Top.Mail.Ru
архив

Привет из будущего

Финансовый кризис 2008-2010 гг. и последующий выход из него заставили представителей многих отраслей задуматься о перспективах. И образование не исключение. Когда ситуация стабилизировалась и стало ясно, что угроза миновала, одной из самых обсуждаемых тем на этом рынке стали вопросы трансформации и модернизации современной модели бизнес-образования. Отметим, что соответствующие разговоры имеют место не только в нашей стране, международные встречи также все чаще превращаются в дискуссионные площадки по данной тематике.

Бизнес-образование, МВА, MBA
В России за последний год было проведено немало конференций, форсайтов, "круглых столов", суть которых сводится к попытке спрогнозировать развитие отечественного бизнес-образования на ближайшие десятилетия, выработать совместную стратегию для всех заинтересованных сторон, понять, что требуется сделать для развития отрасли. Нужно ли и дальше ориентироваться на международное сообщество или стоит прокладывать свой путь? Оставлять бизнес-образование в рамках госстандартов или развивать институт независимой оценки и аккредитации? Останется ли бизнес-образование в пределах учебных аудиторий или переместится в Сеть? От ответов на эти и многие другие вопросы зависит, каким станет бизнес-образование в будущем.


Свободное плавание

Некоторые изменения можно наблюдать уже сейчас. Так, одним из трендов последнего времени является попытка государства ослабить контроль за бизнес-образованием.

Когда бизнес-школы только начинали свою деятельность в России, программы MBA, DBA и т.д. были не только заключены в рамки госстандарта, государство потратило немало усилий, чтобы убедить всех (и преподавателей, и слушателей, и работодателей) в том, что без госдиплома MBA мало чего стоит. Теперь же ситуация развернулась в обратную сторону - государство намерено ослабить регулирование рынка дополнительного образования (ДПО), приняв законодательные акты, отменяющие госаккредитацию программ ДПО (повышение квалификации, MBA и т.п.) и, как следствие, диплом на эти программы.

Представители бизнес-школ неоднократно сетовали на то, что рамки госстандарта сдерживают развитие бизнес-образования, и напоминали, что одно из основных его отличий от академического образования в практической направленности, что подразумевает быстроту реакций и подстройку под экономические реалии. Поэтому новость о возможном послаблении была встречена представителями бизнес-школ положительно. "Отказ от государственного регулирования окажет позитивное влияние на рынок бизнес-образования, - рассуждает Светлана Коробейникова, исполнительный директор программы DBA ВШКУ. - Мы будем вынуждены перейти от системы государственных стандартов к системе международных критериев и требований. Для наших клиентов это будет несомненным плюсом".


Рамки и стандарты

Как отмечает вице-ректор бизнес-университета "МИРБИС" Екатерина Лисицына, логичным продолжением ослабления госрегулирования должно стать формирование институтов общественной и профессиональной аккредитации, функцией которых станет регулирование рынка ДПО.

Хотя цели государства и образовательного сообщества по большому счету совпадают, отказаться от госдипломов будет не так-то просто, поскольку люди привыкли к наличию госдиплома как к гаранту качества. Институт аккредитации во многом решает эту проблему.

"Проба пера" в данном направлении уже осуществлена: Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО) и Консорциумом по развитию делового образования в России были разработаны стандарты программы MBA и представлен список бизнес-школ, получивших аккредитацию РАБО на ближайшие два года. Однако в дальнейшем стандарты еще будут пересматриваться и дорабатываться.

В интервью порталу E-xecutive.ru декан Института бизнеса и делового администрирования РАНХ и ГС, президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов отметил, что "в нынешних условиях даже пять лет для норматива в области бизнес-образования - недопустимо много". "Думаю, нам придется пересматривать стандарты ежегодно, потому что запросы бизнеса, состояние среды, карьерные ожидания людей стремительно меняются. Стандарты должны меняться вместе с обществом и его потребностями", - подчеркнул Мясоедов.

Между тем пока российские стандарты еще только тестируются, потенциальные слушатели программ ДПО уже сейчас имеют возможность ориентироваться на международные аккредитации, полученные бизнес-школами. (Подробнее об аккредитации читайте в "Ко" от 24 октября 2011 г.) Однако похвастаться наличием международной аккредитации могут немногие. Так, например, "сертификат качества" программ MBA одной из самых авторитетных организаций, Британской ассоциации бизнес-школ (AMBA), подтверждающий практическую ориентацию программы и квалифицированный преподавательский состав, имеют лишь 12 российских программ MBA.

