Металлолому добавят прозрачности: власти борются за обеление переживающего ренессанс рынка
Металлолом в 2023-м стал золотой жилой: сказывается рост спроса как со стороны оборонки, так и других отраслей. Потенциал рынка триллионный, но полностью взять его под контроль государство пока не может.
Рынок лома после прошлогоднего обвала переживает ренессанс. Цены на все виды этого металлического сырья начали подниматься после февраля 2022-го. Если в январе лом металла категории 3А (кусковой лом от разборки построек и металлоконструкций) стоил около 27 тыс. рублей за тонну, то рост международной напряженности взвинтил их до 31,5 тыс. рублей за тонну. Причиной стало то, что глобальные трейдеры, опасаясь ухода российских металлургов с мирового рынка, активно скупали существующие запасы, не считаясь с ценой.
Последовавшие международные санкции и повышение экспортных пошлин внутри страны охладили рынок: цены на категорию 3A просели до 24,4 тыс. рублей за тонну. Однако в мае прошлого года возросший оборонзаказ сделал свое дело, и стоимость подскочила до 30 тыс. рублей. Но взлет был недолгим: июнь и июль 2022-го стали самым тяжелым периодом для ломозаготовителей: цена металлолома марки 3А опускалась ниже 15,5 тыс. рублей за тонну — в последний раз такие цены наблюдались во время пандемии коронавируса. На индустрию повлияла установка квот на экспорт металлолома и отходов черных металлов. По решению правительства РФ поставка этих видов сырья за пределы ЕАЭС в объемах до 540 тыс. тонн облагалась пошлиной в 5%, а при превышении этого показателя возрастала до 290 евро за одну тонну.
Ограничения существенно повлияли на вывоз металлолома за рубеж. По словам директора отраслевой ассоциации «Руслом.ком» Виктора Ковшевного, лом черных металлов «просел» на 26%, а лом цветных металлов — вплоть до 50%.
Восстановление стартовало в начале 2023-го, когда рынок адаптировался к санкциям и экспортным ограничениям. Уже в марте стоимость лома 3А выросла на 28% — с 19,3 тыс. рублей за тонну до 24,8 тыс. рублей, сообщал замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. По словам начальника коммерческого управления ООО «Вторчермет НЛМК» Юрия Неврова, некоторые категории лома в первом квартале подорожали на 45%.
Многие металлурги из-за потери европейского рынка переориентировались на российский. Спрос на их продукцию растет со стороны девелоперов, которые за счет поддержки льготной ипотеки продолжают активную застройку, уточняет основатель общества ломовиков России ProRusLom Олег Зубков. Свою лепту в развитие рынка лома вносит и гособоронзаказ, поскольку для производства военной техники нужны и сталь, и цветные металлы, добавляет промышленный эксперт Леонид Хазанов.
Железные основания
Основные «месторождения» металлолома сосредоточены преимущественно в промышленных регионах — Челябинской, Свердловской и Московской областях. Последние две лидируют по сборам цветных металлов, отмечает Зубков. По его словам, значительные, но труднодоступные залежи металлолома есть и на Крайнем Севере, поэтому государство иногда субсидирует там сбор лома.
Сейчас оборот рынка лома цветных и черных металлов составляет около 1 трлн рублей, отмечает Виктор Ковшевный. Если же брать полную цепочку, от сбора лома до его продажи металлургам, то суммарный оборот еще выше — в прошлом году он составил 3 трлн рублей.
Треть металлопотребления приходится на строительство, поэтому в местах с высокой плотностью населения лома больше из-за возведения и сноса жилья или коммерческих построек, добавляет Ковшевный.
В некоторых регионах сдавать лом — народная забава: 90–100% его поступления обеспечивают физлица. По словам Ковшевного, такая ситуация, в частности, наблюдается в Ростовской области. Всего же в стране с разной периодичностью собирают металлолом около 2 млн человек — на них приходится половина отдаваемого лома, отметил он. Однако за последний год число ломосдатчиков уменьшилось, поскольку часть из них участвует в СВО, уточнил Олег Зубков.
