$ 76.60
 91.00
£ 100.80
¥ 73.40
 84.83
GOLD 1930.86
РТС 1148.66
DJIA 28404.02
NASDAQ 11570.22
авто

Rolls-Royce, Ferrari и Lamborghini пандемия не помеха

Фото: Коммерсант/Легион-медиа Фото: Коммерсант/Легион-медиа
Алексей Ермилов — директор департамента по маркетингу и рекламе ГК «АвтоСпецЦентр»

Премиум-сегмент, традиционно для кризисного периода, показал наименьший спад и самую высокую положительную динамику на автомобильном рынке в России. Суммарно за январь–август объем регистраций автомобилей класса люкс снизился по сравнению с показателями 2019 года всего на 9 %. В то время как массовый сегмент ушел в минус на 13,9 % по сравнению с прошлым годом.

В общей сложности за три квартала 2020 года в России было продано 1 094 805 легковых и легких коммерческих авто. По итогам третьего квартала реализовано 946 323 автомобиля массового сегмента — классов А, В, В+, C, D и E — стоимостью до 1 500 000 руб. В премиальном сегменте — Audi, BMW, Mercedes-Benz, а также люксовые автомобили Ferrari, Lamborghini, Porsche, Rolls-Royce — количество проданных авто составило 101 957 штук.

Колебания курсов валют и нестабильная экономическая ситуация, возникшая на фоне пандемии, не отпугнули покупателей, а, наоборот, стали дополнительным стимулом для приобретения автомобилей класса люкс. Первый всплеск продаж новых авто премиум-класса наблюдался в феврале (плюс 72 %) и в марте (5 %) 2020 года. В общей сложности по итогам первого квартала количество реализованных автомобилей класса люкс выросло на 18 %. При этом в Москве данный показатель оказался еще выше и составил 22 %.

Повышение спроса связно с тем, что покупатели премиальных брендов имеют больше возможностей, чтобы совершать запланированные покупки, не откладывая их до стабилизации экономической ситуации. В том числе и для того, чтобы успеть купить новый автомобиль по текущей стоимости, до сезонного повышения цен.

Стремление приобрести автомобиль премиум-класса до подорожания вполне оправдано, так как в сравнении с началом года некоторые автопроизводители уже повысили цены. Так, автомобили Lexus подорожали на 0,8–15,4 %, MINI — на 2–9 %, BMW — на 0,9–7 %, Infiniti стали дороже на 0,6–0,9 %, а Mercedes-Benz — на 3,5–4,5 %. Безусловно, по всем брендам рост цен происходит по-разному как на весь модельный ряд сразу, так и на отдельно взятые модели, но общая тенденция на повышение стоимости к концу года сохраняется.

Самые популярные люксовые бренды по итогам восьми месяцев 2020 года: Bentley, Rolls-Royce, Lamborghini, Maserati, Ferrari, Porsche.

Динамика продаж этих автомобилей крайне неравномерна. На конец августа 2020 года количество реализованных авто Bentley сократилось на 10 %, спрос на Maserati упал на 43 %, Rolls-Royce, Ferrari и Lamborghini показали рост продаж 4, 4 и 5 % соответственно.

При этом наиболее востребованной маркой оказалась Porsche: в августе этот бренд реализовал на 51 % больше автомобилей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Количество продаж в люкс-сегменте по итогам трех кварталов 2020 года было более значительным, если бы дилеры не были ограничены товарными запасами из-за приостановки производства и поставок автомобилей. При отсутствии дефицита в третьем квартале дилеры смогли бы продать на 15–20 % автомобилей больше.

Что касается восстановления и дальнейшего развития авторынка и конкретно премиум-класса, то здесь очень многое зависит от того, будут ли введены новые ограничения из-за набирающей обороты второй волны COVID-19. Увеличение цен вряд ли скажется на спросе, так как владельцы автомобилей премиум-сегмента продолжают демонстрировать готовность приобретать новые авто. Единственное, что может продолжать сдерживать количество продаж — это дефицит импортных автомобилей, который, скорее всего, сохранится некоторое время. Рост цен, нестабильная ситуация на валютном рынке, пандемия, — все это снижает оптимизм автопроизводителей в отношении российского рынка. Поэтому они корректируют планы по импорту в меньшую сторону.