От коровы до автомобиля
Когда в 1999 году создавали компанию DeltaLeasing (ныне – Europlan), лизингового бизнеса в России практически не было. Руководству инвестиционного фонда Delta Capital пришлось доказывать, что этот бизнес вообще возможно вести в России. Сегодня Europlan контролирует 15% лизинга автомобилей.
Термин «лизинг» до сих пор у многих вызывает неоднозначную реакцию. Это и неудивительно: что за ним скрывается, слабо понимают не только обыватели, но и многие представители бизнеса. Можно себе представить реакцию феров, когда в прошлом году чиновники стали активно предлагать им взять в лизинг не только сельхозтехнику, но и племенной скот – как-никак тоже средство производства. Как рассказали «Ко» в «Росагролизинге», компанию просто завалили запросами на предоставление в лизинг крупного рогатого скота. Фермеры посчитали, что взять в лизинг – это то же самое, что купить, но оказалось, не тут-то было: договор предусматривал все до мелочей – от того, чем кормить корову, до того, как разводить. Мало кто из желающих взять животное в лизинг знал, что до окончательного расчета с лизинговой компанией корова не является его собственностью.
В отличие от фермеров, которые не сильны в финансах, предприниматели из других отраслей уже давно поняли, в чем преимущество лизинговой схемы: она позволяет экономить значительные суммы на налогах. Как уже было сказано, будь то корова, автомобиль, самолет или корабль, до расчета с лизинговой компанией они являются ее собственностью, а значит, тот, кто приобрел это имущество, не платит налог на него. Вопрос собственности на имущество является основным отличием лизинга от обычного кредита. Если банки часто требуют от своих должников предоставления залога, то лизинговым компаниям этого не нужно – имущество и так остается в собственности лизинговой компании, и в случае возникновения каких-либо проблем с оплатой нет необходимости его взыскивать. Лизинг – один из наиболее распространенных в мире способов долгосрочного финансирования бизнеса.
Бурное развитие лизинга в России началось после 1998 года. За прошедшее время на рынке появилось более сотни компаний, предоставляющих соответствующие услуги. В прошлом году объемы этого рынка преодолели планку в $5 млрд, и он продолжает прирастать почти на 40% ежегодно. При этом снижается стоимость услуг лизинговых компаний, которым удалось выйти на западные рынки капитала и привлечь более дешевые и длинные деньги. Стала проще процедура заключения сделки, снизился размер авансовых платежей, расширился перечень лизинговых программ и увеличились сроки финансирования. Эксперты полагают, что уже в ближайшие годы по популярности среди корпоративных клиентов лизинг станет сопоставим с кредитом. Но как начинался этот бизнес в России? Почему именно в 1990-е годы, когда все были ориентированы на получение прибыли в максимально сжатые сроки, кто-то заинтересовался вопросом долгосрочного финансирования, который тогда был не интересен даже банкам?
Смутные времена
«Идея создания компании родилась на основании того опыта, который был получен во время моей работы в фонде DeltaCapital, – рассказывает один из основателей, а ныне президент лизинговой компании Europlan Николай Зиновьев. – DeltaCapital в то время занимался кредитованием малого бизнеса, но он не мог напрямую обслуживать российских клиентов, так как не имел лицензии ЦБ, поэтому использовались банки-партнеры, которые получали от фонда деньги и технологии». «Проработав с 1995 по 1999 год по этой программе, я пришел к выводу: российские банки не настроены работать с малым и средним бизнесом. Собственные программы кредитования российских банков были недоступны и непрозрачны для обычного предпринимателя. Как результат, малый и средний бизнес жил вне банковской системы», – говорит Зиновьев. В то время все взаимоотношения малого и среднего бизнеса с банками строились на личных связях и «серых» схемах. Банки были заняты обслуживанием крупных предприятий, манипуляциями бюджетными средствами, управлением приватизированными активами, спекулятивными операциями на рынке FOREX и ГКО.
Между тем мелкий и средний бизнес, который, в отличие от крупного, создавался с нуля, без использования приватизированной собственности, зачастую был гораздо прозрачнее. «Я понял, что есть интересный рынок, этим рынком востребовано долгосрочное финансирование, – говорит президент компании Europlan. – Потребности малого и среднего бизнеса в краткосрочном финансировании закрывались услугами банков кое-как, а обычно удовлетворялись друзьями или членами семей самих предпринимателей». С этой инициативой Зиновьев обратился к своему работодателю – инвестиционному фонду Delta Capital.
