Подлизанты
Писание открытых писем – российская традиция, и столь же традиционно деление этих посланий на два типа. Один предполагает выступление в защиту кого-то и чего-то либо протест против неких действий власти. Подписывали их обычно правозащитники. Другой стандарт – письма в поддержку этих самых действий. Авторами последних, как правило, являлись передовые трудящиеся, отдельные трудовые коллективы, а также специально назначенные представители культуры и науки, желательно Герои Соцтруда и обладатели прочих социалистических знаков отличия. У данного типа писем, заметим, традиции не менее яркие, если вспомнить коллективные обращения 1930-х годов, переходящие в более поздние классические строки «сам я Пастернака не читал, но считаю…» Время несколько изменило социальный состав авторов, размыло и сделало практически неидентифицируемым понятие «интеллигент», но вполне сохранило основной принцип разделения. О втором типе жанра писем и идет речь.
Практически сразу вслед письму журналиста и писателя о том, что МБХ надо судить, но не за то, за что судили, а за другое, в только что сменивших владельца «Известиях» опубликовано письмо группы деятелей науки и культуры, поддерживающих процесс над ЮКОСом, и, главное, призывающих не обращать внимания на происходящее в стране.
Конечно, нельзя не признать, что разгром ЮКОСа радостно поддержало значительное число жителей России, но это представители не самой перспективной ее части, потому хотя бы, что это в первую очередь те, кто не приобрел привычки думать самостоятельно. Написавшие в «Известия», разумеется, относятся к другой категории граждан – образованной и, разумеется, умеющей мыслить. Что они думают на самом деле, сказать сложно, поскольку коллективные письма такого рода не предполагают, что составляют их те, кто подписывает. Возрождение традиций подобных коллективных писем само по себе событие довольно печальное: оно означает воскрешение старых привычек советских времен.
Можно, конечно, посоветовать авторам перечитать шварцевского «Дракона», либо не менее полезных в этом отношении «Носорогов» Эжена Ионеско, поясняющих, откуда берется и чем поддерживается авторитаризм и диктатура. Но авторы уже люди взрослые и, видимо, свой литературный вкус уже сформировали. Да и речь, собственно, не о них.
Появление подобного произведения позволяет констатировать, что теперешнее информационное прикрытие проводится с той же неимоверной тонкостью, как и сама операция по силовому отъему собственности и устранению политических противников. Процесс ведь закончен, приговор вынесен. Зачем теперь-то организовывать письма в поддержку действий власти? Те, кто радуется посадке олигарха, и так радуется. Те, кто знает бенефициаров процесса, знают и цену всем официальным объяснениям. У кого есть собственные мозги, а также глаза и уши, вполне в состоянии оценить, насколько хорошо купечеству при теперешнем правлении и как надежно бизнес защищен от коррупции и бюрократической диктатуры. Бегущий естественным порядком капитал подобные письма вообще в расчет не принимает, как и капитал, откладывающий свой приход в ожидании более приемлемых и стабильных условий. Если для таковых гарантий пока видимо не хватает не только правительственных заявлений, но и личных президентских, то кто будет обращать внимание на подобные письменные уверения в лояльности?
Вот и получается, что пишут непонятно кому и столь же непонятно для чего. То ли из любви к жанру, то ли, что, конечно, печальнее, из стремления этот самый жанр сохранить в рабочем состоянии. Видимо, скоро опять пригодится.
Еще по теме





