Top.Mail.Ru
архив

Политическая осень-99: итоги избирательных кампаний

Эта публикация завершает цикл совместного проекта агентства PRimum Mobile и еженедельника "Компания". Выборы в Госдуму состоялись, результаты известны. Теперь можно попытаться подвести итоги избирательных кампаний различных блоков, оценить их эффективность. На самом деле выборы еще не закончены - они только начинаются. И наш рейтинг подтвердил, что президентская гонка стартовала намного раньше думских кампаний. Более того, стратегии и сценарии PR-кампаний ряда блоков, а также PR-кампаний против отдельных партийных объединений явно были написаны под предстоящие президентские выборы. Поэтому в следующем году "Рейтинг предвыборных PR-мероприятий" будет продолжен. Надеемся, что он будет не менее интересным, чем завершающийся.

Главная особенность состоявшихся выборов в Государственную Думу - острая "внутривидовая" борьба между родственными партийными объединениями. Для некоторых это была борьба за кусок электората, как, например, для СПС и "Яблока", а для кого-то - реальной борьбой за власть (пусть и на дальних пока подступах к Кремлю). Этим предопределялась разная степень жесткости предвыборных схваток.

На этом фоне ничто не мешало развернуться другим блокам, не претендовавшим на монополию власти или на чей-то определенный и довольно узкий электорат. Но далеко не всем - вернее, мало кому удалось это сделать. Из числа удачливых, наверное, можно назвать Жириновского, который использовал свой шанс на все 100% попасть в Думу, хотя еще за месяц-полтора до выборов мало кто называл ЛДПР в числе "проходных" партий.

Но все-таки главной сенсацией выборов, по общему мнению, стал успех двух избирательных объединений: "Единство - Медведь" заняло второе место (проигрывая КПРФ с минимальным отставанием и значительно опережая своего основного соперника - ОВР), а "Союз правых сил" не только преодолел пятипроцентный барьер, но и обогнал "Яблоко" и ЛДПР.

В чем причина столь неожиданных результатов выборов? Мы не будем оригинальны, если скажем, что это итог удачной кампании премьера Владимира Путина и весьма результативной кампании против блока "Отечество - Вся Россия" и его лидера Юрия Лужкова. Два с половиной месяца наблюдений за предвыборными PR-мероприятиями дают нам достаточно материала для того, чтобы проиллюстрировать причины успеха "Единства" и СПС.

Состав первой тройки кампаний, лидирующих в рейтинге PR-мероприятий, одинаков - согласно оценкам как профессионалов, так и "народных экспертов". Но вот очередность этих кампаний в первой тройке, составленной профессионалами, отличается от "народной" тройки, что свидетельствует о многом. Эксперты-профессионалы оценили приоритеты в пропагандистской политике Кремля и правительства в период избирательной кампании и представили первую тройку таким образом: кампания премьера Владимира Путина; кампания против ОВР и Лужкова; кампания в поддержку действий федеральных войск в Чечне.

"Народные эксперты" расставили приоритеты по-своему, назвав те же кампании, но в другом порядке (Чечня, Путин, кампания против ОВР и Лужкова).

Достаточно очевидно, почему на первое место "народные эксперты" поставили Чечню. Это главная болевая точка прошедшей осени. А потому и кампания Путина воспринималась населением в октябре - ноябре как кампания сильного премьера, у которого хватило мужества пойти на силовое решение чеченской проблемы. Новая чеченская война и позиция премьера - наиболее очевидные интересы населения в ходе думской кампании. Все остальные темы - пройдут ли правые, не потеряют ли часть своих голосов коммунисты и, наконец, выстоит ли под напором компромата и критики ОВР - избирателю навязаны. Он просто не мог уйти от них, хотя темы эти изначально интересовали избирателей в гораздо меньшей степени. То, что в данной ситуации кампания против ОВР в восприятии избирателей смогла выйти на третье место - достаточно большой для ее вдохновителей успех. Как считает один из постоянных экспертов нашего рейтинга - руководитель центра политического консалтинга "Никколо М" Игорь Минтусов, рейтинг выявил тот факт, что среди кампаний основных претендентов на места в Думе первенство прочно удерживает кампания, построенная на негативе и контрпропаганде, - кампания против ОВР. Все остальные позитивные кампании - СПС, ОВР, "Единства" и т.д. - остались далеко позади.

