Top.Mail.Ru
архив

Неважно, какой у вас оператор...

Вероятно, компания «Вымпелком» решила догнать своего конкурента по всем параметрам, в том числе и по количеству форс-мажорных ситуаций. Участившиеся аварии в сетях московских сотовых операторов могут являться следствием той гонки за абонентами, которую МТС и «Вымпелком» ведут с 1998 года.

Надо же было такому случиться... Средь бела дня взяла да и «упала» сеть «Вымпелкома». «Во вторник 3 апреля в 15.30 в сети «Би-Лайн GSM» произошел сбой в программном обеспечении, что вызвало проблемы у части абонентов со входящими звонками на их телефоны. При этом исходящие звонки на городские номера и телефоны других систем осуществлялись в обычном режиме. Абонентов сети «Би-Лайн 800» данная проблема не затронула. Неполадки были оперативно устранены техническими специалистами компании в 17.20 того же дня. Компания приносит извинения всем абонентам, столкнувшимся с проблемами», – говорится в официальном заявлении «Вымпелкома». Прежде «обвалы» сети были прерогативой «Мобильных ТелеСистем». МТС «роняла» свою сеть несколько раз (см. раздел «Хроника падений»). Участившиеся аварии московских операторов сотовой связи становятся одной из самых обсуждаемых тем в Рунете. В российском секторе Сети сразу на нескольких сайтах ведутся дискуссии на тему, кто «круче» – МТС или «Вымпелком». Обе московские компании подобно футбольным клубам имеют своих фанатов. Темперамент, с которым фаны доказывают друг другу преимущества любимой «команды», косвенно говорит о том, что сами «болельщики» еще не вступили в период взросления. Судя по высказываниям в форуме Sotovik.ru, каждое падение «сетки» одной компании вызывало аплодисменты в офисе другой. Так ли оно было на самом деле, автор утверждать не берется. Эмоциональная реакция сотрудников и абонентов одной московской компании на провалы другой не столь уж интересна. Гораздо важнее другое: почему эти аварии происходят?

Хождение в народ Два года подряд – 1999 и 2000 – москвичи и гости столицы с интересом наблюдали за тем, как МТС и «Вымпелком» стремительно наращивают абонентскую базу. Этот забег стартовал в крайне сложных «погодных условиях». Платежеспособность российского, в том числе и московского, населения после финансового кризиса 1998 года, образно говоря, «равнялась нулю». Однако в тот период сотовые операторы GSM смогли не только удержать абонентов, но и значительно увеличить их количество. Компании понизили стоимость «членского билета» в клуб владельцев сотовых телефонов до минимума. Первым «хождение в народ» начал «Вымпелком» – в 1999 году по темпам роста абонентской базы эта компания с ее «коробочками» за $50 вырвалась вперед. МТС долго мялась, прежде чем расстаться с имиджем элитарной компании, но затем «пустилась во все тяжкие», и благодаря своим «молодежным» тарифам по количеству абонентов догнала и обогнала «Вымпелком». В результате сегодня сотовой связью в Москве, по сведениям агентства J’son & Partners, пользуются 22% населения. «Москву сложно сравнивать с восточноевропейскими столицами – лучше сравнивать со странами в целом. Тем более что по количеству населения Москва сопоставима скорее со странами, нежели с городами», – говорит эксперт агентства J’son & Partners Антон Погребинский.

