Top.Mail.Ru
архив

Путешественники во времени

05.09.201600:00

Вокруг света на воздушном шаре за 80 дней – в XIX в. подобное путешествие если и казалось возможным, то лишь на страницах приключенческого романа. Современного путешественника воздушным шаром не удивить, разве что если отправиться на нем предстоит в космос. 

Именно такой полет намерена предложить к 2018 г. компания World View Enterprises. Всего за $75 000 всех желающих сделать селфи на фоне Земли здесь готовы будут отправить на высоту 30 км в специальной конструкции. Любителей сверхскоростей намерена порадовать компания Virgin Sky Galactic, которая предлагает облететь земной шар за 2,5 часа! 

Туристическому бизнесу приходится соответствовать тренду высоких скоростей и технологий – вслед за клиентом бизнес мигрирует в мобильный онлайн, предлагает туристу возможности лично формировать пакет предстоящего путешествия, а за счет роботизации пробует экономить, например, на зарплате.

Офлайн для богатых

Интернет, Skyscanner, Booking.com – так могла бы выглядеть памятка по организации турпоездки современного путешественника, если бы в ней возникла хоть какая-либо необходимость. А ведь еще недавно туристов, отправляющихся в зарубежный вояж, ждал куда более продолжительный квест с обязательным визитом в офис туристического агентства, и, скорее всего, не одним. 

Пока обращение в турагентство все еще остается необходимой опцией для весьма значительного числа туристов, по крайней мере в России. Как подсчитали в PayPal, почти четверть из них выбирают и оплачивают авиабилеты только офлайн. Еще 13% выбирают авиабилеты в Интернете, однако покупают их все же в традиционной точке продаж. Почти столько же, 12%, заказывают авиабилеты онлайн, но оплачивают не через Интернет. 

В будущем о таком опыте можно будет забыть навсегда: доля онлайн-турагентств неумолимо растет уже сегодня (согласно подсчетам DaTravel.com, в РФ их было около 18% еще в 2014 г.), и эта тенденция продолжится (темпы роста в пределах 5–10% в год), и в итоге именно такие агентства станут ключевым каналом дистрибуции в отрасли.

По оценке генерального директора Ozon.travel Дмитрия Яковлева, туристический бизнес окончательно уйдет в онлайн уже в ближайшие 10–15 лет. 

«За счет развития технологий все больше услуг будет оказываться удаленно, через электронные каналы коммуникации, и все больше – через смартфоны», – говорит Дмитрий Яковлев.

При этом, отмечает он, рынок туристических посредников ждет несомненное укрупнение, например, турагентства и технологические компании, обеспечивающие информационное взаимодействие всех участников рынка, будут автоматизироваться и сращиваться друг с другом.

«Турагентский бизнес сильно сократят, интеграция в бизнес онлайн-систем будет все сильнее, туры станут компоновать и собирать агрегаторы – онлайн-автоматы», – полагает генеральный директор компании Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова.

По сути, рынку прочат смену системы координат – на первые позиции выйдет онлайн-тревел, который и станет использовать для организации путешествий массовый турист. При этом привычный сегодня туроператорский офлайн-тревел превратится в сугубо нишевой продукт. Если кому-то и удастся удержаться на рынке, то лишь организаторам сложных, необычных или сугубо индивидуальных путешествий, более того, скорее, им предстоит стать консьерж-службой для премиальных туров и избалованных клиентов. 

Строго по счету

Стремительный переход в онлайн – далеко не единственная перемена, которая ожидает туристический бизнес уже в самом ближайшем будущем. Под вопросом вполне может оказаться жизнеспособность так называемых пакетных туров, которые традиционно заказывают туристы массовых направлений, прежде всего из-за более низкой стоимости.

Уже сегодня путешественники предпочитают собрать тур самостоятельно, не желая ограничиваться предложениями туроператора касаемо отеля, сроков поездки, авиакомпании-перевозчика, стоимости страховки и т.д.

Так, утверждает операционный директор интернет-агентства по продаже авиабилетов Kupibilet.ru Борис Пирожников, в ближайшем будущем весь туристический бизнес будет стремиться к международной формуле «плати только за то, что используешь».

«Эта тенденция уже сейчас ярко просматривается на примере авиакомпаний, с которыми мы сотрудничаем. В последнее время появилось множество вариантов авиатарифов: без багажа, без питания, у некоторых авиакомпаний – даже без ручной клади», – говорит эксперт. То же самое, полагает он, ожидает и туроператоров – люди будут сами подбирать отели, экскурсии, автомобили, гидов. 