Сейчас, когда выборы уже состоялись, достаточно просто сопоставить итоги голосования с результатами рейтинга PR-мероприятий. Ведь, голосуя за "Единство", избиратель по существу отреагировал сразу на три PR-кампании, занявшие первые места в рейтинге (против ОВР, в поддержку Путина и действий федералов в Чечне). Заметим при этом, что, по оценке профессиональных экспертов, в четырех из пяти представленных дополнительных номинаций рейтинга (см. таблицу "Дополнительные номинации") были обозначены акции и PR-кампании против блока ОВР. При такой мощной поддержке - информационный фон на первом и втором телеканалах, активная кампания против ОВР, растущий рейтинг премьера и продолжение им военной операции в Чечне - кампания самого "Единства" ничем особенным не выделялась. Более того, по оценкам экспертов, она постоянно уступала PR-кампании ОВР. Согласно оценке профессионалов, кампания "Единства" даже не смогла войти в первую пятерку рейтинга и заметно отстала от кампании другого триумфатора - СПС. И это несмотря на то, что в последние три-четыре недели "Единство" заметно повысило свою активность: Шойгу постоянно летал в Чечню, встречался с беженцами, а на ролики и наружную рекламу были потрачены немалые средства.

Как это ни парадоксально, но по итогам общего рейтинга PR-мероприятий "Единство" уступает проигравшему конкуренту - ОВР. Но если проанализировать отдельно итоги PR-кампаний за последний месяц перед выборами, который во многом предопределил итоги голосования, ситуация существенно меняется. В ноябре - начале декабря кампании ОВР и "Единства" все-таки поменялись местами в рейтинге: "Единство" заняло шестое место, а ОВР - седьмое. Что вполне закономерно: на протяжении всего периода наблюдений кампания ОВР почти всегда проигрывала кампании, которая велась против блока. К концу ноября - началу декабря это стратегическое поражение стало еще более очевидным.

Успех СПС, жестко конкурировавшего с "Яблоком", был более прогнозируем, нежели исход борьбы за избирателя ОВР и "Единства". В отличие от достижений "Единства" очевидный успех СПС - заслуга самого блока, правильно построившего избирательную кампанию, которая постепенно набирала темп и не была лишена оригинальных ходов. Ну и конечно же СПС выбрал удачную политическую стратегию, позволившую блоку в решающий момент получить еще и мощную поддержку со стороны Кремля и правительства. На протяжении всего периода составления нашего рейтинга кампания СПС получала более высокие оценки профессионалов (за исключением старта: в конце сентября - начале октября кампании СПС и "Яблока" велись с одинаковой активностью, но затем "правые силы" начали стремительно опережать "яблочников"). Несколько по-другому менялась "народная" оценка этих кампаний. Довольно долго избиратель вообще не замечал активности "Яблока", за исключением некоторых ее всплесков. За месяц до выборов, когда "Яблоко" наконец включилось в борьбу, СПС уже стабильно получал более высокие баллы и действовал намного активнее и агрессивнее. Наконец, "Союзу правых сил" удалось мобилизовать ту часть электората, которая раньше участия в выборах почти не принимала: молодежь, часть среднего поколения. "Яблоко" этого сделать не смогло, да к тому же допустило ряд просчетов. Например, запустив в эфир рекламу, нацеленную совсем не на своего избирателя, которая, вероятно, дезориентировала граждан, готовых голосовать за Явлинского. Кроме того, СПС очень удачно провел концовку избирательной гонки: с 15 ноября по 18 декабря PR-кампания СПС была наилучшей из кампаний всех блоков и даже вошла в тройку "призеров".

Конечно, "Яблоко" тоже прилагало серьезные усилия для финишного рывка. На завершающем этапе активность лидеров объединения была очень высока: региональные поездки Сергея Степашина и Григория Явлинского, плотная информационная поддержка кампании Степашина и "Яблока" в Санкт-Петербурге. Были у "яблочников" и безусловные находки. Например, благодаря иску "Яблока" были отменены намечавшиеся на 19 декабря досрочные выборы губернатора Санкт-Петербурга. Но на финише "Яблоку" не хватило благосклонности власти. Впрочем, у последней всегда есть пасынки. "Яблоко" на этих выборах, по-видимому, попало как раз в их число - возможно, это реакция власти на недостаточную лояльность Явлинского к Белому дому и Кремлю. Впрочем, это не мешало Кремлю использовать "Яблоко" в своих целях - например, в рамках кампании против ОВР, - и тогда "яблочники" получали все, что необходимо для раскрутки.

Кампания блока Жириновского в отличие от всех перечисленных выше не нацеливалась на соперничество с определенным конкурентом. Главным оппонентом ЛДПР стал Центризбирком, который сделал неплохую рекламу ЛДПР, предоставив обиженному Жириновскому массу возможностей апеллировать к избирателям. Абсолютная лояльность ЛДПР по отношению к власти открыла Жириновскому доступ на все информационные каналы. Конечно, необходимо признать некоторые заслуги и самого лидера ЛДПР: он стал более вменяем, а потому и зван в эфир. Ноябрьская активность Жириновского и скандал с последовательным исключением и восстановлением регистрации ЛДПР мобилизовали достаточно устойчивый электорат этой партии. Кроме того, регистрация ЛДПР стала своеобразным ключом к возможной отмене выборов в случае поражения прокремлевских блоков или совершенно не устраивающих Кремль результатов выборов. Очевидно, например, принципиальное согласие ЛДПР в случае необходимости поднять вопрос о нарушениях в ходе избирательной кампании. В итоге ЛДПР несколько потеряла в голосах по сравнению с прошлыми выборами, но в целом добилась нужного результата.

