Top.Mail.Ru
архив

Наперегонки за открытиями

Жизнь несправедлива, мы все это знаем. Но, может быть, лучше других это известно тем из нас, кто пытался или пытается привнести в мир что-то новое и небывалое. Им приходится хлебнуть несправедливости по полной программе. А вот заработать на своих идеях - не важно, денег или признания человечества - удается редко.

Начнем с хрестоматийного. Закон сохранения массы вещества выведен Михаилом Ломоносовым, но носит имя Антуана Лорана Лавуазье. Француз независимо от Ломоносова, и позднее, пришел к тем же выводам, но, в отличие от основателя Московского университета, говоря современным языком, их задокументировал, изложив в "Начальном учебнике химии". Александр Попов на два года опередил итальянца Гульельмо Маркони, но именно последний запатентовал изобретение и стал нобелевским лауреатом.
   

ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

   А ведь есть и еще более вопиющие примеры исторической несправедливости! В прошлом году отмечалось 400-летие изобретения телескопа итальянским астрономом, физиком и математиком Галилео Галилеем (1564 - 1642). Между тем его истинным изобретателем является голландец Ханс Липперсгей (1570 - 1619). В 1608 году он сконструировал телескоп, но не сумел его запатентовать.
   Галилей узнал о "голландской трубе", как тогда назывался телескоп, в 1609-м, когда известия о ней дошли до Венеции. И быстро сделал свой телескоп, который, кстати, был не намного сильнее голландского. Получить патент Галилей тоже не сумел, но первым создателем телескопа - так сложилось - считается именно он.
   Так же, как человеком, открывшим первый антибиотик, считается британский ученый Александр Флеминг (1881 - 1955). А ведь Флеминг, хотя и получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине (1945), в деле открытия пенициллина был не первым, и даже не очень хорошо понял, на что набрел.
   Некоторые кочевые племена на севере Африки использовали пенициллин не одно тысячелетие, но его первооткрывателем для, так сказать, цивилизованного мира стал французский военный врач Эрнест Дучесне (1874 - 1912). В 1897 году, почти за 30 лет до Флеминга, Дучесне установил, что некоторые виды плесени penicillium glaucum убивают бактерии. Дучесне обратил внимание на то, что арабские мальчишки, работавшие на конюшне военного госпиталя, держат седла в темной и влажной комнате. Когда он поинтересовался, зачем они это делают, то получил ответ: чтобы на них росла плесень, помогающая лечить на лошадях болячки от седел. Заинтригованный врач ввел раствор из плесени зараженным тифом морским свинкам. Все животные выздоровели. Эрнест Дучесне отправил работу с описанием опытов в Институт Пастера в Париже, но там, узнав, что автору всего 23 года, даже не стали ее читать. Никакого патента на свое открытие Дучесне, естественно, не получил. И умер он от какой-то легочной болезни, скорее всего, от туберкулеза, от которого его, кстати, мог бы вылечить пенициллин.
   Александр Флеминг случайно наткнулся на пенициллин в 1928 году, однако решил, что получить его будет крайне трудно, и бросил дальнейшие исследования. Способ получения пенициллина придумали Говард Флори, Эрнст Чейн, Норманн Хитли и Эндрю Мойер. Флори и Чейн вместе с Флемингом получили Нобелевскую премию.
   Эти и подобные истории, конечно, можно списать на то, что идеи, мол, носятся в воздухе. Это так. Но не всегда.
   

ТЕЛЕФОННОЕ ПРАВО

   Известного шотландского изобретателя Александра Грэма Белла (1847 - 1922) считают "отцом" телефона. Между тем изобретение он украл самым наглым образом.
   14 февраля 1876 года адвокаты Белла подали в патентное бюро заявку на изобретение устройства, способного посылать одновременно несколько телеграмм. И только на полях была приписка о методе "передачи голосовых и иных звуков телеграфическим методом". С разницей всего в два часа Илайша Грей (1833 - 1901), кстати, гораздо более известный, чем Белл, изобретатель из Чикаго, подал кейвиэт (документ, дающий его владельцу право определенное время работать над изобретением и препятствующий в течение этого периода получению на него патента другим изобретателем) на технологию передачи "звуков голоса человека". Грей написал, что его механизм будет работать на водно-кислотном растворе, и нарисовал голову человека, склонившегося над телефонной трубкой.
   Через 10 лет, 22 мая 1886 года, на первой полосе The Washington Post появилась сенсационная статья бывшего патентного инспектора Зенаса Уилбера, который признавал, что выдал патент на изобретение телефона именно Беллу, хотя автором идеи был Грей. Со слов инспектора, за $100 он незаконно показал Беллу заявку Грея. И Белл, много месяцев работавший над телефоном без особого успеха, вдруг 8 марта 1876 года успешно испытал новое устройство, в котором игла была помещена в раствор воды с кислотой, замыкавший цепь. До того Белла не было в лаборатории 12 дней, это время он и провел в Вашингтоне, где посетил патентное бюро.
   