Москва обошла Польшу, хотя и не догнала Венгрию. Впрочем, венгров и чехов мы еще можем догнать. «В Москве «потолок», по разным оценкам, составляет 40 – 45%. Еще не охвачена половина потенциальных, пусть и малобюджетных пользователей», – говорит Антон Погребинский. А вот скандинавские страны (в Норвегии сотовой связью пользуются свыше 70% населения) вряд ли. Тем не менее тревожиться по этому поводу не нужно. Для этого есть и другие причины. «Московский рынок развивался в условиях хаотичной и очень интенсивной конкуренции. В результате в Москве за последние год-полтора произошло снижение цен на услуги сотовой связи в среднем на 40%. Региональные рынки по-прежнему отстают от Москвы и Санкт-Петербурга. В регионах сотовая связь охватывает 1 – 3% населения, – говорит Руслан Филатов, коммерческий директор MCT Corp. (Эта американская компания является держателем пакетов акций ряда региональных российских сотовых операторов. Интервью у Руслана Филатова корреспонденты «Ко» взяли до очередного ЧП на московском рынке сотовой связи.) – Ценовые войны до добра не доводят. Нормальный коэффициент «ценовой эрозии» (снижение цены в условиях конкуренции) в западных странах составляет 7 – 12% в год. Иначе резко снижается качество услуг, и компании теряют возможности для развития своих сетей». Не получилось ли так, что в погоне за абонентской базой две московские сотовые компании GSM «загнали себя в угол»?

«Невыносимая легкость бытия» Дискуссии в Рунете могут породить иллюзию, что сотовой связью в Москве пользуются только тинейджеры. На самом деле это, конечно, не так. Просто серьезные люди не участвуют в Интернет-форумах. Они говорят по мобильному телефону. Говорят много и потому считаются «тяжелыми» абонентами. При этом критерии «тяжести» в каждой стране – свои. «В МТС просто решили, что у кого прямой номер – тот «тяжелый», у кого «кривой» – тот «легкий», – говорит Антон Погребинский. – По результатам 2000 года у них 20% «прямых» и 80% «кривых» абонентов. При этом 20% «прямых» приносят 60% дохода. Средний доход от абонента у «тяжелых» составляет $125, у «легких» – $29 в месяц. Критерии деления абонентов на «тяжелых»и «легких» определяются самими операторами. Аналитики тоже пытаются внести ясность в этот вопрос. CS First Boston считает, что «тяжелый» абонент наговаривает 200 минут исходящего трафика и 200 минут входящего в месяц. Показатели «легкого» абонента составляют соответственно 60 и 60 минут. Если сравнивать по этим критериям, то доход от одного тяжелого абонента у московских операторов один из самых высоких в Европе. У чешской Eurotel он составляет $43, у венгерской Westel-900 – $56, у норвежской Telenor – $50, а у финской Sonera – $43 в месяц. При этом доход от «легких» абонентов по всей Европе примерно одинаков. Видимо, российские «тяжелые» абоненты, во первых, «самые тяжелые», а во-вторых, «самые немногочисленные» по сравнению со своими европейскими собратьями. Среда пользователей российской сотовой связи поляризована: есть небольшой по численности слой «тяжеловесов» и есть масса «легких» абонентов, старающихся обходиться по минимуму. Такой расклад напоминает структуру потребления в российском обществе в целом. Все логично: Россия – страна бедных людей, сотовой связью здесь пользуются преимущественно «легкие» абоненты, невысокое качество связи объясняется небольшими доходами операторов. Увлечение «легкой атлетикой», как это ни странно, привело к утрате «спортивной формы» обеими операторами GSM. Руслан Филатов (напомним, что менеджер MCT Corp. дал интервью «Ко» безотносительно аварий в сетях МТС и «Вымпелкома») говорит: «Слой дорогих абонентов выбран, в абонентской базе сотовых операторов начинает преобладать новый тип клиентов. Он характеризуется большой чувствительностью к цене, очень низкой лояльностью к оператору. Часто он не имеет устойчивого делового и социального статуса, что отражается на его поведении и характере его финансовых взаимоотношений с оператором. Введение услуги предоплаты увеличило долю именно этих клиентов. Если раньше операторы могли не торопиться с разработкой продвинутых стратегий работы с клиентом, то теперь у них времени нет – абонент в любой момент может уйти к другому оператору. Московским игрокам следует подготовиться к защите своей абонентской базы, поскольку появление третьего игрока не за горами. Как известно из мировой практики, любой новый конкурент в первую очередь атакует абонентскую базу существующих игроков – это наиболее подготовленные клиенты. Зачастую эти клиенты устали от каких-то неувязок с обслуживанием у существующих операторов и готовы поменять оператора». Чем больше аварий произойдет у МТС и «Вымпелкома» весной и летом 2001 года, тем легче будет войти на московский рынок компании Sonic Duo, тем большие шансы имеют «Сонет» и МСС.

