Top.Mail.Ru
архив

Революция в третьем поколении

Состоявшийся в августе аукцион лицензий на мобильную телефонию третьего поколения стандарта UMTS (Universal Mobile Telecommucations System) в Германии имел принципиальное значение для развития мобильной телефонии в Европе. Во-первых, германский рынок мобильной связи с его 35 млн абонентами - один из самых крупных в Европе. Во-вторых, аукцион продемонстрировал расстановку сил на континенте накануне предстоящего бума UMTS.

До отправления поезда осталось...

Как уже сообщал "Ко" (см. № 32 от 28 августа 2000 года), в число победителей аукциона вошли германская T-Mobil (Deutsche Telekom Mobilnet), германская Mannesmann Mobilfunk, коалиция E-Plus (организована японской NTT DoCoMo, гонконгской Hutchison Whampoa и голландской KPN), Viag Interkom (создана British Telecom и норвежской Telenor), Group 3G (дочка финской Sonera и испанской Telefonica) и Mobilcom Multimedia (проект Mobilcom и France Telecom). Они получили лицензии сроком на 20 лет - начиная с 2002 года.

Deutsche Telekom подверглась критике со стороны других участников аукциона. Компанию обвиняют в том, что в ходе состязания именно она взвинчивала цену. Некоторые из них при этом подчеркивают, что Deutsche Telekom принадлежит государству и что вся выручка от аукциона пойдет в бюджет - на выплаты по федеральным долгам. Однако доказать наличие сговора практически невозможно. Не исключено, что таким путем Deutsche Telekom хотела выбить из состязания более мелких участников аукциона.

По мнению главного экономиста Deutsche Genossenshaftbank Михаэля Хайзе, UMTS станет "мотором будущего развития рынка телекоммуникаций и основой для его слияния с рынком Интернета". UMTS даст возможность пользователям вести переговоры практически в любой стране мира, получать информацию через Интернет из библиотек и редакций, слушать радио, смотреть телевизор, общаться с компьютером дома или в офисе, контролировать работу стиральной машины или центрального отопления, покупать товары и услуги и оплачивать их.

Новый стандарт - это революция в мобильной телефонии. Именно поэтому битва за лицензии идет так остро и стоит так дорого.

Для телекоммуникационных фирм лицензии на стандарт UMTS - своего рода "билет на поезд, уходящий в будущее". (Подробнее о возможностях мобильной связи третьего поколения см. "Ко" № 7 от 28 февраля 2000 года.)

У карты Европы

Претенденты

Национальные рынки стран Европы представляют интерес для многих телекоммуникационных компаний. По числу приобретенных лицензий на мобильную телефонию третьего поколения лидирует Vodafone. Этой компании (в отличие от неудачника Deutsche Telekom) удалось добыть испанскую лицензию. На Британских же островах фирме принадлежат две лицензии, за которые пришлось выложить 17,2 млрд евро.

Голландская KPN неплохо выглядит на рынках Бельгии, Германии и Венгрии. На завоевание всей Европы у KPN не хватит сил, но за ее спиной стоит американская корпорация Bell South.

Suisscom представляет собой бойца-одиночку и в Германии действует через свою дочернюю фирму Debitel. По мнению экспертов, швейцарцы слишком консервативны и нерешительны, когда речь заходит о крупных вложениях.

Hutchison Whampoa, принадлежащая китайцу из Гонконга Ли Кашину, представляет собой не столько телекоммуникационную, сколько торговую корпорацию, продающую и покупающую все, что подвернется под руку: лицензии, права и товары.

Американская Worldcom очень хочет приобщиться к мобильной телефонии, но не любой ценой. Во время битвы за британские лицензии американцы сошли с дистанции, поскольку цена показалась им высокой. Отсюда и стремление компании войти в альянс с другими участниками рынка. Чаще всего американцы делают это с "черного хода", приобретая достаточно большие пакеты акций будущего партнера.

В числе серьезных игроков, желающих действовать на европейском рынке, значится и France Telecom, имеющая в Германии дружественную компанию Mobilcom.

