекс.Маркет». Маркетплейсы приняли такие послабления после публикации Минпромторгом приказа, разрешающего ввозить в страну без согласия владельца прав более 50 категорий товаров. Крупные ритейлеры видят в такой торговле большие риски, но могут выступить посредниками, предоставив свою витрину, считают эксперты.

Конкретных продуктов из списка ведомства на площадке пока нет, заявил представитель Ozon«Ведомостям». По его словам, еще не все продавцы изучили правовую базу и возможности для торговли по этим условиям, однако «у многих есть заинтересованность в этом». Представитель маркетплейса уточнил, что такая мера дает продавцам возможность предоставлять клиентам широкий выбор товаров. Еще это способ создать запасы продукции первой необходимости, что стабилизирует цены и создаст новые рабочие места, отмечает представитель Wildberries в разговоре с изданием.

Премьер-министр Михаил Мишустинразрешил параллельный импорт в Россию в марте. По его словам, цель решения — удовлетворить спрос на товары, содержащие результаты интеллектуальной деятельности.

По словам главы правительства, параллельный импорт позволит гарантировать поставки товаров даже вопреки «недружественным действиям иностранных политиков». Глава Минпромторга Денис Мантуровуточнял, что ведомство может оперативно корректировать перечень брендов, попадающих под параллельный импорт, в зависимости от их решения остаться работать в России.

прочитать весь текст

Для начала торговли на Ozon продавец должен предъявить свидетельство на товарный знак, таможенную декларацию и договор с правообладателем. Если последней бумаги нет (как в случае с параллельным импортом), то он обязан показать всю цепочку реализации товара и подтвердить его соответствие приказу Минпромторга (по кодам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности). Как и в случае с обычным импортом, при заключении договора с маркетплейсом продавцы гарантируют, что их продукция соответствует всем требованиям российских законов, объяснил «Ведомостям» представитель «Яндекс.Маркета». Он добавил, что маркетплейс запрашивает у продавца документы, которые позволяют определить происхождение товара. Если таких бумаг нет, то их карточки скрываются.

При этом вся продукция проверяется только в случае жалоб покупателей или правообладателей при подозрении на контрафакт. На постмодерацию и «народный контроль» полагаются и в Wildberries. Представитель Ozon сообщил, что у маркетплейса есть многоступенчатая система проверки и основная часть контрафактных товаров выявляется еще на этапе модерации, то есть до того, как товар попадет на витрину.

Крупным игрокам — крупные риски

У маркетплейсов могут возникнуть определенные сложности с выяснением точного происхождения товара, поскольку договор с правообладателем предоставляют посредники, а их может быть несколько, рассуждает эксперт по малому и среднему бизнесу и гендиректор облачного сервиса «МойСклад» Аскар Рахимбердиев. Он напомнил, что раньше маркетплейсы не столь строго следили за авторским правом, блокируя продукцию лишь после жалобы от владельца марки или официального представителя. Эксперт привел в пример запрет одной из площадок на регистрацию карточки товара под маркой Wrangler, но при этом была возможность реализовывать продукцию под брендом Wrangle, «причем с оригинальными логотипами».

Рахимбердиев допускает, что маркетплейсы пойдут на уступки и разрешат продавцам реализовывать некоторые товары параллельного импорта без полного перечня документов. С ним соглашается генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, отмечая, что все площадки будут работать примерно по одной и той же схеме. По его словам, параллельный импорт необходим, чтобы избежать дефицита, в частности на потребрынке. Сначала товар будет продавать малый и средний бизнес, а одними из главных бенефициаров будут маркетплейсы. Крупные игроки не станут брать на себя риски, работая с такой схемой и выступая самостоятельной стороной договора купли-продажи, они предпочтут быть посредниками, предоставляя свою витрину, отметил эксперт.

Представитель еще одного крупного маркеплейса — «Алиэкспресс Россия» и «СДЭК.Shopping», через который можно купить товары с прямой доставкой из-за рубежа, отказались от комментариев. Аналогичным образом поступили и крупные игроки в сегменте электроники и бытовой техники — «М.Видео — Эльдорадо», «Ситилинк», «Онлайн-трейд» и «Холодильник.ру».

Еще по теме