Терпение, только терпение
Сделать что-либо позже конкурентов не всегда означает опоздать. На прошлой неделе питерская «Балтика» разместила на ММВБ свои облигации, став, таким образом, седьмой по счету пивоваренной компанией, прибегнувшей к данному способу займа. Спрос на ценные бумаги «Балтики» втрое превысил объем предложения. Впрочем, это не самое примечательное. Когда полтора года назад облигации размещал московский комбинат «Очаково», разница между спросом и предложением оказалась четырехкратной. Но тогда ажиотаж был обусловлен весьма привлекательными условиями займа. «Балтика» же получила деньги под самые низкие проценты среди конкурентов.
Вырученные деньги (1 млрд руб.) компания планирует инвестировать в производство и дистрибуцию. По большому счету, для нее это не такая серьезная сумма, чтобы озабочиваться столь хлопотным делом, как выпуск облигаций – чистая прибыль компании за январь – июнь 2004 года вдвое больше. Вопрос в стоимости займа. Очевидно, что «Балтика» получила гораздо более дешевые деньги по сравнению с текущими долгосрочными кредитами. «Мы зарегистрировали проспект эмиссии еще в апреле, но ждали подходящего момента», – говорит Алексей Кедрин, начальник отдела компании по связям с общественностью. Эксперты подтверждают, что питерцам повезло с конъюнктурой. «На рынке сейчас много свободных рублей, а «Балтика» – очень привлекательный заемщик»,– отмечает аналитик UFG Алексей Кривошапко. «Балтика» дождалась хорошей погоды, – соглашается Артем Дьячков, кредитный аналитик группы «Тройка-Диалог». – В принципе, ничто не мешало ей разместиться еще в мае, до того, как случился банковский кризис, подпортивший конъюнктуру (спрос со стороны банков был одним из факторов облигационного бума в начале года)».
«Мы полностью удовлетворены итогами размещения, – заявляет Кедрин. – Дешевле привлечь средства получалось только у «Газпрома» и ЛУКОЙЛа. Конкуренты, если и завидуют «Балтике», то не распространяются об этом. Директор по корпоративным финансам «Тинькофф» Алексей Семенов считает, что нет ничего удивительного в том, что крупнейшей пивоваренной компании удалось получить дешевые деньги. «Мы выпустили облигации, когда только открыли свой завод, и тем не менее разместились на вполне хороших условиях на тот момент», – говорит он.
Однако успех размещения «Балтики», как и спрос на акции недавно разместившегося «Седьмого континента», объясняется не только репутацией или показателями компаний. В условиях нестабильности ситуации вокруг традиционных фишек инвесторы ищут, куда бы вложиться с меньшим риском. О наличии непристроенных денег на финансовом рынке говорит тот факт, что около 36% облигаций «Балтики», по данным компании, приобрели небанковские структуры – управляющие и инвестиционные компании, а также пенсионные и паевые фонды. Весной пивные облигации их интересовали гораздо меньше – появившиеся тогда на ММВБ бумаги «Иркутскпищепрома» практически полностью выкупили российские банки.
Как пивовары деньги занимали
| Даты размещения и погашения облигаций | Номинальный объем займа, руб. | Ставка (% годовых к номиналу) |
«Очаково» | 23.04.03 – 23.04.04 | 0,5 млрд | 19% |
«Тинькофф» | 30.04.03 – 29.04.05 | 0,4 млрд | 12,95% – 20,5% (1, 2 и 3, 4 купоны) |
«САН Интербрю» | 18.09.03 – 15.08.06 | 2,5 млрд | 13% – 13,75% (3 – 6 и 1,2 купоны) |
«ПИТ» | 03.10.03 – 28.09.06 | 1 млрд | 12% – 17% (4 – 6 и 1 – 3 купоны) |
«Красный Восток» | 25.02.04 – 25.02.07 | 1,5 млрд | 11,5% |
«Иркутскпищепром» | 15.04.04 – 27.04.07 | 0,33 млрд | 12,8% – 15% (1, 2 и 3, 4 купоны) |
«Балтика» | 23.11.04 – 20.10.07 | 1 млрд | 4% – 8,75% (1 и 2 – 7 купоны) |