Deutsche Telekom хочет стать одним из крупнейших игроков нового рынка. Глава Deutsche Telekom Рон Зоммер заявил, что в сферу интересов его фирмы входят Франция и Южная Европа. Особо Рон Зоммер заинтересован в создании панъевропейской сети стандарта UMTS. По сообщению газеты Financial Times Deutschland, компания, руководимая Роном Зоммером, планирует приобретать лицензии для создания сетей мобильной телефонии третьего поколения по всей Европе. Кроме уже приобретенных лицензий в Великобритании и в Германии запланировано участие в аукционах во Франции и в Лихтенштейне. Deutsche Telekom намерена также попытать счастья в Швейцарии, Голландии, Швеции, Норвегии, Австрии и Италии.

Амбиции немецкого оператора распространяются и на Бельгию, однако, по мнению наблюдателей, бельгийский рынок Deutsche Telekom, скорее всего, придется уступить французам. В Италии же, где Deutsche Telekom принадлежат 24,5% акций фирмы мобильной телефонии Wind, немцы чувствуют себя более уверенно. В Испании Deutsche Telekom не повезло, поскольку все лицензии уже розданы, а союз с испанской телекоммуникационной компанией Jazztel провалился. В Австрии Deutsche Telekom намерена действовать через дочернюю фирму Maxmobil Telekommunikation Service GmbH.

В финал европейской схватки, по оценке руководства Deutsche Telekom, выйдут пять-шесть панъевропейских фирм.

Наиболее перспективным рынком, по оценке Михаэля Хайзе, являются скандинавские страны, где мобильной связью охвачено практически все население. В странах Скандинавии мобильная связь третьего поколения может получить наиболее быстрое и полное развитие.

Стоимость входного билета

Рон Зоммер считает, что цена за все основные европейские лицензии составит порядка 50 млрд евро. По мнению Зоммера, это вполне реалистическая сумма. Тактика Deutsche Telekom по завоеванию национальных рынков состоит в том, чтобы приобретать уже действующие фирмы, имеющие раскрученную торговую марку и широкий круг клиентов. Сама компания будет заниматься приобретением национальных лицензий только в тех случаях, когда

по тем или иным причинам действовать методом покупки уже готовых фирм будет невозможно. Наличие лицензий во всей Европе позволит Deutsche Telekom потеснить других конкурентов - таких, как Vodafone Airtouch/Mannesmann и France Telecom/Orange .

Чтобы выполнить намеченное, Deutsche Telekom, по мнению Рона Зоммера, должна держать наготове не менее 50 млрд марок. К этому следует добавить суммы, необходимые для расширения инфраструктуры и для рекламной поддержки. В итоге европейские лицензии могут обойтись Deutsche Telekom не в 50 млрд марок, а в 50 млрд евро, то есть почти в полтора раза дороже.

Финансовое положение Deutsche Telekom лучше, чем положение France Telecom или Telecom Italia. Кроме того, Рон Зоммер может покрыть более 50% предстоящих расходов за счет продажи кабельной сети Deutsche Telekom, недвижимости или за счет частичной приватизации активов компании. Однако, скорее всего, денег понадобится больше, чем можно получить из данных источников. Рейтинговые агентства внимательно следят за перипетиями лицензионной гонки и постоянно меняют оценки кредитного риска в отношении телекоммуникационных компаний. Это означает, что надежность компаний может быть снижена. Соответственно увеличится стоимость кредитов, если те потребуются телекомам на свободном рынке. А кредиты им, несомненно, потребуются.

Разгорающаяся борьба за лицензии мобильной телефонной связи третьего поколения может поставить многие телекоммуникационные фирмы на грань финансового краха. Впервые это мнение озвучил Михаэль Хайзе. И если для министров финансов европейских стран раздача лицензий означает крупные поступления в бюджет, то для фирм получение лицензий связано прежде всего со значительными капиталовложениями. Многие компании уже начинают вести активный поиск средств для предстоящих аукционов. Наиболее частым приемом является продажа пакетов собственных акций. В Швейцарии для привлечения крупного инвестора даже готовы изменить национальное законодательство (по нынешнему закону правительство должно владеть не менее чем 50% акций национального оператора Suisscom).

Еще по теме