«Идут лавины одна за одной...» В трудную минуту операторы ведут себя по-разному. Компания «Вымпелком» оперативно и честно признала факт апрельской аварии. МТС неоднократно подвергалась критике за неумение вовремя и публично извиниться перед клиентами в дни своих многочисленных неполадок. Впрочем, дело не в PR, а в менеджменте. В том, насколько точно спланирована сеть и насколько эффективно она эксплуатируется. «Качество сотовой связи зависит от многих факторов, – сказал корреспонденту «Ко» пожелавший остаться неназванным менеджер одного из крупнейших производителей телекоммуникационного оборудования. – Здесь важны топография базовых станций и их емкость (насколько плотно расставлены станции на территории города и какое количество абонентов в состоянии принять каждая станция – «Ко»). При строительстве сети оператор должен представить себе модель трафика. Если эта модель не совпадет с реальным положением дел, то возможны сбои в сети. Обычно сбои в сети происходят по следующему сценарию. Не дозвонился один абонент, другой... Они повторяют попытки снова и снова, тем самым увеличивая нагрузку на проблемный участок сети. К ним присоединяются другие абоненты. В результате в считанные секунды образуется «лавина»: число недозвонившихся абонентов растет как снежный ком. Что же касается сбоев не в сети, а в коммутаторе, то обычно эти аварии еще более серьезны». В московском офисе одного из крупнейших производителей телекоммуникационного оборудования на вопрос «Ко» о том, как часто «падают» сотовые сети в Европе, ответили: «Падают крайне редко, при этом европейские операторы из этих ситуаций выходят более красиво, чем российские». Вслед за сетями падают и акции компаний на Нью-Йоркской фондовой бирже (см. графики). Антон Погребинский комментирует: «Акции МТС и «Вымпелкома» падают. Причем «Вымпелком» круто падает... Но это никоим образом не связано с конкретной аварией – падение объясняется, во-первых, общим положением на западных фондовых биржах и, во-вторых, с неудачами «Вымпелкома» в поисках стратегического инвестора для развития своих региональных лицензий.

Хроника падений МТС 3 августа 2000 года в 16.00 в сети МТС вышло из строя оборудование. Полностью сеть была восстановлена к 20.00. 12 августа появились проблемы у абонентов, находящихся за рубежом. Причиной, как объяснила компания, стало новое программное обеспечение Siemens, в результате установки которого и возникли неполадки. 15 декабря в 16.25 на нескольких контроллерах МТС в Центральном и Юго-Западном районах Москвы произошел сбой программного обеспечения в связи с запуском в опытную эксплуатацию технологии GPRS. Для возобновления нормальной работы сети потребовалось более пяти часов. 28 декабря 2000 года были перебои в северной части Москвы. Работоспособность сети была восстановлена только к полудню следующего дня. 23 января 2001 года начиная с 18 часов 50 минут наблюдались сбои в работе одного из пяти центров коммутации Siemens, приведшие к тому, что часть абонентов МТС испытывала проблемы со связью, SMS и международным роумингом. Неполадки были полностью устранены только к 03.30 ночи. ПЗ «Вымпелком» Первый сбой произошел в тот период, когда компания объявила о переходе к «стратегии тотального качества» – 30 января 2001 года. Абоненты сети «Би-Лайн GSM» не могли звонить и принимать звонки в течение получаса в центре Москвы. Последние по времени неполадки в сети «Би-Лайн GSM» были зафиксированы 3 апреля 2001 года. Согласно официальному заявлению, они были вызваны сбоем программного обеспечения. Проблемы возникли около 15.00 и были устранены в 17.20.

Еще по теме