Top.Mail.Ru
архив

Между невежеством и жадностью

 

Гибридные автомобилиКак показал опрос, проведенный в 2010 году компанией Nielsen, порядка 85% отечественных автомобилистов допускают возможность покупки гибридного автомобиля. «Эти цифры говорят сами за себя: сегмент гибридных автомобилей имеет значительный потенциал для развития в России. Продажи автомобилей, в которых используются гибридные технологии, повышаются пропорционально росту цен на традиционные виды топлива», – отмечает президент «BMW Group Россия» Петер Кроншнабель. «Гибридные автомобили медленно, но верно будут завоевывать свою аудиторию поклонников. Это я могу утверждать по интересу со стороны покупателей BMW, который наблюдаю в наших автосалонах. По итогам 2010 года доля продаж автомобилей BMW X6 ActiveHybrid составила около 5% от общего количества реализованных моделей X6», – подтверждает руководитель службы продаж «Автокрафт» (группа компаний «Независимость») Владимир Бутыкин. Но в данном случае речь идет о премиумном сегменте, что же касается массового спроса, то здесь ситуация весьма неутешительна. Toyota подвела итоги продаж на российском рынке за 2010 г., и из цифр видно, что спрос на гибрид Prius за год увеличился более чем в двенадцать раз: с 30 штук в 2009-м до 367 штук в 2010-м. Это притом что, как утверждает «Лексус-Измайлово», с 2004-го по 2010-й (август) было продано более 7000 автомобилей Lexus с гибридным двигателем. Тенденция очевидна: менее состоятельные граждане пока не оценили преимуществ гибридных силовых установок. В результате появляющийся спрос в низком ценовом сегменте удовлетворяют в основном поставщики подержанных гибридных машин из Японии и США. «В США доля гибридов в автопродажах в январе–октябре 2010-го составила 2,37%, или 224 761 штук, в январе–октябре 2009-го – 2,86%, или 245 098 штук. В 2004 г. доля гибридов на авторынке США была 0,5%», – напоминает ведущий аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. В нашей стране дела у гибридов идут значительно хуже. «Для сравнения: в том же 2009-м в России было продано около 1200 гибридных автомобилей всех марок, в то время как в Японии за тот же период реализовано более 200 000 одних только Toyota Prius», – подчеркивает генеральный директор автомаркета «Формула 91» Руслан Ермачков. Ведущий эксперт УК «Финам Менедж­мент» Дмитрий Баранов оценивает отечественный рынок гибридных автомобилей в 0,5–1% от общего числа проданных машин. При этом в развитых странах долю гибридов можно ориентировочно оценить в 5–10% от общего количества реализованных автомобилей. «Столь разные показатели объясняются тем, что там автомобили начали продаваться раньше, чем у нас, к тому же там уже сформировано законодательство, побуждающее людей приобретать такие машины, выше там и уровень экологически ответственного поведения. У нас же ничего этого нет, уровень экологически ответственного поведения ниже, чем в развитых странах, есть определенное предубеждение против таких машин, – поясняет Дмитрий Баранов. – А главное, нет экономических стимулов пересаживаться на такие автомобили, потому что обычное топливо дешевле по сравнению с развитыми странами».


Ожидаемые новинки

В середине 2011 г. выйдет знаменитый Toyota Prius 5 (увеличение на 60% багажника при 5 пассажирах)


 

Без льгот

Действительно, экологическая культура у нас сильно отстает, как и законодательство в отношении гибридных автомобилей. Например, в тех же Соединенных Штатах с 2009 года действует закон, в соответствии с которым покупатели экологичных автомобилей, в том числе гибридов, получают налоговые льготы до $4000. Кроме того, налоговыми послаблениями пользуются и производители. Но Россия пошла по иному пути: у нас нет льгот ни для производителей, ни для покупателей, да еще и таможенное ведомство стремится получить пошлину с гибридов, как и с остальных ввозимых машин. С такой политикой, по уверениям продавцов гибридов, «далеко не уедешь».

