Не каждый рост зарплат одинаково полезен для экономики

На пленарной сессии ПМЭФ президент Владимир Путин высказался о дискуссиях Центробанка и правительства по поводу поиска баланса между обеспечением низкой инфляции и экономического роста. «Нужно вести грамотную, продуманную бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, настраивать их механизмы прежде всего на поддержку и стимулирование роста. Естественно, при обеспечении макроэкономической, инфляционной и финансовой стабильности», — сказал президент.
Это предполагает изменение структуры отечественной экономики, включая трансформацию занятости и структуры потребления. «Речь о переходе к экономике высоких заработных плат, основанных не на том, что есть дефицит рабочей силы: предприниматели вынуждены в этой связи поднимать заработные платы и переманивать работников к себе. Высокие заработные платы должны быть основаны на повышении качества рабочих мест и на повышении производительности труда», — пояснил Владимир Путин.
В российской экономике уже сейчас есть примеры кадровой трансформации. «У нас растет занятость в отраслях, где формируется конечный продукт, в секторах высокотехнологичной экономики. В том числе имею в виду обрабатывающую промышленность, информационные технологии, туризм, — перечислил президент. — А в обеспечивающих отраслях, например, в торговле, государственном управлении и финансах занятость, напротив, объективно и обоснованно сокращается». Так, по словам президента, в сфере информации и связи занятость выросла почти на 30%, в обрабатывающих отраслях промышленности — примерно на 10% (а это сотни тысяч человек). В то же время в сфере торговли численность занятых сократилась примерно на 3%.
Выступая на сессии ПМЭФ «Новый взгляд на производительность», глава Минэкономразвития Максим Решетников напомнил о задаче выйти на ежегодный 3-процентный экономический рост. И по его данным, только 10% этого роста обеспечиваются за счет увеличения численности рабочей силы, тогда как 90% достигаются именно за счет повышения производительности труда.
Как сообщил, в свою очередь, министр труда Антон Котяков, сейчас в России наблюдается максимальный уровень занятости во всех возрастных когортах, причем в когортах от 30 лет уровень вовлеченности в занятость достиг 90–93%. Исходя из прогноза, который был сформирован совместно с работодателями, дефицит кадров на горизонте 2030 года составляет около 2 млн человек, сообщил министр.
«Да, мы должны сегодня максимально эффективно использовать свой трудовой потенциал, трудовой ресурс. Именно поэтому мы сегодня донастраиваем систему маршрутизации выпускников. Понятно, что мы сегодня обсуждаем с Министерством экономического развития вопросы повышения гибкости трудовых отношений», — пояснил глава Минтруда. «Но мы четко понимаем, что без производительности труда мы не обеспечим те темпы экономического роста, которые сегодня заложены в прогнозе социально-экономического развития», — сказал Котяков.
В качестве одного из каналов наполнения дефицитных отраслей дополнительной и эффективной рабочей силой правительство рассматривает теперь платформы и все, что связано с платформенной экономикой. Несмотря на то, что ранее платформенная занятость становилась как раз объектом критики.
Ведь такой формат хоть и подстегивает переток работников между отраслями, но в основном в одну сторону: из менее оплачиваемых отраслей, для которых характерна высокая нагрузка и ответственность, в сферы, по крайней мере, на первый взгляд предоставляющие возможность относительно быстрого и при этом внушительного заработка вне зависимости от квалификации работника. Например, в сферу доставки.
Еще по теме