Оставшиеся активные собиратели на фоне роста цен даже покупают мини-экскаваторы, чтобы разрывать старые свалки и разбивать железобетонные плиты для добычи арматуры, пишет Telegram-канал «Толкователь». По его данным, промысел действительно прибыльный — например, в Москве ломосдатчики, собирая металл и другой мусор из контейнеров, за 6–8 часов могут заработать по 5–10 тыс. рублей. Из расчета 21–22 рабочих дня в месяц выходит по 100–200 тыс. рублей, что уже существенно даже по московским меркам.
Однако основными игроками на рынке лома являются, конечно же, юрлица. Крупнейший трейдер на рынке — «Акрон Холдинг». По данным СПАРК, тольяттинская компания в прошлом году получила 6,05 млрд рублей чистой прибыли. В холдинг входят 11 металлургических заводов и пункты приема металлолома в Татарстане, на Урале, в Поволжье и других регионах страны.
«Акрон Холдингом» по состоянию на 2021 год полностью владела кипрская «Русметал Инвестментс Лимитед». Основатель и гендиректор холдинга — Павел Морозов. В октябре принадлежавшая ему же компания «Акрон Индустрия», существовавшая на тот момент всего чуть больше года, по разрешению президента Владимира Путина купила завод в Самаре у французской энергомашиностроительной компании Schneider Electric.
По словам Хазанова, рынок лома уже давно идет если не к монополизации, то к доминированию на нем нескольких крупных игроков. Особенно это заметно в черной металлургии.
Прозрачнее без налогов
Помимо официального бизнеса, в отрасли работают компании без лицензий на сбор металлолома. По подсчетам Ковшевного, по стране их более 6 тысяч. В 2016 году власти Астраханской области подготовили для Госдумы законопроект с более жестким наказанием за работу с ломом без лицензии. По мнению авторов документа, пункты бесконтрольно и без документов закупают любой лом, даже не пытаясь выяснить легальность его происхождения.
Инициатива не была реализована, но власти не теряют надежды обелить рынок. Так, с 1 октября 2023 года пункты, где происходит прием металлолома, обязали покупать большие объемы лома только за безналичный расчет. Изначально закон должен был вступить в силу с 1 июля 2024 года, но после поручения Путина сроки сместили на октябрь 2023-го.
Авторы документа необходимость закона объясняли тем, что приемные пункты снимают большие объемы наличных для расчетов с продавцами. «При этом неконтролируемый вывод наличных денежных средств стимулирует развитие теневых схем и вызывает повышенное внимание и недоверие со стороны контролирующих органов, что негативно отражается на добросовестных участниках», — говорил один из авторов документа, депутат Андрей Луговой.
То есть безналичная форма расчетов обязательна при сделках на сумму свыше 120 тыс. рублей в отношении цветного дома, а с вторчерметом — более 10 тыс. рублей.
И этот законопроект — самое серьезное изменение на рынке лома с 2006 года, отмечает Зубков. Он не исключает, что в среднесрочной перспективе рынок действительно может стать белее. При этом закон выгоден крупным компаниям, работающим официально. «Конкурировать можно будет уже за счет сервиса, эффективности работы предприятия и выстроенного бизнеса», — отметил он.
Многие компании не до конца осознают изменения, поскольку у них и без закона были бы проблемы с расчетно-кассовым обслуживанием, отмечает Ковшевный. Он считает, что закон поможет стать рынку прозрачнее, но большей эффективности удалось бы добиться благодаря отмене НДФЛ для физлиц. По словам Ковшевного, многие ломосдатчики не готовы раскрывать себя для налоговой и, соответственно, отказываются от промысла, который помог бы увеличить прием металлолома.
По данным «Руслом.ком», отмена НДФЛ и открытие современных пунктов приема металлолома в итоге может дополнительно привлечь примерно 60 млрд рублей налогов в региональные и федеральный бюджеты за счет прироста объема рынка. Ковшевный отметил, что нужно провести перестройку работы не только компаний-ломозаготовителей, но и их взаимодействие с физлицами — сборщиками лома.