Еще раз заметим, что мы оцениваем провал или успех кампаний партий и блоков не с точки зрения достигнутых ими результатов на выборах, а с точки зрения эффективного использования того потенциала, которым это объединение располагало на старте думской кампании. Именно поэтому к проигравшим помимо НДР мы относим заметно ослабевшее "Яблоко" и потерявшую свой статус лидера нижней палаты КПРФ.

Нынешняя кампания по сравнению с прошлыми думскими выборами стала для НДР серьезным, хотя и легко прогнозируемым провалом. Лишившись административного ресурса, поддержки значительного количества губернаторов, ранее входивших в руководство движения, НДР практически не оставил для себя шансов на победу. В принципе при жесткой PR-кампании блок имел некоторые шансы пройти в Думу, но убедительных попыток сохранить хотя бы тот электорат, который уже голосовал за НДР и симпатизировал движению, сделано не было. По крайней мере сам электорат этих попыток не заметил. PR-кампания НДР крайне редко фигурировала в нашем рейтинге - зачастую из-за отсутствия событий, акций и мероприятий ее просто невозможно было выявить. Еще реже обращали внимание на кампанию "народные эксперты".

Несколько по-другому на этом фоне смотрится экспертная оценка кампании. Эксперты, хотя и критиковали лидеров движения за слабую и незаметную кампанию, ставили тем не менее в последний месяц НДР "двойки" и "двойки с плюсом". По мнению обозревателя газеты "Время МН" Ирины Ясиной, НДР - тот случай, когда PR-кампания может быть неплохой, достаточно профессиональной, но блок при этом не имеет ни малейшего шанса на успех. Тяжеловес Черномырдин способен потопить какую угодно рекламу, а "молодой Рыжков" просто не в состоянии вытянуть всю кампанию в одиночку. Возможно, одна из ошибок НДР заключается в том, что Черномырдин остался "снаружи пирамиды". Представьте себе результаты СПС, если бы первым номером в их списке стоял Гайдар или Чубайс, который намеренно держался в тени почти все время (за исключением последнего этапа предвыборной гонки).

Итог подобной PR-кампании закономерен: НДР на выборах в Думу набрал немногим больше одного процента голосов, а в рейтинге PR-мероприятий кампания НДР оказалась во второй десятке.

Кампания КПРФ вовсе не вошла в итоговую таблицу рейтинга. КПРФ традиционно использует иные рычаги, нежели проведение дорогостоящей PR-кампании. Политическая рекламная кампания КПРФ была малозаметна на фоне гиперактивности "Единства", ОВР и СПС. Кампания КПРФ крайне скупо обсуждалась как экспертами-профессионалами, так и "народными экспертами". Профессионалы не останавливались подробно на оценке КПРФ, поскольку у коммунистов попросту отсутствовала классическая PR-кампания. "Народные эксперты", даже если среди них и попадались сторонники КПРФ, выбирали коммунистов не по их кампании, а сообразуясь с ностальгией по "светлому прошлому" и ориентируясь на название партии. Хотя было бы весьма любопытно понаблюдать, чего смогли бы добиться коммунисты, используй они грамотно построенную PR-кампанию?

Кремль, занятый главным образом борьбой с ОВР и с угрозой формирования в Думе левоцентристского большинства, уделял коммунистам до обидного мало внимания. А потому коммунистам удалось получить свои голоса, и даже несколько улучшить свои показатели по сравнению с выборами-95. КПРФ вновь пришла к финишу первой, но на сей раз уже утратила свое положение монополиста в Госдуме. Если на прошлых думских выборах разрыв между лидером (КПРФ) и вторым номером (ЛДПР) составлял около 11% голосов, то теперь "Единство" почти догнало КПРФ. Мобилизовав весь свой электорат, коммунисты, как оказалось, ушли от результата "Единства" совсем недалеко.