«Компании, которые предлагают стандартные пакетные туры, постепенно будут терять позиции из-за негибкости и по причине изменения психологии туристов. Именно интернет-сервисы, которые станут работать по принципу «все  на одном сайте» (билет, отель, автомобиль и т.д.) будут преуспевать», – считает Борис Пирожников.

«Безусловно, большее конкурентное преимущество будет у компаний, которые смогут предложить сервис динамического пакетирования, т.е. онлайн-подбор совокупности всех элементов будущей программы с учетом гибких тарифов, которые могут снизить общую стоимость программы на 20–30%», – соглашается генеральный директор компании RussiaDiscovery Вадим Мамонтов. Уже сегодня такие системы пришли в Россию (на Западе они набирают обороты уже более 10 лет) – речь идет о системах Amadeus или Bookinna (создан туроператором «Инна тур»).

Но говорить, что пакетные туры в принципе исчезнут из туристической отрасли, пока все еще рано. Другое дело, что их стоимость может снизиться за счет ухода с рынка турагентств и перемещения покупателя в онлайн-сегмент. Это происходит уже сегодня: например, пакетные туры напрямую от туроператоров (не забронировать гостиницу или авиабилет, а именно купить путешествие целиком) можно найти на платформе Level.Travel и существенно выиграть в цене. 

«Сегмент турбизнеса, связанный с турпакетами, только начинает развиваться в технологическом плане. В нашей стране пока очень низкий уровень проникновения онлайн-продаж пакетов – около 3%. Однако потенциал сегмента очень большой, например, в Германии 40% туров покупают через Интернет. И сейчас крупные операторы начинают менять свои системы – они становятся более технологичными, потому что понимают, если этого не сделать сейчас, то в ближайшей перспективе можно не успеть заскочить в последний вагон уходящего поезда», – говорит генеральный директор компании Level.Travel Дмитрий Малютин.

Переход на личности

Интерактивные стены в отеле, транслирующие любимые фильмы постояльца, его семейные фотографии и даже видеосообщения от друзей – такое решение уже представила на рынке дизайн-студия Serrano Brothers. По версии сервиса Skyscanner, в будущем номера, которые подстраиваются под каждого гостя, станут нормой. Однако максимально соответствовать личным предпочтениям путешественников будет стараться не только гостиничный бизнес. Настоящим трендом в туристической отрасли станет персонификация – предложение участники рынка будут формировать, все сильнее опираясь на особенности персонального спроса.

«Основным вектором развития туристической отрасли, помимо технологий, станет персонализация, – полагает генеральный директор группы компаний «Аэроклуб» Денис Матюхин. – Технологии будут не только позволять быстрее и эффективнее находить лучшие предложения на рынке, но и запоминать пользователей, предлагая варианты путешествий с учетом персональных предпочтений». 

На коне окажутся игроки, сделавшие ставку на онлайн-сервисы, технологические возможности которых и позволят точно определить предпочтения туристов. Уже сегодня технологии позволяют без труда проследить, какими предложениями интересуются посетители сайта туркомпании, для каких вариантов поездки они пробовали рассчитывать стоимость на онлайн-калькуляторе и т.д. 

«Сервисы стараются предлагать в топе выдач варианты перелетов и отелей, исходя из данных о последних запросах клиента на сайте сервиса, – объясняет директор по развитию DaTravel.com Сергей Попиневский. – Некоторые агентства предлагают своим пользователям календари низких цен, навигационные карты и другие удобства для посетителя сайта. Уверен, что такая тенденция персонализации турпродуктов и услуг туристической отрасли сохранится и в ближайшие годы».

Онлайн-сервисы и онлайн-агентства бронирования путешествий все чаще учитывают предпочтения каждого посетителя сайта, его социально-демографический статус, и эта тенденция в будущем только усилится. Данные будут брать, в том числе, из социальных сетей, которые станут одним из ключевых каналов информации о предпочтениях путешественников. А комментарии в открытых источниках и соцсетях будут оказывать прямое влияние на стоимость проживания в отеле.

Не вставая с дивана

Как побывать в долине Наска в Перу, на Огненной Земле в Аргентине или в парке гейзеров в Новой Зеландии без многотысячных трат? С технологией виртуальной реальности (VR), которая обещает в корне изменить представление о туристических поездках, это не составит труда. Например, британский программист Аарон Пьюзи объединил велотренажер со шлемом виртуальной реальности и смог «проехать» таким образом всю Великобританию, любуясь панорамами из Google Street View.

«Такие туры позволят тем, кто в силу разных обстоятельств не может путешествовать, осуществить свою мечту. Можно будет побывать там, где еще не был, или вернуться в те места на планете, в которых был когда-то», – говорит руководитель сервиса «Рамблер/Путешествия» Алена Корякина.