В Японии гибриды впервые появились в продаже в 1997 году, но настоящий бум начался в 2004-м, после выхода данных автомобилей на рынок США. «В 2010 г. суммарные продажи гибридов производства Toyota и Lexus составили больше 4% от общего объема продаж данных марок. С 2004-го средний рост продаж гибридов составляет 44% в год, хотя в 2010-м по сравнению с 2009-м он составил всего 19%», – отмечает Руслан Ермачков.

«Исследование гибридных технологий и возможностей их применения ведется концерном BMW Group на протяжении более 15 лет и является неотъемлемой частью стратегии BMW EfficientDynamics, – рассказывает Петер Кроншнабель. – За это время были построены различные прототипы, однако из-за большой массы аккумуляторов и электрических компонентов привода высокие требования BMW к концепциям, готовым к выходу на рынок, не удалось выполнить в достаточной мере». Тем не менее компания смогла решить эти технологические сложности. И как было сказано выше, продажи гибридных авто уже занимают существенную долю в общем объеме реализуемых в России машин. Но далеко не все известные иностранные автопроизводители делают ставку на гибриды. Например, Mazda хотя и ведет исследования в данном направлении, все же намерена сделать акцент не на гибриды, а на усовершенствованные «классические» силовые установки. «Mazda – компания небольшая, широко инвестировать в разнообразные проекты для нас не представляется возможным. Выбирая между разработкой совершенно новой технологии и усовершенствованием старой, мы задались вопросом: а зачем все это делается? Ответ прост: для улучшения экологии, – рассуждает генеральный директор Mazda Motor Rus Йорг Шрайбер. – А если ставить задачу уменьшить количество выбросов и улучшить топливную экономичность, при этом не ухудшив стандарты производства, то решить ее можно, облегчив автомобиль и усовершенствовав двигатель. Собственно, по этому пути мы идем. Представление двигателей SkyActiv произойдет в следующем году».


Ожидаемые новинки

Весной 2011 года появится Infiniti M35h Hybrid


 

Страх и незнание

Гибридные автомобилиПомимо отсутствия поддержки продаж гибридов со стороны государства, есть и другие причины их невысокой популярности в России. Гибридные автомобили воспринимаются, скорее, как технологическая новинка. Поэтому приобретают их по большей части люди, ориентированные на передовые технологии, желающие идти в ногу с прогрессом. «Есть мнение, что стоимость сервисного обслуживания гибридных автомобилей отличается от стоимости обслуживания машин без гибридной установки. Тем не менее это не так – обслуживание гибридного автомобиля не обойдется клиенту дороже», – утверждает Петер Кроншнабель. «За рубежом большинство покупателей гибридов руководствуется соображениями экономии. В России автолюбителей больше привлекает новизна самой концепции», – добавляет Владимир Бутыкин. Директор автосалона AVTERRA Игорь Фомин объясняет невысокую популярность гибридов в нашей стране тем, что «экология не модна», а переплата за такие установки не «отбивается». По его словам, основные препятствия на пути приобретения гибридного автомобиля для покупателей в РФ – это сомнения в надежности и неуверенность в ремонтопригодности в обычном сервисе. «В России с ее низкими температурами есть опасения касательно надежности аккумуляторов, являющихся ключевым элементом гибрида, играют роль и сложности с обслуживанием и наличием запчастей, и отсутствие стимулирования государством экологических моделей поведения автолюбителей», – подтверждает Олег Душин. «Потребитель всегда боится нового. А сравнительно невысокие цены на топливо и отсутствие жестких экологических норм никак не способствуют преодолению этой боязни, равно как и довольно ограниченные знания об особенностях работы гибридного автомобиля», – соглашается со всеми приведенными выше доводами Руслан Ермачков. Но Дмитрий Баранов не склонен называть все это «препятствиями», потому что явных препятствий нет. Скорее, можно говорить о предубеждении самих покупателей, с недоверием относящихся к гибридным машинам. Влияние оказывает и низкий уровень экологически ответственного поведения, когда потребитель практически не задумывается о том вреде, который наносит окружающей среде обычный автомобиль. Нет и экономических стимулов, подталкивавших бы людей к приобретению гибридных автомобилей. Влияют на это и слабая информированность, отсутствие знаний о гибридных машинах.