Итоговая оценка кампаний экспертами-профессионалами

Кампании27.09-10.1011-14.1025-31.101-7.118-14.1115-21.1122-28.1129.11-5.126-12.1313-19.12Сумма баллов за всю кампа-ниюСумма баллов за послед-ний месяц (15.11-18.12)Итого-вая оценка кампа-ний
1 Путин 3,7 4 4,1 3,88 4,1 3,62 4,22 3,9 4,23 4,12 39,87 20,09 4,58
2 Против ОВР и Лужкова 2,1 3,9 3,1 3,38 4 4 4,28 4,27 4,15 4,23 37,41 20,93 4,23
3 Чечня 3,9 3,7 3,6 3,53 3,6 2,85 3,47 3,4 3,65 3,54 35,24 16,91 3,92
4 СПС и Кириенко 2,2 2,3 2,6 2,24 2,7 3,08 3,44 3,24 3,69 3,88 29,37 17,33 3,73
5 ОВР 2,1 2,1 3,6 2,53 2,9 2,77 2,89 3,23 3,31 3,04 28,47 15,24 2,69
6 Примаков 2,1 3,8 3,5 2,71   3,08 3,19   3,08 2,85 24,31 12,2 2,88
7 "Единство" и Шойгу 2,6   1,9 1,59 1,5 2,54 3,18 3,13 3,31 3,65 23,4 15,81 3,54
8 Лужков 2,3 1,9 2,6 1,94   2,46 2,75 2,91 3 2,92 22,78 14,04 2,35
9 Шойгу 2,4 2,1 2,6 2,76   2,85 2,56 2,8   3 21,07 11,21 3
10 ЛДПР   3,1       2,46 3 3,93 3,62 3,81 19,92 16,82 3,54
11 "Яблоко" 2,1 2,7 2,4 1,53   1,85 2,41   2,54 2,15 17,68 8,95 1,92
12 Против "Единства" и Шойгу 2,4         2,15 2,47 2,6 2,27 2,15 14,04 11,64 1,96
13 НДР   1,5       2 2,56 2,62   1,23 9,91 8,41 1,35

НоминацииPR-акции и кампании за весь период избирательной кампании
Находка 1. Кампания Владимира Путина2-3. Предвыборная кампания Сергея Шойгу2-3. Слоган "Отечество не выбирают"
Контрпропаганда 1. PR-кампания против Юрия Лужкова и ОВР2-3. Освещение событий в Чечне и международные аспекты проблемы2-3. Заявления лидеров ОВР о попытках подкупа их кандидатов
Слух 1. Слух о блокировании ОВР и КПРФ2. Слух о создании предвыборного штаба Путина
Черный PR 1. "Сериал" Доренко против ОВР и Лужкова
Скандал 1. PR-кампания против Юрия Лужкова2-3. Отключение Доренко и Сванидзе в Башкирии2-3. Решение ЦИК о регистрации ЛДПР и исключении из ее списков Жириновского

Профессиональными экспертами рейтинга выступали:

  • С.А. Авдеенко, зав. отделом политики журнала "Итоги";
  • А.А. Андреев, пресс-секретарь фракции КПРФ;
  • С.Д. Беленков, начальник управления по связям с общественностью мэрии Москвы;
  • А.Ю. Борисов, президент Российской ассоциации по связям с общественностью;
  • И.М. Бунин, руководитель Центра политических технологий;
  • М.Ю. Виноградов, обозреватель газеты "Русская мысль";
  • А.К. Гнатюк, президент "ИМА-консалтинг";
  • Д.Д. Дегтяренко, главный редактор информационно-аналитического бюллетеня "Новости СМИ";
  • В.А. Евстафьев, президент рекламной группы "Максима";
  • Б.Л. Еремин, главный редактор журнала "Советник";
  • А.Е. Загрядский, исполнительный директор Ассоциации российских банков;
  • М.Л. Ковальский, главный редактор еженедельника "Коммерсантъ-Власть";
  • М.М. Кожокин, главный редактор газеты "Известия";
  • Н.И. Кротов, руководитель службы по связям с общественностью телерадиокомпаний "Прометей";
  • З.Э. Ларькина, генеральный директор информационного агентства AK&M;
  • Н.А. Мандрова, руководитель пресс-службы избирательного блока ОВР;
  • В.А. Мау, руководитель Рабочего центра экономических реформ при правительстве РФ;
  • И.Е. Минтусов, председатель совета директоров центра политического консалтинга "Никколо-М";
  • В.В. Моисеева, генеральный директор агентства "Имиджленд";
  • А.В. Нискин, директор по развитию агентства "Михайлов и партнеры";
  • В.З. Пилия, креативный директор агентства "Тайный советник";
  • А.П. Ситников, президент консалтинговой группы "Имидж-контакт";
  • А.П. Торшин, заместитель генерального директора Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО);
  • В.А. Фадеев, главный редактор журнала "Эксперт";
  • Г.Г. Ханов, президент холдинга Publicity;
  • А.А. Чеснаков, директор Центра политической конъюнктуры России;
  • И.Е. Ясина, обозреватель газеты "Время МН".

Еще по теме