Последний поначалу идею развития лизингового бизнеса всерьез не воспринял. Только после многократных переговоров и презентаций удалось взять у DeltaCapital незначительную сумму, чтобы «попробовать». «Мало кто верил, что лизинг может работать в России», – отмечает глава Europlan.
ВРЕЗ:
Europlan является одним из крупнейших игроков российского лизингового рынка. На данный момент компания открыла офисы в 26 городах и работает в 56 регионах Российской Федерации. Рост активов компании за 2005 составил 30% и превысил $120 млн. По результатам 2005 года Europlan стал одним из крупнейших корпоративных клиентов сразу нескольких автомобильных производителей – Mitsubishi, Renault и Ford.
КОНЕЦ ВРЕЗА
В 1999 году в Ростове-на-Дону появилась небольшая компания DeltaLeasing (впоследствии была переименована в Europlan), штат которой на тот момент состоял всего из нескольких человек, а объем портфеля инвестиций не превышал $500 000. Компания была создана за счет средств финансовой группы Delta Capital, которой и принадлежала.
Спустя всего полгода после открытия DeltaLeasing уже обладала ликвидным и качественным портфелем оборудования, переданного в лизинг местным предприятиям малого и среднего бизнеса. Масштабы региона уже не могли удовлетворить амбиций руководства компании, и в конце 1999 года DeltaLeasing открыла офисы в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
Бурный рост бизнеса требовал крупных, долгосрочных и желательно «дешевых» инвестиций, которые могли прийти лишь из-за границы. Руководство DeltaLeasing понимало, что для успешного сотрудничества с иностранными финансовыми институтами требовалось создать максимально прозрачный и понятный для партнеров бизнес. В итоге было принято решение ввести международные стандарты финансового учета – US GAAP. С 2000 года компания Europlan проходит ежегодный аудит в PricewaterhouseCoopers. «На тот момент это были для нас громадные расходы, но мы на них осознанно пошли, потому что понимали, что без этого нет будущего», – поясняет Зиновьев.
В том числе и благодаря введению международных стандартов учета уже через два с небольшим года после открытия DeltaLeasing удалось привлечь первый иностранный кредит. В 2002 году компания получает $10 млн от Европейского банка реконструкции и развития. «Нам удалось убедить иностранных кредиторов предоставить финансирование благодаря нашей страсти к лизингу, заразительной энергии и безудержной вере в успех своей компании. И наши партнеры, и мы, несомненно, очень рисковали, но, как потом оказалось, это было сделано не зря», – рассказывает глава компании. Впоследствии компании удалось привлечь кредитные ресурсы от ряда крупных финансовых организаций и банков, таких как Международная финансовая корпорация (IFC), входящая в Мировой банк, US ExImBank и Черноморский банк реконструкции и развития.
Новый собственник
Уже в 2003 году компанией DeltaLeasing заинтересовались крупные западные инвесторы, один из которых – фонд Baring Vostok Capitral Partners – сделал, по словам Николая Зиновьева, «очень привлекательное предложение нашему бывшему акционеру (Delta Capital. – Прим. «Ко»), обеспечив ему достаточно высокую степень доходности на вложенный капитал». К тому времени собственный капитал Europlan достиг $15 млн, увеличившись с момента основания DeltaLeasing в несколько раз. После смены собственника руководством было принято решение «отделить» себя от группы Delta Capital, создав уникальный собственный бренд. Так в 2004 году возникло название Europlan.
Через год у компании появился второй акционер. Capital International, международная компания, управляющая фондами прямых инвестиций, купила миноритарный пакет акций Europlan. Одной из причин привлечения дополнительного инвестора стало то, что он выделил деньги на покупку основного на тот момент конкурента Europlan на рынке автолизинга – «Рольф-лизинг» (ЗАО «Фирма Кельвин»). «С помощью средств, полученных от второго акционера, мы получили возможность осуществить эту сделку, тем самым сделав нашу компанию «номером один» на рынке автолизинга как по количеству автомобилей в парке, так и по объему сделок», – говорит Николай Зиновьев.