Ожидаемые новинки

В марте 2011 г. выйдет Lexus CT 200h – первый премиумный автомобиль, который превзойдет планку потребления 40 миль на галлон бензина


 

Фактор цены

Основной критерий, волнующий покупателей в США при выборе более экологичного автомобиля, – цена. Это касается как выбора между гибридом и негибридом, так и между гибридами. Гибрид покупается ради экономии на топливе. Стандартом для среднего гибрида является отметка от 40 миль на галлон бензина (город/шоссе), это примерно от 5,87 л/100 км и даже ниже (3,9 л у Prius). При этом эксперты отмечают, что гибридные двигатели в США не так уж сильно дороже обычных машин. Например, Prius стоит в США от $21 500, в России – от 1 млн руб. «Очень много берут таможенные пошлины на ввоз иномарок, возможная накрутка продавцов на счет непопулярности и экзотичности моделей в России», – поясняет Олег Душин. Кардинально снизить цену на гибриды поможет не только улучшение отношения к ним со стороны властей, но и массовое производство гибридных установок – это снизит себестоимость. «Нужна разработка новых материалов, которые удешевят гибридную установку, возможно, потребуются новые конструктивные решения, технологические находки. Но назвать конкретную дату, когда гибриды «пойдут в массы», нельзя. Это будет такой же долгий эволюционный процесс, как тот, когда автомобиль сменял конную тягу, не исключено, что он затянется на десятилетие как минимум», – предполагает Дмитрий Баранов.

Аналитики прогнозируют, что к 2020 году на гибриды придется 13% от общего объема производства автомобилей. «Темпы роста данного сегмента будут зависеть прежде всего от стоимости топлива и от способности автопроизводителей добиться удешевления гибридной технологии. Заметное влияние на внедрение подобных автомобилей окажет очередное ужесточение экологических норм выхлопа. Сейчас самые строгие нормы действуют в Европе», – отмечает Руслан Ермачков. Есть и другие прогнозы, согласно которым гибриды захватят 7% рынка лишь к 2015 г. В целом после трех лет снижения продаж в 2008–2010 гг. в США с 2011-го ожидается рост спроса на гибриды. При этом падение спроса в период экономической нестабильности эксперты объясняют кризисными ожиданиями покупателей, рассчитывавших, что нефтяные цены останутся на низком уровне. Но эти прогнозы не оправдались, и появились новые модели гибридов, отвечающие запросам потребителей. Кроме того, возрастают экологические требования государств к выхлопам машин. Так, в Лондоне после 2012 г. половина автобусного парка будет работать на гибридных двигателях. Одна Toyota запускает к 2012 г. 11 новых и рестайлинговых моделей и рассчитывает продавать в год 1 млн гибридов (компания в 2010-м продала всего около 8,3 млн авто). Для сравнения: в начале «нулевых» годов Toyota полагала, что к 2012 г. перейдет на выпуск исключительно гибридов. Теперь аналогичные планы переносятся на 2020 год.


Ожидаемые новинки

VW Touareg Hybrid (SUV) выйдет в середине 2011 г. и будет первой моделью от Volkswagen. Это альтернатива Lexus RX450h luxury hybrid SUV


 

Сравнение цен

Модели              

БензинГибрид

Lexus RX Executive

2 529 0002 873 000

Lexus RX Premium

2 854 0003 198 000

Lexus RX Premium +

2 870 0003 214 000

Cadillac Escalade

3 000 0003 400 000

Lexus LS

460 Long – 5 259 000600 Long – 6 135 000

GS

300 – 2 170 000450h – 2 693 000

BMW X6 Base

3 933 0004 990 000

BMW 7 Base                 

V-4.4 – 4 450 0005 100 000

Источник: AVTER

Еще по теме