Top.Mail.Ru
архив

Расставание с иллюзиями

Раскольническая деятельность Альфреда Коха по разложению изнутри вверенного ему на попечение холдинга «Медиа-Мост» на минувшей неделе принесла первый зримый результат. Променять свободу слова на чечевичную похлебку согласился президент и совладелец издательства «Семь дней», объединяющего все печатные СМИ холдинга, Дмитрий Бирюков. Пикантность ситуации заключается в том, что Бирюков, строго говоря, является чуть ли не единственным реальным бизнесменом в нынешнем «Мосте» и в отличие от журналистской и околожурналистской братии, оккупировавшей все командные высоты в окружении Гусинского, отчетливо понимает: ему есть что терять.

 

В «Медиа-Мосте» сложился интересный расклад. Высшее руководство холдинга, включающее собственно Владимира Гусинского и его первых заместителей Игоря Малашенко и Андрея Цимайло, давно свинтило за пределы компетенции Генеральной прокуратуры РФ, резонно опасаясь принудительного привода в Бутырку. На передовой обороны «Медиа-Моста» и свободы слова в Российской Федерации (с недавних пор, как известно, эти понятия стали абсолютно тождественными) остались руководители телекомпании НТВ, показывающие по воскресеньям с голубых экранов фигу супостатам: Алику Коху, его другу – немецкому банкиру с русскими корнями Николасу Йордану, министру Михаилу Лесину и генпрокурору Владимиру Устинову. Будни руководство НТВ употребляет на посещение западных посольств, раздачу интервью представителям иностранных СМИ и упаковку тюремных передач в те же Бутырки, полагая, что при таком насыщенном распорядке дня супостатам повязать их будет крайне затруднительно: то, что шум при этом поднимется на весь мир, понимает, кажется, даже генпрокурор Устинов, плотно занятый обустройством вновь полученной жилплощади.

Алик Кох, регулярно принимаемый в Кремле (что стало известно опять-таки благодаря усилиям «энтэвэшных» активистов), вынужден не мытьем, так катаньем демонстрировать некий прогресс в деле разгрома злополучного «Медиа-Моста». При вышеописанном раскладе сделать это довольно трудно: достать Гусинского с заместителями – руки коротки, а «хавать» НТВ, демонстрирующее поведение пионера Марата Казея на допросе немецко-фашистскими оккупантами, себе дороже, ибо вселенский хай способен смести даже несгибаемого соавтора «Приватизации в России».

После судебного разбирательства 17 ноября прошлого года «Газпром-медиа» под водительством Коха получил в числе прочих «мостовских» активов 25%+1 акцию издательства «Семь дней». Эта структура объединяет четыре печатных СМИ: ежедневную газету «Сегодня», общественно-политический еженедельник «Итоги», еженедельный ТВ-гайд «Семь дней» и ежемесячный иллюстрированный журнал «Караван историй». При этом первое СМИ является хронически убыточным; «Итоги», по информации «Ко», подкармливают «Сегодня», а два последних принесли в прошлом году около $1 млн чистой прибыли. С момента основания издательства им командует Дмитрий Бирюков – человек, не единожды поражавший интеллигентно-экзальтированных журналистов «Медиа-Моста» своими новорусскими замашками, но при этом отличающийся деловой хваткой, полагающий своей главной целью не мессианство, а извлечение из издательского бизнеса прибыли. Поскольку «Сегодня» и «Итоги» этой цели служить не могут, то они интересовали Бирюкова постольку поскольку (например, как источник субсидий от Гусинского). Зато «Семь дней» и «Караван», будучи коммерчески состоятельными проектами, являлись предметом его постоянной заботы. Важная деталь: 25% акций издательства находятся в собственности Бирюкова. Вторая важная деталь: права на печатные брэнды «Медиа-Моста» также находятся в собственности издательства «Семь дней».

Таким образом, встреча Бирюкова с Кохом, который тоже публично декларирует, что его в «Медиа-Мосте» интересует только бизнес-составляющая (хотя существует крамольная мысль, что главная цель Коха – это все-таки борьба со свободой слова в России), была неизбежна. И она произошла. После чего расстановка сил в «Семи днях» стала выглядеть так: 50%+1 акция – у сребролюбивых Бирюкова с Кохом, а остальные – у принципиальных держателей из головной конторы «Медиа-Моста».

Что это может означать на практике? По не получившей пока официального подтверждения информации, «Сегодня» и «Итоги» выводятся из состава «Семи дней». Выпуск их будет продолжаться, хотя тот факт, что права на брэнды находятся в руках «Семи дней», не добавляет оптимизма оценкам дальнейших перспектив этих изданий. «Медиа-Мост» обещает поддерживать выпуск изданий и в дальнейшем, однако текущее финансовое положение холдинга не столь лучезарно, чтобы поддерживать довольно дорогие медиа-проекты (в первую очередь это относится к газете «Сегодня») исключительно из соображений престижа. Кроме того, двум отпущенным в свободное плавание изданиям, лишенным перекрестного финансирования внутри издательства, предстоит тяжелый организационный период: и рекламные, и распространительские службы в «Семи днях» были централизованы, и теперь «Сегодня» и «Итогам» в спешном порядке придется ими обзаводиться.

Американский еженедельник Newsweek, чей логотип имеется на обложке «Итогов» («совместно с Newsweek»), располагает правом одностороннего отзыва лого, хотя, по информации «Ко», не собирается делать этого немедленно. Источники в «Медиа-Мосте» уверяют, будто с американцами существует договоренность о том, что Newsweek гарантирует продолжение сотрудничества со старой командой «Итогов» даже в том случае, если название издания изменится (это может произойти, если издательский дом «Семь дней» все-таки захочет оставить за собой права на печатный брэнд «Итоги» и продолжить выпуск журнала).

Интересно, что, по сведениям «Ко», Кох и Бирюков предложили руководству «Итогов» сохранить статус-кво (то есть оставить журнал в издательстве), однако главный редактор Сергей Пархоменко предпочел сохранить лояльность прежним акционерам в лице «Медиа-Моста».

Таким образом, основной черной дырой «Семи дней» была признана газета «Сегодня», ежегодные убытки от выпуска которой составляли, по слухам, не менее $2 млн. Ее, видимо, и решено принести в жертву экономии. «Газеты влияния», бывшие весьма популярными два-три года назад, теперь вышли из моды у научившихся считать деньги российских медиа-инвесторов.

Символично, что практически одновременно с перегруппировкой в «Семи днях» прекратился выпуск еще одного амбициозного ежедневного проекта – газеты «Время MN». За свою недолгую историю (газета выходила менее трех лет) она успела пережить полную смену команды, перешедшей во главе с главным редактором в новую версию под названием «Время новостей», временную по этому случаю приостановку и новый запуск с полностью обновленным штатом. Однако источники финансирования ушли вместе с газетной командой, а выпуск ежедневной газеты оказался не по средствам еженедельнику «Московские новости», являвшемуся технической и организационной площадкой проекта. 

Еще по теме