Top.Mail.Ru
архив

Осада ICN

Бурное развитие восточноевропейских демократий сулит не только легкие деньги от быстроразвивающихся рынков, но и тяжелые проблемы. Пример американской компании ICN, крупнейшего игрока на рынке фармпрепаратов стран - бывших членов СЭВ в данном случае кажется почти хрестоматийным.

Югославский политэмигрант Милан Панич основал компанию ICN Pharmaceuticals в 1960 году в Калифорнии. Ветер перемен вернул Панича на родину, где он успел побывать премьер-министром вырвавшейся из оков коммунизма страны, а в 1991 году ICN приобрела контроль над крупнейшим в Югославии белградским предприятием «Галеника». С тех пор дела ICN пошли в гору. Обширные рынки бывших соцстран, в том числе и России, позволили ICN увеличить объем продаж в период с 1994 по 1997 год более чем в два раза. В позапрошлом году объем продаж ICN достиг $752,2 млн, из которых более $200 млн обеспечила Югославия. Восточноевропейские рынки, и особенно Россия, стали безусловной опорой ICN. Что и говорить: год назад компания перенесла свой европейский офис из Белграда в Москву, а президент ICN Панич предрекал российскому фармрынку семикратный рост в ближайшие двадцать лет - с $3 млрд до $20 млрд. Значимость России, где компания приобрела несколько крупных фармзаводов, для ICN подчеркивается избранием бывшего министра иностранных дел Андрея Козырева в совет директоров компании.

Первый удар с Востока ICN получила вместе со всем миром 17 августа. Обеспокоенные будущим российского рынка (который вместе с остальной Восточной Европой давал половину всех доходов ICN), инвесторы начали сбрасывать акции фармацевтической компании. За неделю ценные бумаги ICN подешевели на 21%. 1998 год стал черным для компании - еще в мае акции ICN стоили $52, а в сентябре их покупали за $14. Для американской корпорации, работающей в 90 странах мира, это чудовищная трагедия.

Второй удар - пусть не столь молниеносный - нанес по ICN затянувшийся американо-югославский конфликт, в котором американский гражданин Панич поддерживает своих могущественных соотечественников. В конце прошлого года ICN отказалась поставлять медикаменты правительственным учреждениям Югославии (кстати, основным своим потребителям на местном рынке) на том основании, что бюджетные организации задолжали ни много ни мало $176 млн. Несколько дней назад, как раз перед началом переговоров официального Белграда с косовскими албанцами во французском замке Рамбуйе, власти решили усугубить конфликт.

В субботу 6 февраля в 8.30 по местному времени около 200 вооруженных полицейских подошли к заводу «Галеника» с целью восстановить государственное управление. По мнению югославских властей, ICN не выполнила условий приватизации фабрики, оплатив лишь часть требуемой суммы. Исходя из этого, госорганы пересчитали долю американской компании в «Галенике», сократив ее с 75% до 35%, и заочно избрали новое руководство фабрики.

Полицейских встретили охрана предприятия и его работники, которые отказались пускать кого бы то ни было на территорию завода, и уж тем более к руководству предприятия. Тем не менее полиция арестовала финансового директора фабрики и провела обыски у трех вице-президентов компании. В ответ 2000 сотрудников - подавляющее большинство персонала «Галеники» - отказались работать на осажденном югославскими властями предприятии до тех пор, пока оно не будет возвращено в управление американцам. «Это чушь, - говорили официальные лица ICN о претензиях югославских властей. - Это чисто политическая акция».

Сейчас «Галеника», формально находящаяся в управлении югославских властей, работает лишь частично. ICN подала в суд на местные власти с требованием аннулировать решение о переходе части акций в собственность Югославии, а также возместить ущерб, который ICN оценивает в $500 млн.

Судьба югославского предприятия ICN, похоже, будет целиком зависеть от развития конфликта в Косове. Таков путь политизированного бизнеса Милана Панича. Остается надеяться, что пять российских заводов югославского политэмигранта никто осаждать не будет. Ведь в массовом сознании ICN, чьи торговые марки знакомы нам с советских времен, отнюдь не самая американская из американских компаний.

Еще по теме