Top.Mail.Ru
архив

Новейшая география

Жестока судьба к малым странам. Сколько пришлось им претерпеть, будучи вассалами так называемой советской империи. Освобождение пришло с перестройкой Михаила Горбачева. Он понимал, что империи приходит конец, и пытался ее реформировать, но потерпел поражение.

По другой общеизвестной версии малые страны были освобождены Римским Папой-поляком, который без помощи ракет и авианосцев положил конец господству «Империи зла» (любимое определение Рональда Рейгана).

Существует еще и третья версия, по которой бывшие сателлиты СССР спасла Америка. Не силой оружия и не благодаря своим высоким технологиям. Спасение пришло в виде американских товаров, американского телевидения, рекламы и поп-музыки с Брюсом Спингстином, Мадонной, а также фильмов голливудской «фабрики грез». Как бы там ни было, Варшава и Будапешт, Прага и Бухарест, Братислава и Любляна, Вильнюс и Кишинев решили, что они наконец-то сбросили иго Востока и на всех парусах устремились к Западу.

 К Западу ли? Здесь их ожидал любопытный сюрприз. Дело в том, что Запада с заглавной буквы «З» больше не существует. Остался тот запад, где каждый вечер заходит солнце, но это, как говорится, из другой оперы. На месте Запада образовалась дыра, расщелина, пропасть. По одну сторону разлома Западная Европа, по другую – Америка. Снаружи, из окопов советской империи, они казались одним целым, а при ближайшем рассмотрении выяснилось, что это далеко не так. Более того, отношения между ними далеко неоднозначны и мало напоминают дружеские.

Какое разочарование! Вместо того чтобы предаться благодатной свободе, опять приходится выбирать, к кому податься в вассалы.

Бывшие сателлиты советской империи рассудили, что им выгоднее принять сторону Америки, нанеся таким образом сокрушительный удар по единству Европы. С благословения Вашингтона они были приняты в НАТО, где сразу же заняли проамериканскую позицию, вследствие чего была похоронена идея о создании в Европе своих оборонительных структур, которые отличались бы от Североатлантического альянса. Новоприбывшие, демонстрируя свою верность США, призвали защитить их от российской угрозы, которой в реальности, на мой взгляд, не существует. Однако прошлое оставило горькую память, а поэтому антироссийские настроения, (а отчасти и стремление взять реванш у бывшей империи) пока еще очень сильны. На сегодняшний день выходит, что НАТО стала более проамериканской, чем десять лет тому назад.

Кроме того, и Европейский Союз стал более «американским», чем был в 1991 году. Вашингтон оказывает серьезный нажим на Европу, чтобы ЕС принял в свои ряды Турцию, (которая, напомним, входит в НАТО). Пока Парижу и Берлину удается противостоять этому давлению, но скоро членами Евросоюза станут все экс-сателлиты СССР, которые будут, несомненно, придерживаться курса США – ведь своего-то у них нет.

В этом можно убедиться на примере иракского кризиса, когда восемь новых кандидатов на вступление в ЕС безоговорочно поддержали «американскую» фракцию (которую возглавляет трио Блэр – Берлускони – Азнар), противостоящую другой группировке, ведомой Шираком и Шредером.

Восточная Европа всеми силами пытается как можно дальше отодвинуться от своего северо-восточного соседа, который, к ее великому сожалению, остается на своем прежнем месте. Ведь география не подвластна политической конъюнктуре, а целым государствам и народам не перелететь через Атлантический океан.

Можно, однако, предложить альтернативное решение: почему бы восточноевропейским странам не войти непосредственно в Соединенные Штаты? Кое-кому придется, конечно, потратиться, чтобы на известном звездно-полосатом флаге стало несколькими звездочками больше. Зато в Европе появятся свои Соединенные Штаты. Соединенные Штаты Америки – вместо Соединенных Штатов Европы.

Еще по теме

архив
Банковская цивилизация
Последний месяц года – самый ответственный. От того, как банк его проведет и закроет свой итоговый баланс, зависит, как он будет выглядеть в глазах общественности весь следующий год. Отрадно, что практически ни один из крупнейших российских банков, список которых регулярно публикует «Ко», не пытался провести этот месяц как-то по-особенному: например, значительно увеличить размер собственного капитала или сделать более привлекательными показатели ликвидности. А ведь в предыдущие годы такое приукрашивание финансовых показателей было обычным делом. Не то чтобы банкиры стали более совестливыми. Ответственнее подходить к собственной отчетности их вынудили два обстоятельства: усиление надзорных требований Центробанка и стремление выглядеть более цивилизованно перед потенциальными инвесторами.
Банковская цивилизация