ЛАМПОЧКА НЕ-ЭДИСОНА

   Томас Эдисон (1847 - 1931), утверждается во всех энциклопедиях, придумал лампу накаливания, биржевой телеграф, граммофон, кинокамеру и многое другое - на его счету 1093 патента. Не так широко известно, что на Томаса Эдисона работала целая группа изобретателей, которых по аналогии с "литературными неграми" вполне можно назвать "изобретателями-неграми". Все их идеи выходили на рынок как принадлежащие Эдисону. Трудно сказать, сколько из 1093 патентов Эдисона принадлежат ему по праву, но считать его изобретателем лампочки было бы сильным преувеличением. Британец Джозеф Суон (1828 - 1914) устанавливал электролампочки в домах и даже запатентовал свою лампочку до того, как это сделал американец. Но штука в том, что и британец не был первым. К рождению лампочки приложили руку Жан Фуко, Хэмфри Дэви, Дж. Старр и немало других ученых, но если уж кого и считать "отцом" лампочки, то это немца Генриха Гебеля (1818 - 1893). Интересно, что, переехав в Америку, Гебель пытался продать свое изобретение, сделанное в 1854 году, Эдисону, но тот не увидел в нем коммерческого потенциала и отказался. Зато после смерти Гебеля очень дешево купил его патент у бедствовавшей вдовы.
   Что касается Суона, то Эдисон сделал британца своим партнером в компании Edison & Swan United Electric Light Company. Патент Суона со временем перешел в полное владение эдисоновской Edison Electric Light Company. Конечно, Джозеф Суон стал богатым человеком, а на родине еще и сэром, но создателем электрической лампочки считается Томас Эдисон.
   Примеров того, как изобретателю удается отстоять свой приоритет, меньше. Но они есть. Американец Элиас Хоуи (1819 - 1867) изобрел и запатентовал в 1846 году швейную машинку с челночным стежком. Машинка Хоуи по производительности в 5 раз превосходила имевшиеся в середине XIX века модели и делала 300 стежков в минуту. Не найдя в Америке денег на запуск промышленного производства, Хоуи отправился в Лондон. Там он познакомился с неким Уильямом Томасом, на фабрике которого и наладил выпуск машинок. Правда, через несколько лет он поссорился с компаньоном и вернулся на родину, где, как оказалось, ряд компаний, в том числе и знаменитая Singer, неплохо наживались на машинках Хоуи. Изобретатель подал в суд, и 5-летнее разбирательство закончилось полной победой истины. "Пираты" были вынуждены прекратить производство и выплатить Хоуи большую компенсацию.
   

ЧУДНЫ ДЕЛА ТВОИ

   Изобретательство, открытия и их юридическое оформление - сфера настолько сложная, что, бывает, случаются здесь и вещи совсем уже невообразимые. Не далее как пять лет назад, например, суд уличил в воровстве у самого себя нобелевского лауреата по химии Джона Беннета Фенна. В 2002-м он получил премию за разработку масс-спектрометрического метода исследования биологических макромолекул. Свое открытие Фенн сделал еще в конце 80-х годов XX столетия, когда работал в Йельском университете. Запатентовав метод, Фенн передал права на патент отчасти принадлежавшей ему же компании, заработав таким образом более $5 млн только на роялти и готовясь получить еще несколько десятков миллионов. Но суд признал передачу им прав на патент на его же открытие "мошенничеством" и "кражей", потому что оказалось, что патент на самом деле принадлежит Йелю. Сажать 87-летнего Фенна в тюрьму не стали, ограничившись финансовыми санкциями. А года (причем два месяца в тюрьме строгого режима). За что? За одну только попытку запатентовать свое изобретение.
   Дешевый, быстрый и надежный метод очистки сточных вод Таборски изобрел в 1988-м, когда еще учился в Университете Южной Флориды. Работа финансировалась компанией по утилизации отходов Florida Progress Corp. с условием, что права на все открытия будут принадлежать ей. Открытие Таборски сделал уже после того, как закончились $20 000, выделенные Florida Progress. Проект был закрыт, но Таборски продолжил исследования по собственной инициативе, уговорив декана разрешить ему работать в университетской лаборатории.
   Когда выяснилось, что найдено коммерчески выгодное и новаторское решение, Таборски решил его запатентовать, но оказалось, что оно принадлежит Florida Progress и университету. Петр забрал свои тетради с записями и журналы наблюдений, а университет обвинил его в воровстве и обратился в суд.Суд признал Петра Таборски виновным в краже тетрадей у самого себя и дал условный срок. Несмотря на запрет пытаться извлекать из своего изобретения материальную выгоду, Петр на следующий же день демонстративно отправился в патентное бюро и получил на него патент, а потом и 3,5 года тюрьмы - после того, как отказался выполнить требование суда и передать патент университету.