GOLD 1582.40
РТС 1008.85
DJIA 21181.48
NASDAQ 7201.80
бизнес

Росприроднадзор перезагрузит отношения с бизнесом

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

ГМК «Норильский никель» выделит 686 млрд рублей на экологию до 2031 года в рамках комплексной стратегии. Основная экоинициатива компании — запуск «Серного проекта». В Росприроднадзоре считают такую разработку необходимостью для крупного бизнеса. По словам главы надзорного ведомства Светланы Радионовой, экологическая повестка призывает перезагрузить отношения между Росприроднадзором и компаниями, поскольку последние годами «убивали» у себя экологические службы.

Программа «Норникеля» предусматривает 335 мероприятий, следует из презентации вице-президента по экологии и промышленной безопасности компании Станислава Селезнева, которую он представил во время выездного заседания научно-технического совета Росприроднадзора. Большая часть средств (624 млрд рублей) вложат в экологическую программу Норильского дивизиона ГМК. В «Серную программу» будут инвестированы 237 млрд рублей от этой суммы.

Кольский дивизион «Норникеля» на экологическую программу потратит 49 млрд рублей, Забайкальский дивизион — 13 млрд рублей.

По мнению Росприроднадзора, «Норникель» сделал большое усилие, но «впереди большая работа». «Названные 600 млрд рублей [на экологические программы] — это огромная сумма, и мы можем ее только приветствовать», — сказала Радионова журналистам. Она отметила, что служба со своей стороны предложила руководству ГМК включить ее в этот процесс и подписать соответствующий документ, который позволит каждый квартал отслеживать, как проходит реализация экологической стратегии.

Вице-президент по федеральным и региональным программам «Норникеля» Андрей Грачев добавил, что с Росприроднадзором обсудят и результаты двух научных экспедиций, организованных ГМК — Большой норильской экспедиции и Полярной экспедиции Чилингарова. «Такой диалог Росприроднадзора с бизнесом и экспертным сообществом важен и необходим», — считает Грачев.

Радионова отметила, что перезагрузка отношений между Росприроднадзором и крупным бизнесом должна сделать площадку научно-технического совета активной, чтобы совет стал рекомендательным органом, а его рекомендации стали основой для принятия решений Совбеза, парламентских комиссий и Минприроды. Глава службы призвала принять участие в обсуждениях на площадке представителей науки и экологическую общественность, включая региональную.

«Вы за это заплатите»

Вопрос о том, где компаниям искать высокопрофессиональных экологов, стал наиболее болезненным за время обсуждения. Радионова подчеркнула, что служба своих экспертов выращивает самостоятельно. Ведомству «за короткое время» удалось «переобучить технарей в экологов», поскольку «мы этого хотели», объяснила она. «Эколог — тоже человек. Вы на своих предприятиях уничтожили экологов как класс. Вы экологические службы нивелировали до чего-то непонятного», — заявила глава Росприроднадзора, обращаясь к поднадзорным службе компаниям. При этом она поблагодарила «Норникель» за осознанность в выплате штрафа за разлив топлива под Норильском в мае 2020 года.

Глава Росприроднадзора считает, что крупный бизнес «убил» у себя экологические службы, а это привело к тому, что «экологи не имеют права голоса». За неимением собственных экспертов некоторые компании обращаются к неакредитованным лабораториям, «которые дают совершенно ложную картину» о том, что происходит на производстве. Это все может привести к авариям, которые иногда пытаются скрыть от надзорного органа, чтобы «сэкономить» на штрафах.

«Обещаю, если вы допустите нарушение в области экономического законодательства и загрязнения окружающей среды или других ее компонентов, то вы за это заплатите. И это будет дорого», — заявила Радионова. По словам главы Росприроднадзора, «липовые конторки» сами звонят представителям компаний, предлагая «нарисовать» в документах то, что нужно. Таким фирмам следует сразу отказать, чтобы потом «не вышло дороже».

Также Радионова призвала компании внимательнее относится к набору собственных экологов и посоветовала брать «не дешевле, а качественней, иначе потом будет дорого».

Когда при возникновении какой-либо аварии компании в первую очередь будут сообщать об этом в Росприроднадзор, тогда можно будет констатировать успех диалога, отметила она. «Мы формировали десятилетиями совершенно негодное отношение к экологии и экспертному сообществу», — добавила Радионова. По ее мнению, крупный бизнес также несет ответственность за его создание.

«Нейтральное производство»

Совет директоров «Норникеля» принял экологическую стратегию в начале июня 2021 года. Она будет охватывать, по информации компании, главные направления в центре природоохранной деятельности:

  • изменение климата;

  • воздух;

  • вода;

  • управление хвостохранилищами и отходами;

  • почва и биоразнообразие;

  • взаимодействие со стейкхолдерами.

Всего в стратегии заложена 21 цель в области экологии и охраны труда. Среди них — сокращение выбросов оксида серы (SO2), соответствие принципам Рабочей группы по климатическим раскрытиям (TCFD) и внедрение принципов «Глобального стандарта хвостохранилищ» (Global Tailings Standard). Также в планах компании рециркуляция и повторное использование воды. Для достижения всех этих целей «Норникель» будет реализовывать «Серную программу».

Она направлена на существенное сокращение выбросов в атмосферу SO2, которые, в свою очередь, являются одной из причин кислотных дождей. Реализация «Серной программы» на норильских производствах позволит компании сократить эти выбросы на 95% за 15 лет (с 2015 по 2030 годы).