ВРЕЗ:
К началу 2006 года размер собственного капитала компании Europlan составил $34 млн, по этому показателю она вошла в пятерку крупнейших компаний в отрасли.
КОНЕЦ ВРЕЗА
В феврале 2006 года Europlan стала первой компанией на отечественном лизинговом рынке, которой удалось привлечь долгосрочный международный синдицированный кредит в размере $40 млн. Организатором кредита выступил Европейский банк реконструкции и развития, участие в предоставлении займа приняли Standart Bank, Anglo-Romanian Bank, CordiantCapitalBank, FirstBank и другие. «В ближайшее время Europlan планирует выйти на международный рынок для привлечения более значительных сумм долгового финансирования как через инструменты синдикации, а также для секьюритизации лизингового портфеля», – отмечает президент Europlan.
В ожидании передела
«По оценкам наших конкурентов, нам принадлежит около 15% московского рынка автолизинга. Мы не знаем, насколько точна эта оценка, но в любом случае мы стремимся обладать самой крупной долей рынка автолизинга в России», – говорит Зиновьев. «Я не знаю, откуда берутся эти цифры, ведь никаких официальных данных нет. Как в этом случае можно подсчитать долю рынка?» – заявил замгендиректора ООО «Фольксваген Груп Финанц» Владимир Мартюков. Кстати, компанию ООО «Фольксваген Груп Финанц» Europlan называет в числе основных конкурентов. «Исторически так сложилось, что Europlan – одна из крупных компаний на рынке автолизинга, в наибольшей степени этому способствовало приобретение «Рольф-лизинга», – продолжает Мартюков.
«Мы будем строить программы сотрудничества как с производителями автотранспортных средств, так и с их крупнейшими дилерами. Мы будем развивать свою дистрибуцию, наращивая численность собственных офисов продаж, а также с помощью агентской сети», – продолжает делиться планами Зиновьев. Однако замгендиректора ООО «Фольксваген Груп Финанц» полагает, что главное сейчас – не расширяться, а переходить на западные стандарты обслуживания: «То, что предлагается клиентам в России, в полном смысле слова лизингом назвать нельзя – это финансирование. На Западе лизинговая компания не только предоставляет имущество, но и обеспечивает весь комплекс обслуживания. В ситуации с автомобилем – это сервис и страхование». Мартюков полагает, что в скором времени начнется передел рынка лизинга, и те компании, которые сейчас занимаются традиционным, «российским» лизингом, постепенно будут сокращать свою долю, а в перспективе они смогут претендовать лишь на роль нишевых игроков.
Зиновьев ожидает обострения конкуренции на лизинговом рынке, это будет связано с выходом новых крупных игроков, представляющих интересы автопроизводителей. Конкуренция будет способствовать удешевлению продуктов и упрощению процедуры для конечного получателя. С каждым годом все больше компаний прибегает к услугам лизинговых фирм, констатирует глава Europlan, и тенденция, по его словам, сохранится. Для сравнения, в странах Восточной Европы доля лизинга в объеме капитальных вложений компаний составляет около 15%, а в развитых экономиках – 30%. Мартюков согласен с этой оценкой, по его словам, в перспективе до половины всех сделок по приобретению автомобилей должно приходиться на лизинговые схемы, сейчас доля лизинга не превышает 10%. «Машины в Европе практически всегда берутся в лизинг, дело не в удобстве, а в том, что это выгодно», – резюмирует замгендиректора ООО «Фольксваген Груп Финанц». Оценивая перспективы рынка, Зиновьев полагает, что в 1999 году, создавая компанию DeltaLeasing, он сделал правильную ставку.
Резюме Николая Зиновьева
Год рождения: 1973
Место рождения: Ростов-на-Дону
Образование: 2 высших
Профессиональный опыт:
1995 – 1999: вице-президент инвестиционного фонда Delta Capital
1999 – настоящее время: президент компании Europlan
Увлечения: художественная фотография
Что такое Europlan
Год основания: 1999
Сфера деятельности: лизинг автотранспорта, оборудования и недвижимости
Активы: более $120 млн
Структура собственности: основными акционерами являются фонд Baring Vostok Capital Partners и Capital International, их доли в своем капитале компания не раскрывает
Основные конкуренты:
«Райффайзен-лизинг», ООО «Фольксваген Груп Финанц», «Локат лизинг Россия»
Еще по теме







