Top.Mail.Ru
архив

Прощай, немытая Россия

На наших глазах на киевском Крещатике умирают последние призраки «советской» идеологии. Российская власть, посчитавшая себя наследницей СССР, столкнулась с действительностью, в которой нет места нерушимому союзу несвободных. Пропагандистская истерия российских телеканалов, прямая, нарушающая нормы международного этикета поддержка Владимиром Путиным претендента на президентское кресло Виктора Януковича, фальсификации в пользу донецкого кандидата – ничто не помогло Москве и украинским олигархическим кланам сохранить власть. И сколько бы ни кричали российские политтехнологи-агитаторы Марковы и Павловские об угрозе Запада, главная причина нарастающего внешнеполитического провала России заключается отнюдь не в мастерстве американских и европейских Бжезинских и Квасьневских. Это не они выиграли войну за Украину. Это Кремль ее проиграл.

Украинский «пипл не схавал» подпорченное  кремлевское блюдо, сваренное из грязных политтехнологий и тупого чиновного прессинга. К моменту выхода в свет этого номера «Ко», возможно, победа украинской оппозиции оформится юридически, а может быть, еще и нет. Но «каштановая революция» уже свершилась. Хотя бы потому, что украинские власти не смогли навязать своему народу заранее заготовленный результат выборов. Украинцы сами решают, кто будет их лидером. Те самые украинцы, которых еще пару-тройку лет назад (а зачастую и сейчас) в России воспринимали исключительно как дешевую рабочую силу из нищей и прозябающей соседней республики. Блюдо вернули повару – и, прежде всего, потому, что за риторикой о дружбе великих народов и разрезанием ленточек на паромной переправе (которую, между прочим, закрыли спустя час после отъезда Путина и Януковича) не стоит ничего, кроме фантомного желания вернуть былую советскую мощь с одной стороны, и животного желания сохранить ускользающую власть – с другой. Люди, определяющие политику России, хотят вернуть на границу СССР советского солдата в начищенных кирзовых сапогах и с автоматом Калашникова. Но поздно. Сапоги износились, автомат проржавел, а главное, топтаться на морозе во имя бессмысленной идеологии больше никто не желает.

Что особенно замечательно в странном донецко-кремлевском мезальянсе – это то, что чувство ностальгии и хватательный рефлекс, абсолютно понятны и естественны для обоих партнеров. Именно в этом заключается разгадка самой большой тайны украинской кампании – почему Кремль сделал ставку на Януковича. Действительно, ну чем мог так увлечь добросовестного спецслужбиста, сделавшего карьеру на идее «навести порядок и разобраться с бандитами» теневой владелец угольных разрезов и металлургических предприятий, успевший сделать несколько ходок на зону? Вряд ли, например, кристально честным проведением приватизационных сделок в бытность украинским премьером.  Чего стоит продажа «Криворожстали» - жемчужины украинской металлургии, отданной за бесценок донецкому олигарху Ринату Ахмедову, несмотря на куда более увесистую заявку от российской «Северстали». Видимо, и не совместным газовым бизнесом – «Газпром» до сих пор не в состоянии подсчитать, сколько газа было своровано из украинской трубы за время правления Кучмы и Януковича. А может быть, Кучма и Янукович помогали России во внешней политике, поддерживая братьев-славян? Опять не получается. Кучма активно эксплуатирует антимосковскую карту в отношениях с США (это, правда, не уберегло его от американского гнева так же, как и Эдуарда Шеварднадзе). Украинский контингент, к примеру, отправился в Ирак ровно в разгар российско-американских баталий в ООН.

И тем не менее Кремль открыто поставил на Януковича. Поставил, потому что разглядел в Ющенко западного ставленника. Разглядел, кстати, при поддержке украинской совковой номенклатуры, цинично использовавшей штампы российского руководства. Слово «западный», похоже, действует на нашу власть как красная тряпка на быка. Она теряет всякие признаки адекватности и политической ловкости, врываясь – как слон – в чужие посудные лавки. И что в итоге? Насмарку пошли годы выстраивания прагматичных отношений с ЕС и США. Желанными миротворцами на Украине стал польский президент, а самый близкий и важный сосед – Россия – наблюдает за ростом антирусских настроений. По итогам пятнадцати лет реформ наша страна снова стала жупелом для Европы, выступая в неблагодарной, а главное сверхзатратной роли душителя свобод. Антизападное бешенство Кремля уже хорошо просчитывается его зарубежными конкурентами и псевдодрузьями. А если противника можно легко просчитать, обыграть его не составляет никакого труда.

Власть, повторяющая советские заклятия, обречена на судьбу бывшей сверхдержавы. Череда внешнеполитических поражений – Грузия, Абхазия, Молдавия, теперь Украина – будет длиться до тех пор, пока Кремль  не примет идеологию, соответствующую уровню развития России. Идеологию, ради которой в Киеве сотни тысяч человек не боятся мерзнуть на морозе и защищать свои гражданские права.

Еще по теме