Top.Mail.Ru
архив

Народные магазины: очередная версия

Столичные власти в который раз решили всерьез заняться упорядочением розничной торговли продуктами питания. В результате очередного оживления в мэрии на свет появилось сразу два распоряжения московского градоначальника, которые могут вызвать потрясения в мире продовольственного ритейла. Первое касается ликвидации части столичных рынков и придания более цивилизованного вида оставшимся. Согласно документу до 2003 года в Москве будет закрыто 24 продовольственных рынка, условия торговли которых не отвечают установленным требованиям. Впрочем, постановление скорее говорит о том, что в ближайшее время такие рынки без особой нужды трогать не будут: если мэрия действительно что-то хочет ликвидировать, то в указе обычно пишется "в течение недели", а не "в течение трех лет". Второе распоряжение связано с созданием в городе так называемых народных магазинов по модели дискаунтов. Вновь создающиеся магазины постепенно должны заменить собой "стихийные" рынки.

Речь о подобном проекте идет вот уже пять лет, но сроки его реализации регулярно переносятся последний раз так было в 1998 году. Сперва строительство народных магазинов не удавалось начать из-за отсутствия альтернативы ликвидирующимся рынкам: невозможно было найти оператора, готового наладить работу такой торговой точки быстрее чем за год. Затем - из-за нехватки средств. К тому же полностью отдавать потенциально прибыльный бизнес в руки коммерческих организаций столичные власти не хотели. По информации "Ко", именно несговорчивость московских властей в вопросах раздела собственности отпугнула последнего крупного инвестора - МЕНАТЕП, предполагавшего выделить только на пилотную часть проекта около $50 млн. Властями рассматривалась даже идея финансирования "строек века" жителями близлежащих кварталов по схеме долевого участия (откуда, собственно, и пошло название проекта - "Народные магазины"). Правда, в мэрии быстро поняли, что рассчитывать на инвестиционную активность горожан бессмысленно.

Нынешняя версия проекта выглядит более реальной. Ее реализацией займется близкая к правительству Москвы компания - ТД "Продмикс".

Помимо организации торговой сети проектом предусмотрено создание новых предприятий и развитие уже существующих производств по выпуску продуктов питания в Московской области, для чего установлены контакты с несколькими подмосковными совхозами. По словам генерального директора "Продмикса" Николая Казарина, это позволит компании обходиться без посредников и поддерживать достаточно низкий уровень цен, приличествующий нормальному дискаунту. В настоящее время правительство Москвы уже начало выделять помещения под народные магазины. Предполагается, что в каждом районе города будет два-три таких магазина площадью не менее 300 кв. м каждый. А ассортимент по всем товарным группам будет насчитывать порядка 700 наименований. Правительство города пообещало проекту значительные льготы, суть которых, впрочем, не раскрывается.

Суеты вокруг продовольственных дискаунтов, или, как их определяет Юрий Лужков, "социально значимых магазинов", довольно много: мэр уже пообещал в течение следующего года открыть 100 подобных магазинов. С большей вероятностью можно предположить, что проект пока далек от завершения, а вопросы с финансированием проекта (оно возложено на не самый известный Национальный банк развития) до сих пор не решены. Предпринятая ранее московскими властями и ТД "Перекресток" совместная попытка создания "магазинов для бедных" большой отдачи - и уж тем более PR-эффекта - не дала. По неофициальной информации, "подписаться" под этот проект руководство "Перекрестка" решилось только после того, как городские власти целиком взяли на себя финансирование, предоставив ТД роль оператора. В настоящий момент проект практически заморожен, а представители "Перекрестка" отзываются о его первоначальной версии более чем прохладно. Сейчас ТД открывает "Мини-Перекрестки" на собственные средства, не придерживаясь при этом заявленных темпов. Не исключено, кстати, что мэрия окажет "Продмиксу" и еще одну немаловажную услугу: по информации "Ко", в настоящее время правительство города пытается заключить с владельцами уже существующих дискаунтных сетей ("Котомка", "Дикси", "Перекресток") своеобразный пакт о некоторой унификации ценовой политики магазинов и конкурентном "нейтралитете" по отношению к новой сети.

Еще по теме