Top.Mail.Ru
архив

Позади Москва

 

ВТБ, Банк Москвы, Андрей БородинОпальный олигарх Борис Березовский уже поспешил заявить о том, что Андрей Бородин скрывается в Великобритании от сотрудников российских спецслужб и может попросить политического убежища. Тем временем источники в российских правоохранительных органах полагают, что господину Бородину, возможно, предъявят заочное обвинение по уголовному делу о мошенничестве. Речь идет о кредите, который выдал Банк Москвы ЗАО «Премьер Эстейт» на сумму 13 млрд рублей. По мнению следствия, обращаясь с заявлением о выдаче кредита, ЗАО «Премьер Эстейт» не имело намерений «и реальной возможности исполнения обязательств по договору». Такой вывод делается на основании того, что предметом залога были акции «Премьер Эстейт» стоимостью 10 тыс. руб., а на его расчетном счете отсутствовали денежные средства, достаточные для обеспечения обязательств по договору.

Уже после отъезда господина Бородина с резкой критикой в адрес топ-менеджмента Банка Москвы выступил глава ВТБ Андрей Костин. Он назвал беспределом происходящее в Межпромбанке, Славянском банке, ВЕФКе, а также причислил к этой категории и Банк Москвы. МПБ и «Славянский» в прошлом году лишились лицензии и объявлены банкротами, в ВЕФКе ситуация тоже была на уровне предбанкротной, но приняли решение о его санации. Между тем к Банку Москвы ЦБ публичных претензий никогда не высказывал. «Я думаю, что тот беспредел, который мы последний год наблюдали в Межпромбанке, в Банке Москвы, Славянском, ВЕФКе, — это отчасти оттого, что функция надзора не выполнялась в той мере, в которой должна быть», — заявил Андрей Костин. Эксперты удивлены тем, что глава ВТБ включил в этот список и Банк Москвы, они полагают, что это связано скорее с кредитом, который в конечном итоге оказался на счетах супруги бывшего московского мэра госпожи Батуриной, а также с конфликтом, разгоревшемся вокруг продажи акций Банка Москвы, принадлежащих Андрею Бородину. Напомним, что президент Банка Москвы Андрей Бородин и его советник Лев Алалуев владеют 20,36% акций кредитной организации. Ранее он оценивал бизнес банка в 240–280 млрд рублей, но затем снизил эту цифру до 180 млрд. Наихудшим вариантом для Банка Москвы стал бы отзыв лицензии. Однако такое развитие событий представляется маловероятным, поскольку это невыгодно ВТБ, который уже стал крупнейшим акционером банка. Кроме того, значительная часть акций ВТБ торгуется на Лондонской бирже, а западные инвесторы традиционно очень чувствительны к репутационным рискам. Можно предположить, что стороны все же договорятся, однако не исключено, что господину Бородину придется еще раз пересмотреть свою оценку стоимости Банка Москвы.

 

Вероника Чекина, аналитик по банковскому сектору и макроэкономике ФЦ «Инфина»:

«Официально озвученная версия о том, что Бородин отправился в Лондон лечиться от нервного срыва, кажется натянутой. Разумеется, события последних месяцев заставили президента Банка Москвы серьезно понервничать, но столь внезапный отъезд объясняется скорее всего тем, что господин Бородин испугался «силового варианта» решения корпоративного конфликта. Очевидно, что, находясь за границей, вне досягаемости российских правоохранительных органов, он может более эффективно побороться за свой пакет акций. В принципе наилучшим решением конфликта, возникшего между акционерами Банка Москвы, стало бы согласие Бородина и Акулинина продать свои доли по цене, предложенной ВТБ. Сейчас менеджмент Банка Москвы готов расстаться со своими пакетами акций, исходя из капитализации банка в $6 млрд, что практически совпадает с первоначальной оценкой ВТБ в 180 млрд руб».

 

Роман Ткачук, аналитик «РИК-Финанс»:

«вполне возможно, что Бородин просто выжидает. Если ему предъявят обвинение в мошенничестве с кредитом на 13 млрд рублей, скорее всего он попросит политическое убежище. Если же дело разрешится мирным путем, можно ожидать его возвращения. ВТБ намеревается скупить остаток акций и получить контроль в Банке Москвы. Но господин Бородин жестко настаивает на своей позиции и согласен продать свою долю в Банке Москвы не дешевле рыночной стоимости актива. Возможно, сейчас идет активный торг».

 

Анна Волкова, директор департамента финансовых продуктов ФГ «БКС»:

«несмотря на то что господин Бородин продолжает высказывать пожелание о перекупке пакета, перешедшего ВТБ, кажется, он и сам уже не верит в эту возможность. Сейчас он находится за рубежом под угрозой потенциального уголовного преследования. Противники начинают переходить на тяжелую артиллерию. Костин ищет поддержки в ЦБ, сейчас скорее всего рассматриваются варианты, через которые можно было бы официально отстранить Бородина от управления Банком Москвы. С другой стороны, все эти распри не могут привести к падению стоимости Банка Москвы, что опять же отчасти играет на руку ВТБ, так как стоимость за пакет акций, которую запросил Бородин, окажется завышенной».

 

Александр Осин, главный экономист УК «Финам Менеджмент»:

«По-видимому, дальнейшее развитие событий будет складываться в соответствии с решениями российских правоохранительных органов. Пока, судя по сообщениям СМИ, ситуация складывается не в пользу скорого возвращения господина Бородина из Лондона. Еще рано делать выводы по данному вопросу (реализации пакета Банка Москвы, принадлежащего Бородину. – Прим. «Ко»), никаких официальных претензий к господину Бородину нет. Если на акции будет наложен арест, а затем они по решению суда будут переданы государству, ВТБ сможет их выкупить при желании, подав соответствующую заявку, точно так же, как он это делал, покупая акции у московского правительства».


 

 

 

Еще по теме