"В условиях глобализации экономик рынок бизнес-образования также глобализуется, а это требует от нас обеспечения признания наших дипломов в других странах, еще мы должны сделать возможными гибкость и мобильность наших программ. Отсюда и переход на кредитно-рейтинговые системы, и внедрение зарубежных стандартов, и участие в аккредитациях наших бизнес-школ в ведущих ассоциациях, - поясняет Светлана Коробейникова. - Наши потенциальные слушатели, оказывается, прекрасно ориентируются в этой системе и могут достаточно легко отследить соответствие (или несоответствие) какой-либо программы современным международным требованиям. В этом смысле мы с огромным удовольствием констатировали, например, что наша программа DBA достаточно серьезно соответствует критериям аккредитации программ DBA AMBA - ведущей организации в сфере бизнес-образования".


Личное дело

Но одними только административными и организационными вопросами заботы бизнес-школ не ограничиваются. Если кризис привел к изменению "портрета" слушателей программ MBA (так, среднестатистический слушатель имеет более серьезный управленческий опыт, среди учащихся вырос удельный вес тех, у кого есть базовое экономическое или управленческое высшее образование, многие абитуриенты школ бизнеса самостоятельно освоили по учебникам основы менеджмента и маркетинга, они читают специальную литературу по управленческой проблематике и т.д.) и к тому, что образованные, опытные, мотивированные к учебе слушатели стали более требовательны к предлагаемым им программам, то сегодня на первый план выходят личные, индивидуальные потребности человека.

Уже несколько лет ведущие российские бизнес-школы предлагают абитуриентам самостоятельно "собрать" свою собственную учебную программу (так называемый формат Lego). Например, на уровне MBA это дает возможность пройти программу в несколько этапов, выбирая самые актуальные на данный момент дисциплины, прослушать только специализированные курсы и т.д.

Чтобы облегчить абитуриентам задачу, крупнейшие отечественные школы бизнеса решили сделать следующий шаг и помочь своим слушателям проанализировать, движутся ли они в нужном направлении, каковы компетенции каждого из них и правильна ли выбранная траектория. Так, например, в бизнес-университете "МИРБИС" с этого года внедрен метод "360 градусов".

"Мы в "МИРБИС" с сентября предложили слушателям индивидуальную программу карьерного развития, - рассказывает Екатерина Лисицына. - Встроенная в учебный план, программа основана на принципах интегрального подхода, то есть обучение включает личностное развитие, работу в различных группах и взаимодействие в рамках образовательных, социальных и бизнес-систем. Если вкратце, то обучение начинается с оценки управленческих компетенций методом "360 градусов". Такие способности, как влиятельность, руководство, коммуникация, работа в группе, аналитика, принятие решений, креативность, мотивация на достижения, будут оценены слушателем, его коллегами, подчиненными. На основе этого исследования получится индивидуальный отчет, включающий подробный анализ сильных и слабых сторон слушателя. В процесс обучения также включены индивидуальные сессии карьерного консультирования с профессиональным коучем. Он поможет составить план развития и выбрать наиболее интересные курсы, мастер-классы и семинары. В любое время слушатель сможет получить ответы на вопросы реализации своего плана через специализированный виртуальный класс. Завершая курс, слушатель снова сможет оценить уровень управленческих компетенций и лидерского потенциала путем их исследования методом "360 градусов" и измерить собственный прогресс".

Если смотреть на результаты последних "круглых столов" и форсайтов, будущее не только бизнес-образования, но и всей страны кажется похожим на голливудский сценарий. При этом можно встретить как довольно фантастические прогнозы (встроенные в мозг человека микрочипы, позволяющие учиться с минимальными усилиями, виртуальные учителя и т.п.), так и откровенно пессимистичные, вплоть до исчезновения бизнеса как такового, а вместе с ним и потребности в бизнес-образовании. Как события станут развиваться на самом деле, покажет время.


Светлана Коробейникова, исполнительный директор программы DBA ВШКУ:

"Современное состояние рынка бизнес-образования в точности повторяет состояние нашей экономики: создав на первом этапе какие-то базовые, наиболее актуальные платформы, мы сейчас строим полноценный комплекс - достраиваем недостающие элементы, создаем прочные связи между ними, интегрируем его в мировое образовательное пространство, что ярко характеризуется, например, стремительным развитием следующей, после MBA, ступени в бизнес-образовании - программы DBA. Еще два-три года назад мы всерьез говорили только об одной программе DBA в ВШКУ РАНХиГС. Сегодня же в работе новой комиссии РАБО по программе DBA, возглавляемой директором ВШКУ РАНХиГС Сергеем Календжяном, участвуют 11 бизнес-школ, которые либо открыли такую программу, либо собираются это сделать в ближайшее время".


Екатерина Лисицына, вице-ректор бизнес-университета "МИРБИС":

"Свобода, конкуренция, взросление - очень хороший тренд для любого рынка, и рынок MBA не исключение. Увеличение числа корпоративных программ говорит о повышении доверия и понимания между школами и бизнесом. Двуязычные программы MBA, отдельные модули с участием западных преподавателей, выездные семинары, стажировки позволяют повысить кросс-культурную осведомленность слушателей.

Это тренды, которые лишний раз характеризуют способности игроков на рынке".


Еще по теме