Top.Mail.Ru
архив

Метро зачистили

С 1 октября торговля, общепит, игорные салоны в метро и в 25-метровой зоне возле него оказались вне закона. Закрытие точек началось еще две недели назад. Административная мера нанесла удар по бизнесу, оборот которого составлял $200 – 400 млн в год.

Правда, многие участники рынка уверены, что под прикрытием борьбы с терроризмом идет передел розничной сети в метро. «Вероятно, таким образом пытаются установить монопольную систему распространения печати», – считает топ-менеджер одной из компаний, не пожелавший называть свое имя. Генеральный директор фармацевтической компании «Итека» Дмитрий Краснов тоже уверен, что стремление обезопасить пассажиров не является истинной причиной запрета. «Иначе как можно объяснить тот факт, что некоторые киоски печати остаются? Просто кто-то сумел отстоять свои права». По его оценке, сумма компенсационного пакета, который его компании придется выплатить уволенным сотрудникам, составит около $100 000.

Согласно постановлению правительства Москвы взамен потерянных мест в метро их владельцам должны предоставить участки на земле. Однако, по словам Краснова, ожидать этой компенсации можно только через 2 – 3 года. «Газетчики» настроены более оптимистично. «Мы надеемся, что потерянные места будут компенсированы за счет предоставления новых торговых площадок на территории метро. Скорее всего, они будут реализованы посредством проведения аукциона», –  говорит директор по продажам агентства «Метропресс» Александр Власов. До 1 февраля 2005 года столичный комитет по организации конкурсов и аукционов должен провести тендер на право размещения специализированных точек для продажи прессы в метро. Правда, далеко не все компании, ранее игравшие роль в «подземном» бизнесе, подадут на него заявки. 

«Для того чтобы участвовать в тендере, нужны очень большие деньги, нам это не по силам», – констатирует Михаил Опалинский, коммерческий директор компании «Метрополитеновец», потерявшей девять точек. По его оценке, стоимость одного киоска прессы доходит до $10 000 – 12 000. Остальные игроки готовятся к борьбе за места. В целях увеличения инвестиционных возможностей 11 крупных издательских домов, в том числе  «Коммерсантъ», HFS, Independent Media, «Проф-Медиа», «Пронто-Москва», заключили соглашение о создании некоммерческого партнерства (НП) «Издательская инициатива» (членский взнос участника НП составил $100 000).

Создавшаяся ситуация сыграла на руку владельцам киосков «на земле». По словам коммерческого директора компании «АРИА-АИФ» Наталии Бурлаченко, несмотря на потерю 17 точек в метро, обороты компании снизились лишь в первую неделю, а затем показатели восстановились за счет повышения продаж в наземных розничных точках сети. Впрочем, выигрыш владельцев наземных киосков померкнет в сравнении с тем кушем, который сорвет дистрибутор прессы, выигравший право законно вернуться под землю.

Еще по теме