Однако технология может стать еще и крайне востребованным инструментом продаж в туристическом бизнесе. С ее помощью, к примеру, туристы смогут заранее побывать в местах будущего путешествия, например, осмотреть отели, рестораны, достопримечательности.

Например, уже сейчас очки виртуальной реальности использует в работе компания RussiaDiscovery – ее клиенты перед путешествием могут как бы попробовать его на вкус.

Туристам не придется больше при планировании поездки ограничиваться фотографиями, описаниями или отзывами, зачастую не передающими всей необходимой информации о выбранном отеле, курорте, круизе, авиакомпании. 

«Хотите полетать возле водопада Виктория? Одновременно с тем, как вы надеваете очки, рядом с водопадом в воздух поднимается небольшой квадрокоптер, полетом которого вы будете управлять, меняя положение своих ладоней и находясь при этом за несколько тысяч километров от него», – объясняет Вадим Мамонтов.

В будущем при помощи специальных датчиков и средств, воздействующих на осязание и обоняние человека, виртуальные путешествия станут максимально реалистичными, полагает он. 

Технологию VR используют компании Marriot, Quantas, Lufthansa, Thomas Cook.

И если сегодня это пока экзотика, то в будущем использование VR, конечно же, станет обязательным условием работы в отрасли

«VR даст возможность сотрудникам турагентств стать настоящими гидами, она сможет провести клиента по всем значимым объектам выбранного места путешествия, исключая возможное недопонимание. Это будет идеальное решение для обеспечения клиентов уверенностью, что ожидание соответствует реальности», – говорит директор по маркетингу компании Prosense Ольга Тягунова.

«В турагентствах, на сайтах агентств и объектов гостеприимства станет стандартом картинка в реальном времени, по которой клиент будет выбирать номер для проживания. Архитекторы при строительстве отеля будут создавать номера, согласно дизайн-проектам, и тестировать их до строительства, а поставщики – предоставлять эскизы товаров для интеграции в такие номера. Это позволит сэкономить на оснащении отелей», – полагает Елена Лысенкова.

Я – робот

В мае 2016 г. сервис Uber объявил об испытаниях машин с роботами вместо водителей, а на Московском автосалоне-2016 КамАЗ представил беспилотный городской мини-автобус. Еще немного, и этим новинкам перестанут удивляться, как уже не замечают роботов-пылесосов и мойщиков окон в своих квартирах и загородных домах. Затронет ли нашествие роботов туристическую отрасль?

На переднем крае здесь гостиничный бизнес, где роботизация вот-вот грозит совершить если не переворот, то как минимум принесет владельцам отелей неплохие дивиденды – за счет роботов, которые придут на смену персоналу, можно ощутимо сэкономить на зарплате. 

«В ближайшей перспективе нас ждут не только роботы на ресепшн и автоматические системы размещения, но и роботы-горничные, и роботы-уборщики», – говорит Дмитрий Яковлев.

В отеле Hilton в США уже работает робот-консьерж, который активно общается с постояльцами и, например, готов спланировать экскурсии. На ура приняли гости американских отелей и робота-посыльного Relay, который готов пополнить мини-бар. А в японском Henn-na Hotel в Нагасаки посетителей за стойкой ресепшн и вовсе встречает… робот-динозавр. И это только один из роботов, которыми здесь заменили большую часть гостиничного персонала: компанию чудищу юрского периода составляют пара девушек-андроидов, робот-гардеробщик и робот-носильщик. Кстати, у динозавра есть шапочка, точь-в-точь как у настоящего швейцара.

Отель пользуется популярностью, и его владельцы планируют открыть еще несколько точек. 

«Возможно, в скором времени настоящим трендом в индустрии станут роботизированные отели, – не исключает региональный директор KAYAK в России и Польше Вера Першина. – Это несколько необычно, даже сюрреалистично. Но использование роботов-помощников поможет операторам значительно сэкономить на оплате труда, что положительно скажется на тарифах». 

Кстати, для привлечения клиентов не обязательно населять отель динозаврами. Достаточно, к примеру, ввести систему онлайн-регистрации в отеле, а ключи на ресепшн заменить аналогом посадочного купона. 

Единственное, чего роботы пока не заменят, – это полноценное общение с людьми, поэтому такой персонал, как аниматоры или няни, могут спать спокойно. Кстати, единственное, что пока не смогли роботизировать в японском отеле, – это уборка номеров. Застилать постели и менять полотенца роботам пока еще не под силу.

Еще по теме